ПОВЫСИТЬ АВТОРИТЕТ, НЕЗАВИСИМОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
В Астане с участием Президента Нурсултана Назарбаева прошел VI съезд судей Республики Казахстан
Съезд судей, который проводится в стране раз в четыре года Верховным судом и Союзом судей РК, — важное общественно-политическое мероприятие, где служители Фемиды получают возможность обозначить ключевые направления развития системы правосудия, поднять проблемные вопросы, подвести итоги проделанной работы. Особый статус мероприятию придает участие в нем Главы государства.
Делегатами VI съезда стали более 600 человек из всех регионов страны, представители государств ближнего и дальнего зарубежья — России, Молдовы, Украины, Кыргызстана, Грузии, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Германии, а также ОБСЕ, ПРООН, Европейского союза, судьи экономического суда СНГ и суда ЕврАзЭС.
В нынешнем году съезд был посвящен задачам национальной судебной системы в контексте Стратегии «Казахстан-2050». Как отметил Глава государства, VI съезд казахстанских судей проходит в ответственный исторический момент, когда Казахстан приступил к реализации задач долгосрочной программы.
— Мы определяем приоритеты и задачи для всех векторов нового политического курса, — подчеркнул Президент. — Они подчинены нашей стратегической цели — войти в число 30 развитых стран мира. Это основная цель, на которую «нанизываются» все другие задачи всех органов власти, в том числе судебной системы. В ХХI веке важнейший критерий развитости наций — это безупречная и эффективная национальная судебная система. Независимый и справедливый суд — стержень деятельности любого государства. Без этого ни в одной стране мира, тем более в самых развитых государствах, не может быть ни благоприятного инвестиционного климата, ни высокого уровня благосостояния граждан, ни успешного развития общества.
Как отметил Нурсултан Назарбаев, повышение конкурентоспособности правовой системы во всех ее базовых отраслях как публичного, так и частного права — одна из главных задач Стратегии «Казахстан-2050». Поэтому сейчас важно определить приоритетные направления и конкретные механизмы масштабной работы по повышению авторитета, независимости и эффективности судебной системы. В этом, по мнению Президента, и есть ключевая задача VI съезда судей.
Возрос уровень доверия
Выступая с речью, Глава государства в первую очередь рассказал о том, чего удалось добиться казахстанской Фемиде за четыре года, прошедшие с предыдущего форума. В первую очередь Президент страны отметил, что за этот период казахстанская судебная система на 23 позиции улучшила свой показатель по критерию «Независимость судов» в Глобальном рейтинге конкурентоспособности. Однако, несмотря на такие хорошие подвижки, наша страна находится на 88-м месте, поэтому необходимо удвоить работу по реформе правовой системы, и особенно ее ядра — системы правосудия.
На сегодня Казахстан обладает современным правосудием с профессиональным судейским корпусом: в стране действует 378 судов общей, административной, экономической, уголовной, ювенальной и финансовой юрисдикции, в которых работают 2 214 судей, прошедших строгий квалификационный отбор. Уголовные дела по наиболее тяжким преступлениям рассматриваются с участием присяжных заседателей. В целях повышения защиты прав и свобод граждан был введен и действует институт судебного санкционирования ареста.
— Судебная реформа, проведенная в Казахстане, приблизила нашу систему правосудия к запросам и интересам граждан, существенно повысила качество судебных разбирательств, — подчеркнул Президент. — Возрос уровень доверия казахстанцев к судам. Об этом говорит, во-первых, рост числа дел, рассматриваемых в судебном порядке. Этот показатель с 2000 года составляет более миллиона ежегодно. Во-вторых, качественные изменения в судебной системе подтверждаются социологическими исследованиями, проведенными под эгидой ООН.
Многое сделано для укрепления независимости судей, снижения давления на представителей правосудия. Так, полномочия по рассмотрению их дисциплинарной ответственности закреплены исключительно за Судебным жюри. За последние четыре года число судей, привлеченных к дисциплинарной ответственности и освобожденных от должности по отрицательным мотивам, снизилось почти в 4 раза.
С 2009 года ежегодные показатели отмененных и измененных судебных решений стабилизировались в среднем на уровне соответственно 0,5 и 0,9% от всех принятых. Это, как пояснил Президент, также говорит о возросшем уровне справедливости при отправлении правосудия в нашей стране. Повышению оперативности и справедливости национальной системы правосудия способствовали меры по усилению роли областных судов и отмене практики возврата дел в суды первой инстанции. Продолжается работа по специализации судов.
— Деятельность всех структур казахстанского правосудия стала более прозрачной, — продолжил Нурсултан Назарбаев. — Сейчас можно ознакомиться с решениями судов в электронном режиме — на сайте Верховного суда и местных судебных инстанций. По моему поручению в 2010 году суды были освобождены от несвойственных им функций. Исполнение судебных актов передано органам юстиции, а при Верховном суде образован самостоятельный департамент. Аппараты судов сосредоточены на обеспечении деятельности судей.
Кроме того, в Казахстане учрежден институт медиации. Этот процесс, при котором примирение сторон осуществляется при помощи внесудебного посредника, также создает предпосылки для последовательной разгрузки судов от рассмотрения дел, по которым возможны обоюдно приемлемые решения. Данный институт, как подчеркнул Президент, необходимо развивать и довести до мирового уровня.
— Повышение эффективности судебной системы всегда было предметом заботы государства и моей личной, — напомнил Нурсултан Назарбаев и проинформировал, что расходы республиканского бюджета на обеспечение деятельности судов с 2006 года увеличились в 2,6 раза — с 11,2 млрд. тенге до 30 млрд. тенге в текущем году.
Значительно укреплена материальная база судебной системы, все суды Казахстана технически оснащены и размещаются в зданиях, отвечающих современным стандартам отправления правосудия. Причем эта работа продолжается, так, сейчас завершается строительство новых зданий для судов Астаны, Алматинской и Костанайской областей. Также, по словам Президента, только за последние четыре года оклады служителей казахстанской Фемиды выросли на 60%, и заработные платы судей всех уровней являются самыми высокими в регионе.
Признанием достижений Казахстана по реформированию судебной системы Глава государства назвал тот факт, что Союз судей РК принят в полноправные члены Международной ассоциации судей.
— Это важный шаг в деле интеграции отечественного правосудия в международное судебное сообщество и признание заслуг нашей судебной системы, — сказал Президент. — В целом казахстанская Фемида стала самодостаточной, ответственной и динамичной ветвью единой государственной власти. В этом я вижу огромную заслугу судей всех уровней! Я благодарен вам за ваше служение Закону, за верность чести судебных мантий, за ваш каждодневный достойный труд во имя торжества справедливости и правопорядка в нашей стране.
Требует решения
Между тем обновление судебно-правовой сферы, как отметил в своем выступлении Глава государства, должно стать неотъемлемой частью поступательного развития страны, ход которой определяется Стратегией «Казахстан-2050».
— По прошествии времени произошли значительные изменения в экономике. В частности, в стране действуют рыночные отношения, установлена новая финансовая система, подверглись изменениям взаимоотношения между работодателями и работниками. Поэтому когда мы говорим о квалификации судей, им следует вникать во все эти вопросы. Так как все, что происходит в экономической и политической жизни, подчиняется законам, — отметил Нурсултан Назарбаев.
Сегодня, прежде всего, важно видеть потенциал развития системы правосудия, самокритично выявлять и своевременно решать имеющиеся в ней проблемы.
В первую очередь Глава государства обратил внимание на то, что судопроизводство в Казахстане пока еще необоснованно затянуто и формализовано. Порядок и правила отправления правосудия нуждаются в последовательной модернизации, недостаточно используются в процессе судопроизводства информационные технологии. А проблемы, которые возникают у представителей правосудия со средствами массовой информации, по мнению Президента, происходят по той причине, что суды и их работники слабо информируют о своей деятельности и принимаемых решениях.
В начале пути находится Казахстан в части развития судебных специализаций, а между тем введение института следственных судей может повысить роль судов в контроле за досудебным производством. В новых кодексах — Уголовно-процессуальном и других — этот вопрос, по словам Президента, решается. К тому же расширится круг санкционируемых судом следственных действий. Также Глава государства подчеркнул важность активного нарабатывания практического опыта в деятельности судов присяжных.
— Важно решать проблему растущей нагрузки на судей, — продолжил Нурсултан Назарбаев. — В судах первой инстанции она выросла за последние четыре года в среднем с 38 до 56 дел в месяц на одного судью. В некоторых регионах этот показатель еще выше. Я об этом знаю, поэтому дано поручение предусмотреть в республиканском бюджете на 2014 год увеличение количества судей на 450 человек, то есть на 25%, а также дополнительные средства на 450 единиц персонала и 60 судебных приставов. В итоге состав судейского корпуса и аппарат судов будет увеличен на 960 человек.
Также было отмечено, что казахстанская система правосудия по-прежнему сталкивается с фактами судебных ошибок, нарушений законности и судейской этики. На них болезненно реагирует общественность, они дают повод для различных негативных оценок всей судебной системе, отметил Президент и подчеркнул, что отдельные судьи сами допускают бюрократизм и судебную волокиту, затягивая рассмотрение споров.
— Кадровая политика в системе правосудия пока не совершенна. Недостаточно высоки барьеры от проникновения в суды нечистоплотных на руку лиц, — констатировал Глава государства.
Ежегодно в Казахстане за коррупционные преступления в среднем осуждаются двое-трое судей, 39 судей привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе восемь — с освобождением. Отмечаются факты, когда на областном уровне защищают даже тех судей, которые допустили нарушения.
— Я понимаю, что надо защищать судей, однако мы должны очищать свои ряды и быть строгими к своим коллегам тоже, — заявил Нурсултан Назарбаев. — В целом в судебной системе есть немало вопросов, требующих адекватного решения.
Взгляд на перспективу
Стратегия «Казахстан-2050», как отметил, выступая на пленарной сессии VI съезда судей РК Нурсултан Назарбаев, задает не только новую масштабную цель, но и предусматривает нарастающий темп динамики экономических и социальных отношений в Казахстане в ближайшие десятилетия. А это, в свою очередь, будет повышать роль и ответственность национальной судебной системы в обеспечении правопорядка, укреплении стабильности в обществе, последовательном повышении правовой культуры граждан.
— Казахстанская Фемида должна быть полностью готова к тем разительным переменам, которые произойдут в экономике в предстоящий период, — подчеркнул Президент. — Казахстанское судебное сообщество должно быть на высоте любых вызовов времени. Оно должно быть открытым и восприимчивым к судебно-правовым инновациям, которые уже сейчас происходят в глобальной юриспруденции и, безусловно, будут в будущем. Только четко следуя букве и духу Закона, повышая свой профессионализм, развиваясь и самосовершенствуясь, национальная судебная система сможет надежно обеспечить устойчивость правового базиса реализации нашей стратегии.
Нурсултан Назарбаев напомнил, что важнейшие направления развития национального судопроизводства определены в Концепции правовой политики до 2020 года, но сегодня важно заглянуть в будущее, принять во внимание как будет эволюционировать глобальное правовое пространство и именно под этим углом зрения точно определить перспективы развития. В связи с этим Президент поделился с участниками съезда своим видением главных приоритетов казахстанского правосудия.
В первую очередь важно последовательно совершенствовать законодательные и процессуальные нормы деятельности судов. Уже подготовлены проекты новых кодексов — уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и об административных правонарушениях, в которых предусмотрена новая компетенция судов, в том числе новый упрощенный порядок судопроизводства. Расширяются рамки судебного контроля и полномочия судей в ходе судебных разбирательств. Идет дальнейшая гуманизация, но нельзя делать ее самоцелью, дабы не ослабить правопорядок. Скорейшее принятие и введение в действие этих кодексов, подчеркнул Глава государства, откроет новые возможности для повышения качества и оперативности уголовного правосудия.
— Надо также модернизировать гражданское судопроизводство, — сказал Нурсултан Назарбаев. — Поручаю Правительству совместно с Верховным судом приступить к разработке проекта нового Гражданского процессуального кодекса. Порядок рассмотрения гражданских дел должен быть удобным и быстрым для сторон процесса, ориентированным на их примирение и широкое использование современных технологий. Следует разработать и внедрить законодательно обоснованную методологию разграничения случаев, требующих пересмотра судебных решений. Все суды должны быть готовы к работе в условиях нового законодательства, обеспечить оперативное, законное и справедливое рассмотрение дел. За это должны нести персональную ответственность как судьи, так и председатели судов.
В качестве второй важной задачи Президент назвал дальнейшее совершенствование судоустройства. В связи с чем возникает вопрос о создании эффективной системы административной юстиции, которая должна быть частью административной реформы, проводимой Казахстаном для улучшения работы всего государственного аппарата. Однако внедрять данную систему, высказал мнение Глава государства, необходимо не торопясь, постепенно, учтя отечественную правовую культуру, следует изучить опыт других стран по этому вопросу и реализовать в опытном порядке.
— В юрисдикции этого важного сегмента судебной власти должны быть вопросы разрешения споров, возникающих между гражданином и государством. Надо законодательно закрепить ограничения подсудности дел, подлежащих рассмотрению в порядке надзора Верховным судом, — отметил Президент.
Третья задача состоит в том, чтобы реализовать огромный потенциал развития правовой системы Казахстана, который содержится во внедрении альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, особенно в социальной сфере. Так, например, сегодня несовершенство законодательства о медиации сдерживает развитие в стране несудебных институтов урегулирования спорных ситуаций. В текущем году с использованием инструментов медиации рассмотрен только один процент от всего числа дел, поэтому необходимо привести отечественное законодательство по этому вопросу в соответствие с международными стандартами. Это окажет позитивное воздействие на судебную систему Казахстана, будет способствовать снижению нагрузки на суды, а также усилит деловую активность, создаст благоприятный инвестиционный климат в стране.
— Об инвестиционном климате я говорю постоянно на всех встречах с правоохранительными органами, и Казахстану, как любой стране, необходимы инвестиции, в том числе внутренние и иностранные, — подчеркнул Нурсултан Назарбаев. — Всякими проверками и различными препонами мы не должны ограничивать бизнес. В рассматриваемых кодексах за экономические преступления предусматривается использование финансовых санкций, тем самым за счет экономических правонарушений не увеличивая тюремное население нашей страны. В этом отношении досудебное решение имеет большое значение.
Обеспечить доступность правосудия широким слоям граждан — еще одна важная задача, стоящая перед судейской системой. Как сказал Глава государства в своем выступлении, следует повсеместно внедрить электронную фиксацию судебных процессов как механизма, обеспечивающего полноту и качество протокола судебного разбирательства, обеспечить все суды первой инстанции системами видеоконференцсвязи, что даст возможность отправлять правосудие в дистанционном режиме. Лица, обратившиеся в суд, не должны сталкиваться с территориальными и организационными препятствиями в защите своих прав.
Важно также расширять альтернативность подсудности дел по выбору сторон, исключать любые формальные требования к подаваемым в суд заявлениям.
— Особенно это актуально при рассмотрении дел в отношении социально уязвимых слоев населения, в том числе несовершеннолетних, — пояснил Президент. — Суды не вправе, используя пробелы в законодательстве, отказывать в принятии заявлений по каким-то формальным предлогам. Судьи — это слуги народа, как и все государственные служащие. Их непосредственная обязанность заключается в том, чтобы принимать все возможные меры по защите прав и интересов граждан.
Последней по счету, но не по важности Глава государства озвучил задачу по дальнейшему повышению профессионализма судейского корпуса Казахстана.
— Безусловно, никто не может быть застрахован от ошибок, — высказался Президент. — Но цена ошибок в работе судей слишком высока для всего общества и каждого человека. Судьям доверено действовать во имя справедливости от имени закона, что налагает на них двойную ответственность. Решение этой задачи требует, прежде всего, модернизации системы судейского образования.
Следует также продолжить работу по повышению социальных и материальных условий деятельности судей, но с одновременным ужесточением требований к качеству их работы и ответственности. Улучшать обеспеченность судов и судей всем необходимым для их успешной деятельности. А усилиями средств массовой информации формировать в обществе позитивное и уважительное отношение к судебной системе.
Глава государства констатировал, и это отмечали участники съезда, что в стране действительно имеют место случаи давления на судей. В частности, применяется такой механизм, когда используют нижестоящих судей для того, чтобы «подобраться» к вышестоящим, апеллируя к тому, что если заместитель или руководитель какого-то звена госоргана провинился, то первый руководитель тоже за это отвечает.
— Это неправильно, — заявил Нурсултан Назарбаев, подчеркнув, что каждый должен оцениваться отдельно — есть ли у него какая-либо вина.
Индикатор самочувствия общества
Всего в рамках VI съезда cудей Казахстана состоялось три пленарных сессии. Среди выступавших — председатель Верховного суда Кайрат Мами, зарубежные гости, казахстанские служители Фемиды различного уровня.
К. Мами содержание рассматриваемых дел назвал индикатором социального самочувствия общества. Глава ВС подчеркнул, что количество обращений в суды всех уровней неуклонно растет. Только за последние 10 лет это число превысило миллион.
— При этом, — подчеркнул председатель Верховного суда, — статистика не в полной мере отражает существующее положение, а увеличение числа обращений в суды показывает, что они утвердились как действенный способ разрешения правовых конфликтов в обществе.
— Динамика реализации гражданами конституционного права на судебную защиту, — акцентировал внимание председатель ВС, — подтверждает качественное развитие национального права, а также неуклонный рост юридической грамотности и правосознания наших граждан.
Однако у такой динамики, по словам Кайрата Мами, есть и обратная сторона — это увеличение нагрузки на судей.
— За четыре года, прошедшие после V съезда судей, средняя нагрузка на одного судью возросла с 38 до 56 дел в месяц. А в специализированных судах областных центров — с 90 до 130 дел, — отметил К. Мами.
— Сегодня суды работают в условиях высокого напряжения, в формате интенсивных физических и психоэмоциональных нагрузок. До сих пор реализация задачи упрощения судопроизводства сводилась в основном к исключению некоторых формальных норм из процессуальных законов. Такой подход к решению проблемы, как и следовало ожидать, не оказал какого-либо существенного влияния на снижение нагрузки и не исключил бюрократизма в судах, — подчеркнул глава ВС.
При этом, отметил К. Мами, увеличению нагрузки способствует в первую очередь принцип приоритета судебной подведомственности, действующий в гражданском процессуальном законодательстве. Он обязывает всех судей принимать в производство все поступающие обращения. Вместе с тем обоснованность некоторых из них с точки зрения рациональности и затрат вызывает определенные сомнения.
— К примеру, налоговое управление по Медеускому району Алматы обратилось в суд с исками о списании с лицевого счета юридических лиц излишне уплаченных налогов в размере 8 и 9 тенге, соответственно. Эти обращения рассмотрены и удовлетворены судом. В целом доля дел, сумма исковых требований по которым не превышает 1 тысячи тенге, составляет треть всех налоговых споров, — уточнил Кайрат Мами.
С целью решения проблемы Верховный суд подготовил законопроект об обращениях налоговых органов, который предусматривает предварительную налоговую апелляцию.
— Более того, мы должны законодательно закрепить такие общие принципы внесудебных административных процедур и для других госорганов, — считает председатель Верховного суда.
Один из путей решения снижения нагрузки на судей — медиация, но пока этот институт в Казахстане не оправдывает ожиданий, считает глава ВС.
— К сожалению, адаптация медиативных форм разрешения споров у нас проходит медленно, — сказал К. Мами, — количество дел, рассматриваемых в рамках медиации, незначительно. Медиация же конфликтов уголовно-правового характера превратилась в проформу института примирения, применявшегося и ранее в уголовном процессе.
— По истечении двух лет после принятия специального закона наше общество все еще находится в режиме ожидания реальных результатов от института медиации, — акцентировал внимание Кайрат Мами, отметив при этом, что суды не располагают процессуальными рычагами воздействия на стороны для обращения к процедурам медиации.
Особое внимание К. Мами уделил концепции судебной реформы, которая, по его словам, реализована в полной мере.
— Сформирована организационно-правовая база судов, — подчеркнул К. Мами, — успешно функционируют специализированные суды по уголовным, административным и экономическим делам, ювенальный и военный суды. Удалось найти законодательное решение проблем судебной волокиты посредством введения полной апелляции, — отметил председатель ВС. При этом, как подчеркнул К. Мами, непосредственное участие граждан в отправлении правосудия стало эффективной мерой повышения общественного доверия к судам.
Коснулся в своем выступлении на съезде Кайрат Мами и хозяйственных споров.
— Хозяйственные споры между организациями — членами Национальной палаты предпринимателей должны рассматриваться третейскими судами, — считает глава ВС.
К. Мами акцентировал внимание на том, что новый закон возлагает на Национальную палату предпринимателей функцию создания третейских судов. И в связи с этим есть конкретные предложения по организационному и правовому обеспечению деятельности третейского суда, создаваемого при палате.
Председатель Верховного суда предложил включать в договоры между хозяйствующими субъектами — членами НПП арбитражную оговорку о передаче возможного спора на рассмотрение своих третейских судов. К. Мами отметил, что у Национальной палаты предпринимателей достаточно возможностей для развития и укрепления института третейского суда.
Конструктивная диалоговая площадка
Профессиональный форум судей стал результативной площадкой для обмена мнениями и обсуждения назревших проблем.
Высокую оценку работе судебной системы Казахстана дал ректор Российской академии правосудия Валентин Ершов, заострив внимание на выработке единой судебной практики и профессиональной подготовки судей.
Экс-председатель Верховного суда, председатель Совета судей, судья Верховного суда Украины Василий Онопенко сделал акцент на интересной, на его взгляд, правоприменительной практике казахстанских судов. Зачитав приветствие Верховного суда Украины, он решил добавить несколько слов от себя.
— Разрешите сказать о том, что я чувствую. Знаете, когда я ехал сюда со своей коллегой, которая родилась в Казахстане, спросил ее о вашей стране. «А ты почитай «Казахстанский путь», — ответила она. И я внимательно прочел книгу, которую написал Президент Казахстана. Я задумался о том, в чем особенность казахстанского пути? И только приехав сюда, понял, в чем эта особенность.
Строительство государства можно сравнить со строительством дома. А чтобы выстроить чудесный дом, нужен план, фундамент, кирпич, камень, песок. А еще цемент. Без него дом рассыплется. И вот этот цемент в вашей стране есть. Это национальное единство, это политическая воля Лидера. Это стремление преобразовать вашу страну.
— Господин Президент, — обратился к Главе нашего государства В. Онопенко, — всем известно, что ваша юность была связана с Украиной и, что здесь проходило ваше становление. Я от своих коллег — украинцев передаю вам привет и пожелание крепкого здоровья в нелегком труде строительства этого казахстанского дома. Господин Президент! Я бы тоже хотел подарить Вам свою книгу, я ее уже подписал. Мне очень приятно осознавать, что она станет для Вас частицей воспоминаний об Украине, где Вы работали и формировались как личность.
Своим виденьем наболевших проблем на съезде поделились председатель Акмолинского областного суда Омирсерик Кожабаев, судья Северо-Казахстанского областного суда Елена Максюта и другие представители судейского сообщества Казахстана, отмечавшие в своих выступлениях, что в судах вершатся судьбы конкретных людей, поэтому важно не совершать судебных ошибок, бороться с чванством и коррупцией. Непрофессионализм и предвзятость — не только изъян конкретного судьи, но и подрыв доверия к судебной системе.
Кроме того, на съезде с отчетным докладом о деятельности Союза судей РК выступил председатель союза Анатолий Смолин.
Подводя итоги, Нурсултан Назарбаев отметил, что национальная судебная система должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства, защиты прав и свобод казахстанцев.
— В этом заключен высочайший смысл служения народу судейского сообщества Казахстана. В этом состоит главный долг казахстанских судей в сложной работе по реализации Стратегии-2050. Я убежден, что более чем двухтысячный судейский корпус Казахстана внесет достойный вклад в реализацию нашей цели и задач по обновлению и укреплению нашего Отечества, — заключил Президент.
Юлия МАГЕР,
Валентина ФИРОНОВА,
фото Сергея БОНДАРЕНКО,
Болатбека ОТАРБАЕВА,
«Казахстанская правда»,
21.11.13 г.