НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ АТЫРАУСЦЕВ В ИТАЛИИ
Атыраучанка Кира Ряднова с супругом Александром, его брат и мама — та самая семья из Атырау, которая решила отметить Старый Новый год и просто отдохнуть, отправившись в круиз на туристическом лайнере Сosta Concordia. Мы встретились с чудом спасшимися путешественниками, чтобы из первых уст услышать о случившемся у берегов Италии.
Чего им только ни пришлось пережить за все это время путешествий. В принципе, до момента крушения все было хорошо, даже замечательно, говорит Кира. Но после того, как — по официальной версии — корабль «столкнулся» со скалой, начался просто кошмар. Атыраусцы уверены: если бы нормально была организована эвакуация пассажиров, а также последующее внимание к потерпевшим со стороны руководства лайнера и фирмы, на балансе которой находилась Costa Concordia, можно было бы избежать нервных срывов, потрясений и даже человеческих жертв.
ОФИЦИАНТЫ ОТВОЗИЛИ ЛЮДЕЙ НА ШЛЮПКАХ
Сегодня можно порадоваться за наших земляков: они дома. Можно порадоваться за маму подростка, который все это время почти глаз не сомкнул, переживая за своих родителей. Он сутками следил за информационными лентами, чтобы не пропустить ни одной новости о своих родителях.
Вчера мы побывали дома у родителей Киры, куда она прибыла сразу же по приезду — ее отец с матерью были очень взволнованны, перенервничали, и надо было их успокоить.
— Вчера выпила снотворного, чтобы поспать подольше: пережитое никак не выходит из головы, и уснуть самой не получается, — оправдывается Кира за назначенное за полдень время для интервью.
Сейчас Кира вспоминает о тяжелом предчувствии, будто что-то не отпускало ее в поездку. Сначала очень долго оформляли визу — посольство Испании тянуло время. Потом за несколько дней до отъезда заболел сын. Кира даже подумала — значит, не судьба. Но вскоре сыну заметно полегчало, да и родители Киру уговаривали — езжайте, все будет хорошо, отдохнете от работы, смените обстановку, в конце концов, побываете в разных странах, а за внучком присмотрим.
— И действительно, все было очень здорово! На корабле царила атмосфера сказки, все было очень красиво, даже шикарно, точь-в-точь как в «Титанике», — вспоминает Кира. И добавляет меж тем, что при первом появлении на лайнере у нее возникло необъяснимое, какое-то странное чувство тревоги.
— Мы прибыли на корабль 9 января (круиз должен был окончиться 16 января). Это было в Барселоне (а вообще, лайнер уже два дня как начал свое путешествие из Санта Моники, что в Штатах). Когда нас расселили по каютам, то никакого инструктажа с нами не проводили, — сетует Кира. — Мне тогда показалось это странным. Объяснили нам так: мол, мы уже все подробно рассказали в первый день круиза. Нам велели ознакомиться со слайдами, на которых было изображено, как пройти в случае крушения к шлюпкам, как жилет надевать и все такое.
Кира рассказывает, что вообще отношение к пассажирам — в плане безопасности, на протяжении всего круиза было странным. Например, не давали пассажирам на руки так называемые красные карты — а ведь именно по ним в случае эвакуации потерпевших определяют в дальнейшем (на этих картах вся информация — откуда пассажир, с какого судна).
В тот злополучный день, 13 января, Кира с мужем и родными гуляли по Риму, у берегов Италии — одна из остановок Costa Concordia. Посетили музей «Вавилон», собор Святого Петра, в общем, прибыли на лайнер под впечатлением. Вечером решили отметить наступление Старого Нового года, а также день рождения Александра в ресторане корабля.
Все было очень торжественно, трогательно, ресторан, надо признаться, блистал роскошью, это, наверное, было самым красивейшим местом на лайнере. С нашими земляками поздоровался капитан корабля сеньор Скеттино (с которым, кстати, любому отдыхающему можно было сфотографироваться за… 14 евро). Он сидел за соседним столиком со своей спутницей (позже СМИ будут говорить, что эта девушка неизвестно откуда взялась и также исчезла). Кира же заверила, что видела ее до крушения корабля и после. Капитан и его помощники были навеселе, приняв на грудь не один фужер вина.
После того, как атыраусцы отпраздновали двойное событие, начались звонки — благо, мобильник был подключен к роумингу. Родные и друзья из Атырау спешили поздравить Александра с днем рождения.
— Где-то в десять вечера, — вспоминает Кира, — мы почувствовали сильный толчок. Вдруг зазвенели и один за другим попадали со столиков бокалы. На этом корабле было 11 палуб. То есть одиннадцать этажей. Ресторан находился на самом верху. Когда произошел удар, мы увидели, как на нижних палубах, где располагались закусочные, полетели в разные стороны пицца, бутерброды, фрукты. Затем корабль начал потихоньку выравниваться. Тут же раздалось объявление по радиорубке: «Всем разойтись по каютам».
Каюты атыраусцев находились на 7-й палубе. В каютах было темно, Кира в спешке успела взять свою сумочку, мобильный телефон. Пассажиры лайнера — более четырех тысяч человек — ринулись в шлюпки, чтобы добраться до суши.
— Паника была ужасная. Я такое столпотворение видела только в кино, — продолжает вспоминать Кира. — По радио повторяли одно и то же: «Ситуация под контролем. Отключилось электричество. Но все хорошо». Мой супруг, капитан по званию, служил в военно-морском флоте. И он меня все время вводил в курс дела, что происходит. Например, он говорил, что сигналы к эвакуации — 7 коротких, 1 длинный — должны были звучать постоянно, но ни одного такого мы не слышали. Ни капитан, ни его помощники не успокоили людей, не объяснили, как действовать в сложившейся ситуации. Мы их больше не видели, кстати. Пассажиры были предоставлены сами себе.
В первых шлюпках эвакуировался почти весь персонал корабля. По идее можно было на шлюпках отвозить пассажиров и возвращаться вновь за другими людьми, но никто этого не делал. Все были в панике, все торопились спасти себя.
Кира рассказывает, что шлюпками управляли и официанты, и портье, в общем, все, кто смог сесть туда. Шлюпок было мало, людей по-прежнему много. Кира с Александром спустились на третью палубу, откуда шла эвакуация, очень поздно — трудно было передвигаться, корабль уже сильно накренился. Хорошо, что брату Александра с мамой удалось попасть на одну из первых шлюпок.
А на наших земляков надели спасательные жилеты и выдали по свистку.
— И тут я поняла, что сейчас мы поплывем, иначе никак. Я испугалась — вдруг утонем, и написала сообщение родным в Атырау, чтобы позаботились о сыне, — Кира едва сдерживает слезы. — Просто обидно, что произошел такой хаос. Мне кажется, будь персонал обучен, и если бы о мерах предосторожности позаботились заранее, можно было избежать многих неприятных моментов.
Все-таки Кире и ее мужу удалось попасть на одну из шлюпок, отходивших к берегу. Уже совсем скоро они были на острове Джильо.
На острове злоключения не закончились. Потерпевшие искали ночлег и теплую одежду. Во время эвакуации всем приказали снять обувь. Поэтому многие сильно простудились. На суше спасенные были предоставлены сами себе, никто не объяснял, что теперь делать, куда идти.
Атыраусцы среди других пассажиров нашли тепло и кров в местной церкви. Кстати, местные магазинчики не преминули воспользоваться ситуацией и взвинтили цены в несколько раз на продукты и воду.
Ранним утром потерпевших расселили в летние гостиницы, а утром отвезли в порт Сан Паоло, откуда следовал корабль до Рима.
— Интересная и обидная деталь, — заметила Кира, — вначале сажали на судно только итальянцев. Нас спасло то, что свекровь отлично говорит по-итальянски, поэтому мы тоже сели на корабль. Каково же было наше удивление, когда мы увидели… персонал Costa Concordia! Такое было впечатление, что там только они и находились.
Кстати, до отплытия в Рим, атыраусцы случайно услышали, как одна девушка, разговаривая по телефону, громко заметила: «Вроде из Казахстана только нас трое и все».
— И тут мы к ним подбежали и представились, что мы — соотечественники. Как оказалось, девушка и двое ее попутчиков из Алматы и разговаривала она с казахстанским послом!
Так в посольстве узнали, что в беду попали и атыраусцы.
Дома же, в Атырау, родные Киры и ее супруга, увидев по телевизору новость о крушении лайнера, места себе не находили. Когда с ними связалась Кира, они отправились в акимат. Их принял заместитель акима области Аскар Керимов, при них же связался с посольством Казахстана в Италии и пообещал по возможности быстро восстановить документы. Также поддерживали их и в областном департаменте по ЧС — 2 дня держали связь с родными, пока не убедились, что те выехали из Италии домой. В Риме потерпевшие атыраусцы встретились с прибывшим послом Казахстана в Италии, который выдал им временные свидетельства на возвращение в Республику Казахстан, а также по 100 евро на каждого.
— Кстати, именно по выданным свидетельствам мы проголосовали в день выборов в Мажилис и маслихаты в Казахстане, — улыбается Кира.
Правда, с этими справками наших земляков не пустили дальше — в Париж (у них было запланировано после круиза посещение Франции), а в Праге (летели через эту страну) и вовсе поместили в полицейский участок. Требовали с них настоящие документы. Их отпустили только через несколько часов, когда, опять же, посольство утрясло все нюансы.
Так как у Киры и ее мужа были заранее куплены билеты на обратную дорогу, им не пришлось переживать о том, как они вернутся домой.
Сегодня, когда уже все позади, атыраусцы намерены подать в суд на американское турагентство, с помощью которого оформили круиз. И еще они надеются, что МИД Казахстана поможет восстановить документы.
Кира вспоминает, что незадолго до крушения лайнера расстегнулась цепочка (чего ранее никогда не случалось) и янтарный медальончик, бережно хранимый ею как подарок от родных, чуть не соскочил с цепочки и не угодил в Тирренское море, как это «сделал» кулон героини того самого фильма «Титаник». Простое совпадение? Может быть, но уж очень какое-то мистическое…
Надежда ШИЛЬМАН