Не пропустил скорую? Будешь оштрафован
Нередко кареты скорой помощи и пожарные автоцистерны сталкиваются с безразличием автолюбителей. Не спасают ни проблесковые маячки, ни включенная сирена. Бывают случаи, когда автомашины экстренных служб водители и рады пропустить, но не могут, мешают пробки на дорогах.
4 октября проектным офисом «Атырау – адалдық алаңы» проведена акция «Жол мәдениеттілігін қалыптастыру» (формирование культуры на дорогах) совместно с сотрудниками департамента полиции и медицинскими работниками региона.
Как проинформировала руководитель проектного офиса Альфия Адиева, цель акции – разъяснить пешеходам и водителям принципы взаимного уважения и добропорядочности на дороге.
– Одним из главных требований Кодекса «О дорожном движении» является предоставление преимущества в движении транспортному средству оперативных и специальных служб с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами, – пояснила А. Адиева. – Пропускать водители должны все машины, которые едут с включенными световыми и звуковыми сигналами. Это пожарные машины, полицейские и скорые. Потому что они спешат на вызов, и для того, чтобы добраться до пациента, пожара или места происшествия, они могут даже нарушать правила дорожного движения, выезжать на встречную полосу, проезжать на «красный», если их пропускают.
Однако в законе прописано, что водители должны пропускать спецмашины, только если они находятся в движении. То есть, если едет скорая с включенными светозвуковыми сигналами, то водитель должен прижаться вправо и пропустить ее. Если он этого не делает, то его могут оштрафовать. Размер штрафа в таком случае составит 10 МРП (25 250 тенге на 2019 год). Но если водитель стоит на светофоре, например, в пробке, и не имеет возможности пропустить спецмашину, то это, конечно, другое дело. Он не может нарушать ПДД, иначе будет оштрафован согласно правилам.
Водители спецмашин рассказывают, что вынуждены порой выезжать на встречку, и все же стараются соблюдать правила дорожного движения.
– Бывают недисциплинированные водители, несознательные, подрезают, а некоторые стараются притормозить и пристроиться, – делится водитель спецмашины.
Участники рейда провели профилактическую беседу с водителями 30 автомашин. Всем раздали брошюры проектного офиса о безопасности дорожного движения. Между тем автомобилисты ссылались на молодых водителей и на девушек за рулем, которые не дают возможности уступить дорогу, то и дело нарушая правила дорожного движения.
– Да вы посмотрите, когда пробки и узкая дорога, то как мне быть, – недоумевает шофер иномарки.
Действительно, на загруженной улице водителям даже съехать некуда.
В начале сентября представители проектного офиса участвовали в акции «Уступи дорогу – спаси жизнь». Затем в течение месяца проводили мониторинг, выясняли, как себя ведут участники дорожного движения. Не все водители уступали дорогу скорой помощи, многие таксисты не давали автобусам общественного транспорта подъехать к автобусной остановке. На нерегулируемом пешеходном переходе люди переходили или перебегали дорогу, даже не убедившись в отсутствии транспорта. Особо бесцеремонные автомобилисты перед пешеходным переходом не снижали скорости.
По словам Альфии Адиевой, при рейде 4 октября нарушений, влекущих административную ответственность, со стороны водителей, установлено не было. Ехала скорая, и водители уступали дорогу. Так было и на улицах Баймуханова и Махамбета. Правда, рейд проходил с 10.00 до 11.30 часов, не в час пик. Значит, рейды, в которых водителям постоянно напоминают о важности соблюдения правил, приносят свои положительные результаты.
Светлана НОВАК