Насколько дети бывают одиноки…

img 9612 Актуально

На интернет-просторах мы часто встречаем картины неосознанных действий несовершеннолетних, которые, порой, заканчиваются летальным исходом. Зачастую это оказывается фейком. Но мы верим и начинаем накручивать себя и детей. При этом не задумываемся, как вскользь сказанная взрослыми реплика или, того хуже, обвинение подталкивает подростков к опрометчивым поступкам. И сегодняшняя беседа со специалистами, надеемся, поможет родителям разобраться в вопросах воспитания собственного ребенка, успеть понять его и предотвратить страшное. И это вовсе не фейковое, а компетентное мнение, к которому надо прислушаться. Это реальность.

Время от времени новостные ленты пугают жителей Атырау очередным фактом добровольного расставания подростка с жизнью. Вроде и «Синего кита» нет, на который в пик популярности этой игры (2017, 2018 годы) ссылались как госорганы, так и учителя с родителями. Да и психологи во всех школах и колледжах имеются. Но в целом по Казахстану количество самоубийств среди подростков выросло почти на треть. Почему и когда уже придумают действенный выход?

«ПК» поговорила с несколькими психологами Атырау, чтобы понять – на каком этапе (не дай бог, конечно!) нужно бить тревогу. Спойлер: на этапе, как вы вечером ребенка дома встречаете и расспрашиваете, как день прошел. Но обо всем по порядку.

По мнению психолога Александры Вакуровой, для детей важно чувствовать любовь родителей, их поддержку. И когда ребенок разочаровывается в маме и папе, видит, что все бесполезно, возможно, какие-то суицидальные мысли приходят в голову. Иногда подросток озвучивает их – я не хочу жить, я не вижу смысла жить. Не пугает страх смерти, говорит: «ну умру, и ничего не поменяется». 

– Таким ребятам все равно на смерть других людей, на свою, они не чувствуют вкус жизни, – говорит Александра. На ее взгляд, суицидальность не связана со стрессом в школе. Это уже последняя капля. Если ребенок из-за стресса в школе хочет умереть, значит, у него вообще внутри – полная пустота, отсутствие родительской поддержки и любви. 

– Но это не значит, что мама и папа этого не проявляют, а что ребенок не ощущает. А вот по каким причинам? Надо разбираться. Иногда, может, мамы были в стрессе, не уделяли ребенку в раннем детстве внимание. Тот жил с бабушкой и дедушкой, и у него сформировалась пустота в плане родительской опоры – опоры, которую должны выстраивать мама и папа. 

По мнению А. Вакуровой, если существуют теплые, доверительные, эмоционально открытые отношения с родителями, ребенок в случае какой-то ситуации может заплакать, прийти обнять их.  Он не закрывается в своей комнате, не кричит, когда вы к нему в дверь стучите. Но если есть обиды на родителей, они будут проявляться через агрессию, молчание, уход подростка в себя. Он просто перестает разговаривать с вами. 

– Значит, есть какой-то разлад в отношениях, в контакте, и тогда нужно идти к психологу. То есть не ребенка вести к нему, а самому разобраться со специалистом – где потерял доверие к чаду, как восстановить отношения и вернуть этот источник формирования опоры ребенку! – говорит А. Вакурова. 

Бывает, дети сами не осознают, чего хотят от родителей, они чувствуют пустоту, ненависть к себе. Последнее – тоже признак, по которому можно предполагать суицидальное поведение. Особенно, если мама замечает, что ребенок себя ненавидит, что у него начинается агрессия через порезы, самоповреждения (сейчас у подростков это популярно, чтобы выразить душевную боль). 

А у вас высокие отношения с детьми?

Педагог-психолог школы BINOM им. аль Фараби и колледжа АРЕС Реtro Technic Гульнара Ситкиреева уверена: суицидальные мысли можно выявить. И можно их избежать – если родители будут всегда разговаривать с детьми:

– В принципе, то, что сейчас порой случается среди подростков – завершенные и незавершенные суициды – это от непонимания в семье. И это основная причина. 

К сожалению, у мам и пап нет времени, чтобы элементарно поговорить с ребенком, знать о его переживаниях, волнениях. А еще многие родители обесценивают проблему своих отпрысков, не до конца их понимают. Я не говорю, что у всех дома так. Но за всю свою практику видела много семей, у которых нарушены детско-родительские отношения. 

Часто подростки, находясь в тревожном состоянии, бывают предрасположены к нехорошим мыслям. И мы, психологи, во время диагностической работы должны выявить депрессивное состояние, заниженную самооценку, когда подросток не любит себя, стесняется, избегает общества.

Когда он говорит о суициде или намекает на это, психологи должны оповещать директора, что такой ученик есть в школе, родителей оповестить и оказать поддержку ребенку. Ни в коем случае нельзя умалчивать об этом, ведь это грозит жизни школьника. 

– Гульнара Махутовна, а как психолог понимает, что человек собирается свести счеты с жизнью? Наверное, имеются какие-то первые признаки?

– Стрессовые события повышают вероятность совершения суицидов подростками. Сюда можно включить потерю близкого человека, распад семьи, пережитое физическое или сексуальное насилие, приобретенные физические отклонения; когда есть факты семейного неблагополучия. И также воздействие массмедиа.

Зачастую родители ждут от своих детей успехов в учебе, спорте, а те в силу своего возраста или личных предрасположенностей не способны на эти свершения. И у подростка складывается ощущение, что дома его не любят, не понимают. Или что его любят только в том случае, если достигнет успеха. В итоге несовершеннолетний решает: он не достоин родительской любви и в конечном итоге может потерять всякий смысл жизни. 

Самоизоляция, одиночество – одна из главных причин суицида у подростков. Состояние никчёмности провоцирует на такие мысли. Юноша или девушка переживают, что нет рядом близкого человека, с кем бы поделиться. И очень жаль, что родители этого не видят – насколько дети бывают одиноки, живя в шикарном доме, имея массу современных гаджетов, самую лучшую еду. Такие мамы и папы не чувствуют своих детей. А те занимаются самобичеванием, копаются в себе – мол, почему я такой, у меня там и там не получается, почему такой некрасивый. Много вопросов, когда ребенок в одиночестве…

– Плюс многие ребята в стрессе из-за успеваемости… А как родителю понять, что подросток задумал что-то неладное? И что  делать, если мама заметила  эти изменения? 

– Да, такие стрессы мы замечаем как у первоклассника, так и у выпускника. Школьники сильно переживают, когда в учебе что-то не получается. И проблема, что родители не оказывают правильную поддержку своему ребенку. Вместо того, чтобы помочь ему, заставляют работать над ошибками в школе, еще больше тренироваться в случае неуспеха на турнире, не понимая того, что это тяжело дается ребенку. А вы знаете, что в каждом классе большой процент детей имеет равнополушарные и правополушарные способности, а школьная программа рассчитана на левополушарные? И происходит, порой, неправильное видение проблемы. Учителя не понимают учеников, дома их не понимают родители, и в конечном итоге страдает ребенок. В школе можно помочь, поддержать, разработать индивидуальную программу по возможности, заниматься дополнительно с тем учителем, который доступно и понятно ребенку объясняет тот или иной материал.

Взрослые должны понимать: ребёнок, пребывая в стрессе, может находиться в настолько тревожном состоянии, что в конечном итоге может даже появиться нежелание ходить в школу, взаимодействовать с учителями, учениками, и школьная программа для него будет неприятна. И это очень страшно.

Вообще, есть ряд признаков, по которым можно определить, что с ребенком происходит неладное: 

— если пребывает в эмоционально неправильном, нестабильном состоянии – замыкается,

— не улыбается, не показывает эмоции,

— если он неряшлив в своем образе, ни с кем не хочет взаимодействовать. 

Зачастую дети закрываются в своей комнате, ведут беспорядочный образ жизни, аппетита нет – на все это должны обращать внимание родители, учителя и те, кто окружает этого ребенка. Если заметили признаки, нужно предпринимать скорейшие действия: поговорить по душам. Не получается вывести на доверительный разговор? Тогда нужно прибегнуть к услугам психолога, который точечно будет работать и окажет психологическую грамотную поддержку. И ребята в школе должны тоже поддержать одноклассника. Иначе тот закроется, и ситуация усугубится.

Если родные заметили изменения, нужно выслушать внимательно ребенка, его крик души, эмоциональное состояние и не обесценивать проблему. Понять, насколько сильно нужна поддержка. Если тот обижается на родителей (что часто бывает), они должны извиниться,  принять сторону ребенка, причем, выслушать со всей серьезностью.  

А еще – напрямую поинтересоваться у ребенка – не думает ли он о самоубийстве. 

– Прямо так и спросить? 

– Да, такой вопрос не все могут задать. Но опыт показывает – он не приносит вреда, а помогает узнать родителям – насколько глубоко и эмоционально переживает ребенок свое состояние. И я надеюсь, что мамы и папы будут сознательнее и внимательнее относиться к своим чадам. Станут уделять им больше времени. Тогда и дети будут доверять родителям. И у нас уменьшится количество суицидов.

Надежда ШИЛЬМАН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна