Актуально

КТО В КЛУБЕ ГУБИТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ?

Согласно нынешнему экологическому паспорту нефтяной столицы, составленному местными природоохранными организациями, жители Атырау абсолютно не защищены от воздействия канцерогенов и прочих тяжелых химических веществ.

Негативное техногенное воздействие и нарастающая молва о том, что «углеводородный полис» станет вторым вахтовым поселком, все больше беспокоят атыраусцев. Эта неоптимистичная картина, как бы в подтверждение людского ропота, была продемонстрирована экологами в ходе совещания областной комиссии по охране окружающей среды под председательством первого заместителя акима Атырауской области Гумара Дюсембаева.

В повестку дня был включен основной вопрос — мониторинг атмосферного воздуха в черте областного центра. В «черный список», как заявила директор ТОО «Республиканский научно-исследовательский центр охраны атмосферного воздуха» Рысты Куттыгулова, в первую очередь, попадают такие крупные объекты, как АНПЗ, Атырауское нефтепроводное управление, городская свалка твердых бытовых отходов и поля испарения, нареченные населением «Тухлой балкой». Поскольку они рядом, в черте города. Кроме того, в связи с увеличением т.н. передвижных источников — транспортных средств — увеличивается и объем загазованности.

Местные экологи отмечают, что крупные предприятия, имеющие мониторинговые системы слежения за состоянием воздуха, пристрастились ссылаться именно на выхлопы транспортных средств и горение свалки, тем самым, прикрывая свои собственные «помарки». В свете полученных научных данных, это выглядит наивно и порождает вполне оправданное недоверие жителей региона. Последние события, когда ряд районов Атырау окутало невидимое облако с характерным удушающим запахом — тому доказательство. Действительно, ведь не на полигон ТБО сливается нефтешлам, которым заправляются владельцы автомашин!

— Мы исследовали все районы города Атырау, и итоги вышли следующими, — говорит Рысты Куттыгулова. — По 1772 определениям за прошлые два года наблюдается негативная картина по превышению предельно допустимых концентраций вблизи промышленных объектов и в ареалах упомянутых недвижимых пунктов — свалки, «Тухлой балки». Это юго-восточная и северо-западная зоны города. Превышения в осенне-зимний период обнаружены по таким составляющим, как диоксид азота (1,2 ПДК), пыль неорганическая (1,8 ПДК), свинец и его неорганические соединения (до 4,8 ПДК), формальдегид (до 35,7 ПДК), сероводород (5,9 ПДК), фенол (4,7 ПДК), аммиак (до 4,8 ПДК) и оксид углерода (4,3 ПДК). Все это говорит о том, что экологическая безопасность Атырау отсутствует. А в летний аномально жаркий период полигон ТБО — просто угроза здоровью атыраусцев!

В свою очередь, начальник управления природных ресурсов и управления природопользования Атырауской области Ерболат Умаров напомнил, что уровень смертности среди жителей региона значительно возрос, и напрямую связал это с вредными выбросами. Его поддержали местные медики, которые только подтвердили данный факт.

Стоит отметить, что в ТОО «Республиканский научно-исследовательский центр охраны атмосферного воздуха» провели математическое моделирование уровня загрязнения атмосферы нефтяной столицы. По данным учреждения, анализ результатов расчета — с принятием во внимание стационарных и передвижных источников — позволил определить главных «участников», загрязняющих наш воздушный бассейн. Всего по 95 ингредиентам. По мнению природоохранников, этого достаточно, чтобы схватиться за голову, так на предприятиях и их технических объектах: диоксида серы — 99%, сажи — 97%, оксида азота — 89%. Из передвижных источников (т.е. транспортных средств): диоксида азота — 86%, оксида углерода — 73%, бензопирена — 94%, бензина — 94%, керосина — 87%.

— Вы представляете, что это такое на самом деле?! — возмущается директор лаборатории ТОО «Аналитическая лаборатория по охране окружающей среды» Галина Умбеталиева. — Мы живем просто в бочке, в которую накачали все эти вещества. Одна свалка чего стоит! При нашей летней жаре в +40 и выше я не берусь сказать, что мы сможем выдержать подобное еще один сезон! Это не просто графики, разговоры, дискуссии. Это реальность. В подходе к этой проблеме нужна серьезность, а то, что проблема существует — это неоспоримый факт!

В ходе обсуждения комиссия сделала следующие выводы. Исследования по изучению транспортной нагрузки среди основных транспортных магистралей города показали, что наиболее загруженными являются улицы Сатпаева и Тайманова, проспекты Азаттык и Ауэзова, улица Утемисова. Это те участки, где наблюдается повышенное движение машин. Пыль, окись углерода и диоксид азота сверх допустимости здесь — обычное явление. В этом плане экологи считают, что в городе необходимо продолжить меры по снижению транспортной нагрузки при помощи строительства развязок. При этом было упомянуто, что непосредственную роль должны принять на себя органы дорожной полиции, которые будут путеводителем, и структуры городской администрации, от которых будет зависеть качество выполнения работ. По мнению природоохранников, особое внимание стоит обратить на центральную часть областного центра. А внутригородским предприятиям во главе с АНПЗ следует более тщательнее проработать методы урегулирования злокачественных выбросов. Как подчеркнули экологи, это касается не только отечественных предприятий, но и иностранных компаний.

Вывод один — организация экологической безопасности в современных условиях должна быть реальной и на высоком уровне. Так говорят экологи-эксперты международного класса. Тем более, если это касается нашего экологически опасного региона.

Евгений САМАРИН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button