Кашаган: вновь на пороге ожиданий
На морском месторождении Кашаган в тестовом режиме началась добыча нефти. Добыча возобновлена из нескольких ранее законсервированных скважин. Углеводородное сырье поступило на ряд объектов, расположенных на острове «Д». Поступает нефть и в новые трубопроводы, ведущие с моря на береговую установку «Болашак». По оценкам экспертов, процесс пусконаладочных работ и тестирование трубопроводов займет около месяца. После чего будет приниматься решение о начале добычи нефти в коммерческих объемах.
Почему так долго будет идти тестирование? Слишком уж проект Кашаган грандиозный, потому несколько раз и откладывался его запуск. Пока добыча не была начата в 2013 году. Тогда в ходе первоначального ввода в эксплуатацию объектов месторождения Кашаган и были обнаружены дефекты на трубопроводах, вследствие чего компания вынуждена была приостановить добычу. Затем была проведена большая работа по установлению первопричины этих дефектов и разработке плана по замене трубопроводов.
Для установления первопричины проблемы, приведшей к «громкой» остановке проекта, было проведено огромное количество испытаний и различных исследований как со стороны консорциума, так и со стороны независимых экспертов, при поддержке профильных специалистов, предоставленных акционерами. Трубные секции были направлены для анализа в ведущие независимые международные лаборатории. По результатам анализа был сделан следующий основной вывод: трещины, обнаруженные на некоторых трубах трубопроводов сернистой нефти и сернистого газа, были вызваны сульфидным растрескиванием под напряжением. Результаты исследований были предоставлены Полномочному органу по СРП. Основная цель проведенной работы заключалась в том, чтобы избежать подобных проблем при строительстве новых трубопроводов. Коммерческие последствия дефектов на первоначально установленных трубопроводах представляют собой отдельный вопрос, который изучается по настоящее время. Но эти вопросы составляют коммерческую тайну соответствующих сторон.
Каждый трубопровод проектировался с учетом устойчивости к воздействию сероводорода, который содержится в пластовых флюидах на Кашагане. Материал, рассчитанный на условия Кашагана, выбирался на основании целого ряда факторов, в том числе устойчивости к сульфидному растрескиванию под напряжением, технологичности строительства и отраслевого опыта. Проектирование, аттестация и монтаж осуществлялись в соответствии с современными промышленными стандартами и методами эксплуатации в сернистых (содержащих сероводород) средах.
Тем не менее, проведенные исследования показали, что трещины образовались на отдельных участках внутренней поверхности кольцевых сварных швов и линейных труб с повышенной твердостью, превышающей проектные требования.
Анализ первопричины отклонений, вызванных повышенной твердостью, показал, что в случае сварных швов такие отклонения невозможно выявить с помощью неразрушающих методов испытаний, применяемых после монтажа, а в случае тела трубы их чрезвычайно сложно обнаружить любыми имеющимися способами проверки.
К счастью, ЧП не произошло, так как утечки в трубопроводах были обнаружены в ходе пуска объектов в эксплуатацию, после чего были оперативно приняты соответствующие меры. Людям, окружающей среде и производственным объектам не было нанесено никакого ущерба. Трубы поставлялись двумя японскими компаниями, Sumitomo и JFE, а прокладка трубопроводов осуществлялась итальянской компанией Saipem.
Было принято решение использовать трубы с плакировкой из коррозионно-стойкого сплава. Что касается трубопроводов, проложенных на территории завода «Болашак», необходимо учитывать, что транспортируемые по ним флюиды отличаются от флюидов, подаваемых по трубопроводам с месторождения. В любом случае, чтобы избежать каких-либо рисков, была проведена комплексная проверка трубопроводов, подающих серосодержащие флюиды, которая не выявила никаких трещин или их признаков.
Кстати будет сказать, что Кашаган — это не первое месторождение, где технические сбои привели к необходимости приостановки добычи. Естественно, тестировалось и оборудование скважин месторождения Кашаган, подверженное воздействию пластовых флюидов. Хотя оно полностью изготовлено из коррозионно-стойких материалов, рассчитанных на эксплуатацию в условиях месторождения Кашаган. Например, хвостовик, насосно-компрессорные трубы для заканчивания скважин и запорное оборудование изготовлены из специального сплава (25% хрома, 35% никеля, 2-4% молибдена).
В ходе первоначального ввода в эксплуатацию объектов месторождения Кашаган добыча велась из пяти скважин, которые, соответственно, подвергались воздействию пластовых флюидов месторождения Кашаган. Ни на одной из этих скважин проблем не было выявлено. На всех скважинах месторождения Кашаган все это время велся непрерывный контроль давления.
Немаловажно, что приостановка проекта больно ударила по бюджету Казахстана, рассчитывавшему на дополнительные прибыли от кашаганской нефти. А потом встал и вопрос: а кому финансировать новые расходы? Акционеры НКОК договорились с Правительством РК об отнесении расходов на первоначальные трубопроводы и их строительство к категории невозмещаемых в рамках СРПСК. СРПСК также предусматривает исключение из категории возмещаемых расходов определенных затрат, понесенных на закупки и строительство новых трубопроводов. Поэтому с этой точки зрения будет справедливо утверждать, что финансовое бремя в связи с дефектами на первоначально установленных трубопроводах несут акционеры проекта, а не Республика Казахстан. А обошелся проект уже в почти 50 миллиардов долларов, хотя иногда называют и большую сумму.
Только на август 2014 года размер капиталовложений в Этап 1 освоения месторождения Кашаган составил 44,5 миллиарда долларов США.
Если бы такая сумма не была уже потрачена, с учетом текущей ситуации с низкими ценами на нефть, акционерам было бы сложно принять решение об инвестициях в освоение с экономической точки зрения. Однако дополнительные средства, которые потребовались для начала добычи на месторождении, хотя и значительны, являются относительно небольшими по сравнению с уже потраченной суммой. Поэтому акционеры полностью поддержали эти инвестиции, необходимые для ввода месторождения в эксплуатацию. Месторождение Кашаган отличается огромными запасами нефти и обладает значительным потенциалом по увеличению объемов добычи после завершения этапа опытно-промышленной разработки и начала эксплуатации. Дать уверенный прогноз относительно динамики цен на нефть невозможно. Но специалисты убеждены, что со временем потенциал месторождения Кашаган будет реализован полностью, и оно будет рентабельным.
В первые месяцы после возобновления морских операций планируется добывать 90 тысяч баррелей нефти в сутки. В течение очень короткого срока добыча нефти на Каспийском море будет доведена до 180 тысяч баррелей в сутки. Такой объем планируется сохранить на протяжении 6 месяцев. Это необходимо, чтобы начать процесс закачки попутного газа обратно в подземные пласты. К концу 2017 года Кашаган выйдет на максимальный уровень добычи по первой фазе разработки — это 370 тысяч баррелей в сутки.
Виктор СУТЯГИН,
специальный корреспондент