Как продать выгодно для государства?
В последние годы работа департамента государственного имущества и приватизации вышла на новый качественный уровень. Появились новые направления работы, о которых более подробно рассказывает руководитель Атырауского департамента государственного имущества и приватизации Нариман Таушов.
— Нариман Бахитович, какие основные функции выполняет ваш департамент как государственный орган?
— В 2015 году круг обязанностей Атырауского департамента государственного имущества и приватизации значительно увеличился. На сегодняшний день основной задачей является представление интересов государства по вопросам республиканского имущества. Орган осуществляет приватизацию республиканского имущества, проводит оценки, продажи, заключение договоров на продажу объектов приватизации. Мы также предоставляем республиканское имущество в имущественный наем, то есть аренду, передаем в доверительное управление физическим лицам и негосударственным юридическим лицам. Департамент госдоходов вправе осуществлять на безвозмездной основе размещение государственных учреждений на свободных площадях республиканских учреждений. Нами ведется организация работы по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, поступившего в республиканскую собственность, то есть конфискованного имущества, и его дальнейшая реализация.
Одним из главных направлений работы департамента является осуществление проекта «Единый балансодержатель» — оптимизация расходов и излишних площадей.
— Какими результатами могли бы поделиться по перечисленным направлениям вашей работы с начала 2016 года?
— Мы продали объекты государственной собственности, подлежащие приватизации. За 8 месяцев текущего года в план-график продажи республиканской собственности был включен 201 объект. Из них по результатам торгов проданы 109 объектов. Это в основном имущество АО «Атырау-Балык» — мотолодки, несамоходные суда и другая техника на 27 млн. тенге. Выставлено на торги 92 объекта, из них 22 — с применением метода понижения цены с установлением минимальной цены в размере пятидесяти процентов от начальной цены. 70 объектов выставлены на торги с применением метода понижения цены без установления минимальной цены. Участники аукциона должны подтвердить свое участие гарантийным взносом в размере 15 процентов от оценочной стоимости объекта. Наши специалисты осуществляют мониторинг передачи республиканского имущества в имущественный наем. С начала 2016 года департаментом заключен 71 договор имущественного наема, общая площадь которого составила около 2,5 тысячи квадратных метров. Проведено 8 заседаний тендерной комиссии, прошли 17 тендеров и заключены договора аренды. Сумма поступлений от арендной платы составляет восемнадцать миллионов тенге. Также заключены 2 договора на передачу в доверительное управление объектов общей площадью 58,9 кв.м в уголовно-исполнительных системах с трудоустройством заключенных. Проводится работа по утверждению актов приема-передачи с баланса на баланс имущества республиканских государственных юридических лиц, за 8 месяцев утверждены 17 актов. Осуществлена передача 9 объектов из коммунальной собственности в республиканскую собственность, 9 объектов из республиканской в коммунальную собственность.
На безвозмездной основе были размещены 8 государственных учреждений. Также при проведении оптимизации излишних площадей в рамках реализации проекта «Единый балансодержатель» Кызылкогинское районное управление казначейства переехало в здание, где размещено управление государственных доходов Кызылкогинского района. Индерское управление государственных доходов было размещено в здании Индерского районного управления казначейстава. Вот такие работы, в результате которых удалось сэкономить бюджетные средства в размере более 12 млн. тенге, были проведены.
С начала года поступило более 39 тысяч имуществ, которые мы должны были продать и доход обратить в интересах государства. Было проведено 15 заседаний комиссии, состоялось 9 аукционов, продано товаров на сумму более 77 млн. тенге.
Согласно правилам, местному исполнительному органу передана промышленная база оценочной стоимостью 53 350 000 тенге. Проводятся и другие виды работ, связанные с выполнением функциональных обязанностей департамента.
— Работа департамента связана с предоставлением услуг физическим и юридическим лицам в виде продажи объектов и предоставления площади в аренду. Каким образом заинтересованные лица могут получить соответствующую информацию?
— На веб-портале www.gosreestr.kz размещаются все услуги, оказываемые департаментом. Во-первых, указывается реестр государственных предприятий и учреждений, а также электронная торговая площадка, реестр объектов приватизации, электронная база данных продавцов реализуемого имущества. На этом же портале размещается реестр договоров аренды и доверительного управления государственным имуществом.
Каждое физическое или юридическое лицо, желающее принять участие в аукционе, может сначала ознакомиться с перечнем продаваемого имущества через данный портал. Для участия в электронных торгах необходимо сначала получить электронные ключи в ЦОНе. После получения электронного ключа необходимо зарегистрироваться на портале www.gosreestr.kz и оплатить гарантийный взнос в размере 15 процентов от оценочный стоимости выбранного имущества для дальнейшего участия в торгах.
Всю информацию, касающуюся торгов и характеристики товаров, можно найти на этом же сайте, а также для получения более конкретной информации можно позвонить по номеру: 32-19-26.
Кроме того, желающие могут участвовать в электронном тендере для получения имущественного найма, то есть аренды объектов или помещения площадью более 100 кв.м. Торги могут состояться только в том случае, если число участников составит более двух человек.
Информация по объектам площадью до 100 кв.м есть в разделе «Объекты, предполагаемые в аренду». Результат электронного тендера и аукциона определяется автоматически, и подписи всех членов комиссии оформляются в электронном виде.
— Нариман Бахитович, какая работа по борьбе с коррупцией предусмотрена департаментом?
— Как известно, где оказываются государственные услуги, там особенно часто встречаются бюрократические проволочки в виде ускорения получения услуг или же предпочтения для участия в аукционах и тендерах непосредственно. Однако эти все услуги на сегодняшний день осуществляются только через электронный портал. Все объявления размещаются на сайте комитета. Соответственно связь между работниками департамента и участниками ограничена. Коррупция — это не только получение материальных средств, как многие понимают, в виде взяток. Под коррупционным правонарушением следует также понимать несвоевременное предоставление ответов на обращения физических лиц. Данная работа у нас находится на повседневном контроле. Кроме того, итоги входящей и исходящей корреспонденции, правильность предоставления отчетов департамента также находятся на личном контроле. Более того, ежеквартально проводится внутренний анализ коррупционных рисков среди работников структурных подразделений департамента, по итогам которого проводится техническая учеба с представлениями материалов в департамент государственной службы. В свою очередь, повышение заработной платы работников государственной службы, улучшение условий труда, несомненно, будут способствовать снижению коррупции в государственных органах.
— Согласно поручению Главы государства проводится второй этап приватизации. Как идет работа?
— Цель второй волны приватизации, на мой взгляд, является понятной, то есть это уменьшение участия государства в бизнесе, повышение предпринимательской активности физических или юридических лиц. Данное мероприятие проводится в рамках Комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы, куда включен перечень объектов республиканской, коммунальной и квазигосударственной собственности, подлежащих приватизации. Здесь необходимо отметить, что осуществление приватизации собственности будет способствовать не только поступлению в бюджет от продажи, а также будет означать, что приватизируемые объекты войдут в рыночную среду.
Позиция по проведению приватизации некоторых объектов социальной сферы также связана с тем, что государство выделяет много средств на содержание социальной сферы, и бюджетная нагрузка увеличивается. Для этого необходимо снижение бюджетной нагрузки, то есть целесообразно участие частного сектора в социальной и других сферах.
Для проведения приватизации работают единая площадка, интернет-ресурсы, веб-портал на базе комитета госимущества и приватизации Министерства финансов РК, где реализуются объекты приватизации.
Марина Куанышева