ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР

выбор Актуально

1 декабря нынешнего года казахстанцы впервые в своей истории отмечают новый государственный праздник — День Первого Президента.

Дата эта выбрана не случайно. В далеком 1991 году в этот день впервые в истории современного Казахстана состоялись прямые всенародные выборы Президента.

Как известно, институт президентства в Казахстане учрежден еще в апреле 1990 года, когда Верховный Совет Казахской ССР избрал Нурсултана Назарбаева Президентом республики. Факт этот, несомненно, сыграл позитивную роль, став в условиях охватившего страну Советов глубочайшего кризиса ответом на вызовы, связанные с потребностью в эффективной структуре государственной власти, способной консолидировать и мобилизовать общество.

Однако статус Президента был отягощен рядом ограничений. Так, Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР», принятая 25 октября 1990 года, зафиксировала важнейший принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, но провозглашенный Главой государства Президент получил в свои руки только распорядительно-исполнительную власть, тогда как Верховный Совет — более широкие полномочия в виде прерогативы законодательной власти, включая и право переизбирать Президента.

Однако, настоящим камнем преткновения было то, что Президент был избран Верховным Советом, то есть выборщиками, а не народом. Это обстоятельство служило почвой для многочисленных упреков в недемократичности и нелегитимности президентства Нурсултана Назарбаева, а главное — связывало руки в деле обуздания разрушительных тенденций и энергичного проведения реформ.

Остро чувствуя ситуацию, Нурсултан Абишевич уже с весны 1991 года начал настойчиво продвигать идею плебисцита — и это, несмотря на то, что до истечения срока его полномочий оставалось более трех лет.

28 июня 1991 года (в этот день в печати опубликован и начал обсуждаться проект договора о Союзе Суверенных Советских Республик) на сессии Верховного Совета Президент Нурсултан Назарбаев предложил депутатам рассмотреть вопрос о проведении прямых президентских выборов, тем самым приглашая парламентариев к открытому разговору. Народные избранники вопрос обсудили, но ответили вежливым отказом: дескать, доверие к Президенту среди членов Верховного Совета и граждан республики столь высоко, что необходимости в прямых президентских выборах нет.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло», — гласит поговорка. Августовский путч ГКЧП 1991 года, приведший к цепи не менее драматических событий (срыв подписания нового Союзного договора, запрет деятельности Коммунистической партии, перевод под юрисдикцию Казахстана находящихся на территории респуб­лики стратегических объектов и ресурсов СССР, последний съезд Компартии Казахстана и т. д.), поставил вопрос ребром.

16 октября 1991 года Верховный Совет вернулся к вопросу о президентских выборах и на этот раз принял по нему положительное решение. Результатом явились Закон Казахской ССР «О выборах Президента Казахской ССР» и Постановление Верховного Совета Казахской ССР «О назначении выборов Президента Казахской ССР» от 16 октября 1991 года, определившие датой выборов 1 декабря 1991 года.

Так был дан старт первым в истории Казахстана прямым всенародным выборам Президента на альтернативной основе.

Напомним, что всего на тех выборах было 3 претендента на пост Главы государства: Нурсултан Назарбаев, Олжас Сулейменов и Хасен Кожа-Ахмет. Впоследствии О. Сулейменов поддержал Нурсултана Назарбаева и заявил о снятии своей кандидатуры, а Х. Кожа-Ахмет не смог собрать проходной минимум подписей избирателей, в связи с чем ЦИК отказал ему в регистрации.

На этом фоне, когда Нурсултан Назарбаев фактически оказался безальтернативным кандидатом, разговоры о целесообразности и своевременности выборов вновь оживились в обществе, ввиду чего почти каждую встречу с общественностью Нурсултану Абишевичу приходилось начинать с аргументации в пользу их необходимости. И сегодня, 21 год спустя, есть смысл хотя бы в тезисном виде напомнить читателю позицию Нурсултана Назарбаева по этому вопросу.

Инициируя выборы, он исходил из убеждения, что Президент должен обладать полномочиями от лица всего народа, чтобы решительно действовать в экстремальной ситуации, осуществляя крайне болезненные и оттого непопулярные у населения шаги. А это введение свободных цен, приватизация, закрытие убыточных предприятий с неизбежной безработицей и другие меры, обусловленные рынком. В этих условиях Президент может решительно проводить реформы, только имея мандат доверия всего народа.

Не менее важным был и тот факт, что в случае всенародного избрания Президент заручался поддержкой всех без исключения этнических групп многонациональной республики и, соответственно, мог не опасаться обвинений в том, что игнорирует чьи-либо интересы.

Кроме того, при всенародном избрании Президента значительно повышался демократический престиж республики в глазах мирового сообщества.

«…И последнее. Для постановки вопроса о всенародных выборах у меня есть и сугубо личные мотивы, — читаем мы в одной из черновых рукописей Главы государства тех дней. — Думаю, по-человечески вы меня поймете. Ни для кого не секрет, что некоторые молодые политические движения, набирающие сегодня опыт, пробуют свои силы на резкой критике Президента. К сожалению, их энергия подчас перехлестывает через край. Кое-кто в политическом запале выдвигает такие дикие обвинения, которые иначе как бредом и не назовешь. Причем нередко они взаимоисключают друг друга. Например, с одной стороны, раздаются голоса, что, мол, Назарбаев предает интересы казахской нации, является «рукой Москвы» и т. д. С другой — Назарбаев — сторонник идей пантюркизма, «архитектор Туркестанской конфедерации»… Конечно, можно было бы отмахнуться от подобных обвинений, тем более что я хорошо информирован об истинной политической подоплеке таких высказываний. Но, чтобы быть уверенным наверняка, надо узнать мнение всего народа об избранных нами целях и средствах их достижения».

Ясные и вразумительные ответы на многие вопросы избирателей дала обнародованная вскоре Предвыборная программа Нурсултана Назарбаева. Ее основные тезисы в целом можно свести к следующему:

1. Главные рычаги в нашем движении к цивилизованному обществу — реализация государственного суверенитета, формирование социальной рыночной экономики, основанной на конкуренции и многообразии форм собственности, а также глубокое реформирование и демократизация других сторон жизни. Наполнение конкретным содержанием государственного суверенитета Казахстана — важнейшее условие прогрессивных преобразований и подъема благосостояния всего населения республики.

2. Нахождение Казахстана в содружестве суверенных независимых государств отвечает интересам его многонационального народа. Именно поэтому прилагается столько усилий к формированию основ будущего политического союза.

3. Преодоление былой изолированности и вхождение в мировое сообщество — другое важное условие развития республики. Основными направлениями внешнеполитического курса Казахстана должны быть укрепление дружеских отношений со всеми соседями и зарубежными государствами, активное участие в формировании единого евразийского экономического, интеллектуального и культурного пространства, обеспечение государственной и территориальной целостности, демилитаризация территории и экономики республики.

4. Переход к рыночным отношениям — ключевая часть нашей стратегии и экономического развития.

Важно поддержать частное предпринимательство, быстрее создать и запустить рыночные механизмы, ускорить темпы реформирования земельных и производственных отношений на селе, чтобы люди отвыкли от социального иждивенчества, прониклись чувством ответственности за свое благополучие, активнее проявляли предприимчивость и деловую хватку. Под непосредственной защитой государства останутся в основном нетрудоспособные и малообеспеченные члены общества, прежде всего, ветераны войны и труда, молодежь, дети и инвалиды.

Необходимо ослабить негативные последствия перехода к рынку в области пенсионного обеспечения, принять меры по стабилизации и насыщению потребительского рынка товарами и продовольствием, поддержке здравоохранения, народного образования и культуры.

Коренная структурная перестройка экономики должна превратить Казахстан из сырьевого придатка в государство с высокотехнологичным и наукоемким производством, эффективным сельским хозяйством и сферой услуг.

5. В Казахстане сложилась особо тревожная экологическая ситуация. Указом Президента республики на казахской земле прекращены испытания ядерного оружия. На решение комплекса проблем Аральского и Семипалатинского регионов, промышленных центров, охрану природных богатств, воздушного и водного бассейнов будут сконцентрированы усилия государственных органов, научных и медицинских учреждений. Будет сделано все возможное для привлечения к устранению экологических бед международных организаций, ученых и деловых кругов.

6. Серьезные экономические преобразования невозможны без соответствующего реформирования политической системы и государственных структур.

Осознавая это и взаимодействуя с парламентом, со всеми общественными движениями и партиями, которые выступают за укрепление стабильности, гражданского и межнационального согласия, я буду добиваться утверждения в Казахстане подлинно демократического правового государства, в котором сильная и эффективная исполнительная власть органично сочеталась бы с законодательной и судебной властями, а права человека надежно гарантировались.

7. Для меня не было и не будет важнее задачи, чем сохранение добрых межнациональных отношений, доверия и дружбы между народами. Без этого мы ничего не добьемся. Понимая свою ответственность за укрепление национальной государственности, за судьбу казахской нации, я буду постоянно заботиться о возрождении ее культуры, языка и истории. Одновременно в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Казахстана приложу все силы для того, чтобы в респуб­лике были созданы равные условия для всех ее граждан и свободного развития культур, языков и традиций.

8. Проведение глубоких преобразований требует понимания их необходимости со стороны всего общества, каждого человека, а также кропотливого труда, высокой дисциплины и организованности. В своей деятельности я буду опираться на многонациональный народ Казахстана, на избранные им органы народовластия, опыт старших поколений и энергию молодежи, на людей, способных неординарно мыслить, принимать смелые и компетент­ные решения.

«Если народ одобрит мой курс и изберет своим Президентом, его высокое доверие придаст мне силы и уверенность в действиях», — такими словами заканчивалась предвыборная платформа.

* * *

Осень 1991 года, наверное, запомнилась Нурсултану Абишевичу и тем, кто был рядом и вместе с ним, как самая жаркая в их жизни. Весь ноябрь ушел на встречи с избирателями. Анализируя те календарные и суточные планы, еще раз убеждаешься в том, что плотный рабочий график Главы государства — это не обретенная со временем, а изначальная и системная сторона его стиля работы и жизнедеятельности.

Следует отметить, что встречи на предприятиях и в организациях, райцентрах и фермах, объектах здравоохранения, образования и культуры затягивались надолго. Люди не хотели отпускать Нурсултана Абишевича: они были признательны за его приезд, радовались открытому и непринужденному общению с ним, а в еще большей степени засыпали его вопросами о волновавшем и наболевшем. Президенту приходилось экономить на отдыхе: рано утром и далеко за полночь каждого дня турне он проводил со сподвижниками «летучки» — чтобы подытожить сделанное и уточнить ближайшие планы. Но и ночью было не до сна: в то время как помощники обобщали мнения, пожелания и наказы избирателей, Президент садился за письменный стол, обдумывал и дорабатывал, казалось бы, уже до блеска отшлифованные тезисы своего предстоящего выступления…

Собранные вместе они дают целостную панорамную картину Казахстана того времени, и в случае такой необходимости могли бы послужить учебником истории того периода: так внятно и однозначно они изложены. Хорошая литературная речь высокообразованного и компетентного оратора — это всегда подарок для слушающей, смотрящей и читающей публики. И совсем не случайно журналисты, освещавшие избирательный марафон Нурсултана Назарбаева, охотно и увлеченно и, я бы сказал, с неким упоением транслировали и комментировали все его выступления, в чем сполна выразился не только интерес к масштабу и значимости происходящего события, но и магнетизм незаурядной личности кандидата в президенты.

Ведя себя предельно взвешенно, осмотрительно и корректно, Нурсултан Назарбаев не давал согражданам пустых обещаний и, более того, психологически подготавливал их к грядущим нелегким испытаниям. И за такую горькую, но неподдельную правду они были ему благодарны: люди безошибочно чувствуют и ценят то, когда их воспринимают всерьез. Но в то же самое время он иногда позволял себе мечтать вслух и вносить на общественное обсуждение новые идеи и проекты — лишь бы они отвечали насущным потребностям большинства. Так, на встрече со своими земляками — избирателями Алма-Аты и столичной области Президент предложил в качестве конкретных и экстренных прио­ритетов в сроки до 1995 года наладить: продовольственное обеспечение, строительство жилья для населения, и особенно для молодежи, создание производств по сборке легковых автомобилей с целью их продажи населению Казахстана, строительство предприятий по производству импортных холодильников и видеосистем, обеспечение населения всевозможной мебелью и обувью за счет кооперации с зарубежными партнерами и внутрисоюзных возможностей, создание мощностей по выпуску бытовых швейных машин и медицинских препаратов из казахстанского сырья, организацию в объеме потребностей республики производства детского питания, баночного пива, баночных фруктовых и ягодных соков.

Здесь же были даны конкретные поручения и определены персонально ответственные по этим направлениям: вице-президент Е. Асанбаев, Премьер-Министр С. Терещенко, первый заместитель Премьер-Министра Е. Ежиков-Бабаханов, заместители Премьер-Министра К. Байкенов, К. Абдуллаев, Д. Сембаев, Б. Турсумбаев.

С высоты нашего времени эти инициативы Президента могут показаться не столь глобальными. Но непреложная истина в том, что как только с мертвой точки был сдвинут рычаг рыночных отношений, все эти проблемы нашли свое решение. По ходу либерализации экономики, за которую ратовал Нурсултан Назарбаев, республика была полностью обеспечена товарами народного потребления. А по мере притока инвестиций и технологий — может быть, не так быстро, как хотелось, — в Казахстане появились и промышленное текстильное и швейное производство, и сборка автомобилей, и детское питание, и мебельная индустрия, и пиво всех модификаций и расфасовок… Сегодняшний достаток на отечественном рынке сырья, продовольствия, товаров очевиден.

Что касается спонтанных бесед и дис­куссий, то и дело возникавших вплоть до самого победного финиша, то многим запомнилась их искренняя, доверительная и благожелательная атмосфера, довольно часто озарявшаяся разрядами искрометного юмора Президента. Приведу лишь один пример. На созванной ЦИКом пресс-конференции 2 декабря в столичном Доме дружбы среди множества прозвучавших из зала вопросов был такой: «Почему в вашем окружении нет женщин?» На что Нурсултан Абишевич ответил: «Я за то, чтобы у нас была своя Маргарет Тэтчер. Вносите предложения…»

О том, насколько плодотворной оказалась агитационная кампания Нурсултана Назарбаева, можно судить по материалам СМИ тех дней.

26 ноября КазТАГ опубликовал результаты социологического исследования настроения избирателей, проведенного Республиканским центром изучения общественного мнения. «Как свидетельствуют обнародованные сегодня данные, 89% опрошенных хотят видеть на посту первого должностного лица Казахстана Нурсултана Назарбаева. Из других известных деятелей республики наибольшей поддержкой пользуется поэт Олжас Сулейменов. За него высказалось 2,5% респондентов. А 3,6% избирателей, принявших участие в исследовании, заявили, что в Казахстане вообще нет лидера, достойного поста Президента. И это, похоже, объективно отражает расклад сил в респуб­лике за неделю до выборов».

27 ноября «Казахстанская правда» напечатала материалы интервью, взятые в канун выборов у жителей и гостей Алма-Аты. Анкета состояла из следующих пунктов:

«1. Что вы думаете о введении института президентства в Казахстане?

2. Ваше мнение о Н. А. Назарбаеве?

3. Не смущает ли отсутствие альтернативных кандидатур?

4. Чего ждете после выборов?».

Намеренно опуская остальное, цитирую ответы на самый «острый и едкий» третий вопрос: «…Вот что думает генерал-майор милиции в отставке Д. С. Токпанов: По-моему, нынешние выборы не похожи все же на предыдущие. Нет диктата партии, определявшей кандидатов на тот или иной пост. Но, конечно, лучше было бы, если бы нашлись и другие кандидаты. Председатель Куйбышевского районного Совета народных депутатов Кокчетавской области В. В. Ляпин: Собственно говоря, не смущает. Не вижу альтернативы. В противовес Назарбаеву может выйти только такая политическая сила, которая могла бы повести за собой. На сегодня равных ему нет. Доктор философских наук, профессор Алма-Атинского института политологии и управления Б. Р. Абсаттаров: Безальтернативность не случайна, так как в данной ситуации большинство населения, видимо, признает, что, кроме Назарбаева, никого сегодня нет».

И все же электоральный эксцесс, вызванный преждевременным выбытием других кандидатов в президенты, судя по всему, создал головоломку для многих. В этом контексте примечательна реакция на происходившее историка и теоретика государства и права, академика, народного депутата, Салыка Зиманова. Как подлинный ученый-систематик, он, конечно, был энтузиастом знака равенства между теорией и практикой, а как истинный юрист был педантичным приверженцем процедурно-процессуальной полноты, в том числе и такого беспрецедентного политико-правового проекта, как первые в истории нации прямые президентские выборы. Тем ценнее для общества стал комментарий от профессионала, сделанный им в статье «Президентское правление: надежды и проблемы», опубликованной на страницах «Советов Казахстана» 23 ноября 1991 года: «…Причиной отсутствия альтернативы является незрелость демократии и ее институтов. Не в том, что республика бедна кадрами для больших государственных дел. Они имеются. Слабы и раздроблены партийные и общественные движения…

При всем этом нельзя уйти от сложившейся реальности. Авторитет и личные качества нынешнего Президента республики Н. А. Назарбаева выдержали трудное испытание и настолько высоки, что сегодня на политическом горизонте трудно найти равного кандидата. Он завоевал доверие многонационального народа Казахстана наперед, что архиважно особенно в условиях, связанных с вхождением в рыночные отношения. С этим не могли не считаться возможные кандидаты в президенты. Для них проблематичной оказалась даже возможность выхода из выборов, не теряя «лицо».

…Будущий Президент не может быть ниже по своему профессиональному уровню государственного деятеля и интеллектуальной зрелости, чем настоящий.

Нелегка судьба Президента. Хуже той ситуации, в которой ему придется работать и отвечать, не придумаешь. Только решительные из мудрых могли решиться на этот шаг. Тем славен претендент в президенты, готовый нести эту ношу. Такой фигурой сегодня выступает Н. А. Назарбаев».

Наконец наступила суббота, 30 ноября. Последние сутки перед выборами. В этот день «Казахстанская правда» опубликовала статью Олжаса Сулейменова «За что я буду голосовать завтра?». Хотел бы привести отдельные выдержки из послания нашего поэта. Оно заслуживает этого: «Я близко знаю Нурсултана Назарбаева более 20 лет. Вместе проходили жесткую школу жизни, которая многому научила. Некоторых наших вчерашних товарищей эта школа сломала.

Политика — высокое творчество, ее нельзя избрать профессией, она сама избирает, требуя от человека полной самоотдачи и разнообразных талантов. Прежде всего — способности принимать к сердцу нужды людей.

У Нурсултана Назарбаева этот талант развит.

Мне понятна и близка его программа развития многонационального Казахстана. И если она будет последовательно выполняться, наша республика скорее многих других способна войти в ряд процветающих стран. Это возможно, только если в Казахстане будет сохраняться мир. За это мы все и будем голосовать.

За Нурсултана Назарбаева!».

 

* * *

Так занималась заря нашей независимос­ти. В летописи грандиозных свершений, которые народ Казахстана осуществит под руководством своего всенародно избранного лидера и которые принесут ему заслуженное признание, появились самые первые страницы. Годы напряженной борьбы и титанического труда по созиданию нового Казахстана были еще впереди.

 

Махмуд КАСЫМБЕКОВ,
начальник Канцелярии Президента РК

«Казахстанская правда»

(Публикуется в сокращенном виде)

Поделиться с друзьями
Аватар

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна