ГЛАВНОЕ НА ДОРОГАХ — БЕЗОПАСНОСТЬ
Акция под таким названием, организованная Комитетом дорожной полиции МВД и народно-демократической партией «Нур Отан» прошла в селе Махамбет. В ее рамках проведен автопробег. Он начался 11 мая в Уральске и далее по маршруту — населенные пункты Чапаево-Махамбет-Сарайчик-Атырау.
12 мая участники автопробега прибыли в село Махамбет. В составе участников автопробега представители Министерства внутренних дел республики и центрального аппарата и областного филиала НДП «Нур Отан», общественных объединений, ветераны, юные инспекторы дорожного движения. Цель акции — проведение мероприятий, направленных на разъяснение политики государства, Послания Президента, оказания правовой и консультативной помощи жителям населенных пунктов. Махамбетцы получили возможность обратиться напрямую к специалистам.
Кто плохо держит руль
Как отметил заместитель председателя комитета дорожной полиции МВД РК, полковник полиции Николай Калашников, начиная с 2009 года совместно с НДП «Нур Отан» введена широкомасштабная акция «Приемная на дороге». Основная ее цель — укрепление имиджа правоохранительных органов, повышение доверия людей к дорожной полиции.
— Проблема предупреждения и снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, сохранения жизни и здоровья людей на автомобильных дорогах занимает сегодня одно из ведущих мест в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем Казахстана,- подчеркнул Николай Калашников. — И не только нашей страны, но и всего мирового сообщества. Развитие автомобилизации наглядно показывает, насколько важными и актуальными становятся вопросы управления дорожным движением и обеспечение его безопасности.
В Казахстане за последние семь лет численность автомобильного парка увеличилась вдвое и сейчас составляет свыше 3,6 млн единиц.
На пике аварийности, в 2006-2007 годах, показатель смертности от дорожно-транспортных происшествий в нашей стране составлял 28 погибших на сто тысяч населения, что в четыре раза превышало аналогичный показатель для Европы. В 2011 году показатель смертности от ДТП в Казахстане снизился до 16 погибших. Для сокращения уровня аварийности на дорогах принят комплекс организационных и практических мер, направленных на повышение уровня дорожной безопасности.
За последние пять лет, на фоне постоянного роста автопарка, количество ежегодно совершаемых ДТП сократилось на 25%, число погибших в них граждан на 38% и раненых на 26%.
— С прошлого года введение специального учета ДТП, повлекших гибель или ранение людей, осуществляется уполномоченным органом в области правовой статистики и специальных учетов, — отметил Николай Калашников. — На улучшение ситуации на дорогах также повлияли принятые меры по ужесточению административных наказаний за нарушение Правил дорожного движения и усиление контроля за их соблюдением.
За 2011 год дорожной полицией страны пресечено около 2 млн нарушений Правил дорожного движения, в том числе задержано свыше 50 тысяч пьяных водителей. За грубые нарушения судами лишены права управления 35 тысяч водителей, административный арест получили 6 тысяч правонарушителей. Кстати, меры административного взыскания принимаются не только к водителям. За нарушения Правил оштрафовано более ста тысяч пешеходов.
Кто научит ездить правильно
Принимаются меры и по улучшению качества подготовки шоферов. Введены курсы по обучению старшеклассников вождению автотранспортом.
— В автошколах отменены всевозможные ускоренные курсы подготовки водителей, — сообщил представитель МВД. — В настоящее время сроки обучения составляют для получения права управления легковым автомобилем три месяца, грузовым — пять и автобусами — до восьми месяцев.
Многое делается для повышения безопасности транспортных средств. Барьером для ввоза в страну подержанных автомобилей стало повышение таможенных пошлин в рамках Таможенного союза (с июля 2011 года). В МВД надеются, что эти меры скажутся на обновлении автопарка страны. Кроме того, с нового года изменен порядок организации технического осмотра транспортных средств. Функции дорожной полиции по проведению государственного технического осмотра транспортных средств, как известно, переданы в конкурентную среду, с передачей полномочий по его организации Министерству транспорта и коммуникаций. Новые подходы к организации техосмотра должны повысить его эффективность, усилить требования к системам безопасности автомобилей в процессе их эксплуатации.
— Но итоги первого квартала показывают, что рынок услуг в данной сфере полностью не сформирован, здесь еще предстоит провести большую работу, — сказал Николай Калашников.
Проводится последовательная работа по внедрению мировых стандартов и нормативов в сферу дорожного движения. В настоящее время ведется работа над подготовкой проекта нового Закона «О дорожном движении». Необходимость его разработки назрела давно, так как действующий Закон «О безопасности дорожного движения» был принят еще в 1996 году, и уже не в полной мере отвечает современным реалиям. В новом законопроекте определены три основные задачи. Создание эффективной системы профилактики дорожно-транспортных происшествий, содействие принятию стратегии и комплексных программ в сфере обеспечения дорожной безопасности. Кроме того, усиление межведомственной координации и повышение роли каждого госоргана в решении проблем безопасности дорожного движения.
Его принятие позволит создать адекватные механизмы управления и взаимодействия, четко распределить зоны ответственности как по уровням власти, так и по ведомствам, а также восполнить существующие пробелы нормативно-правового обеспечения безопасности дорожного движения.
Контроль без контакта
Не обошли вниманием на встрече с жителями села Махамбет актуальные вопросы борьбы с коррупцией в дорожной полиции. Практика показывает, что дорожное движение является наиболее подверженной риску коррупции сферой, а подобная ситуация наблюдается во многих странах. Вождение автомобиля, как источника повышенной опасности, строго регламентировано и имеет массу ограничений. С этим и связана сложность проблемы коррупции на дорогах, что необходимо, с одной стороны, свести к минимуму условия для взяток, а с другой, не только не снизить, но и повысить уровень безопасности дорожного движения. Для борьбы с негативным явлением постоянно совершенствуются и создаются новые механизмы противодействия. На законодательном уровне в 2008 году в Кодекс об административных правонарушениях внесены поправки, предусматривающие исключение альтернативных видов наказания за конкретные правонарушения, то есть в статьях Кодекса за нарушения Правил дорожного движения штраф установлен в виде точно указанного размера. В нормах Кодекса исключен союз «или», который являлся предметом торга… Дорожная полиция переходит на бесконтактный контроль за соблюдением Правил дорожного движения.
— Это позволяет не только сократить уровень аварийности, но и за счет исключения контактов полицейских с правонарушителями минимизировать коррупционные проявления на дорогах и исключить конфликтные ситуации, — пояснил представитель Комитета дорожной полиции. — Сегодня мы добились существенного снижения уровня смертности на дорогах. При надзоре за дорожным движением исключено излишнее администрирование, так как составление огромного количества материалов за мелкие нарушения неоправданно, зачастую связано с придирками к водителям.
Между тем, у дорожной полиции много различных новшеств, которые планомерно будут внедряться по всей стране. Например, в скором времени состоится передача регистрации транспортных средств и выдачи водительских удостоверений в центры обслуживания населения. В этом году пилотный проект будет реализован в Астане, Алматы, Актау и Караганде, а со следующего года специализированные ЦОНы откроются во всех областных центрах.
Также сокращаются разрешительные функции дорожной полиции. На сегодняшний день отменены лицензирование деятельности по подготовке, переподготовке водителей транспортных средств, согласование с дорожной полицией автоперевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Безопасность превыше всего
Заведующий общественной приемной центрального аппарата НДП «Нур Отан» Жумажан Жукенов остановился на большой роли партии по улучшению жизни народа Казахстана, обеспечению безопасности людей. В Казахстане создано 258 общественных приемных партии «Нур Отан», в которые могут обращаться казахстанцы со своими вопросами. В прошлом году почти 80 тысяч граждан не упустили такую возможность. Часто общественными приемными организуются выезды в регионы, и приезд в Махамбетский район — один из примеров такой работы.
В ходе встречи Благодарственными письмами МВД и НДП «Нур Отан» были отмечены «Лучший водитель», «Лучший преподаватель» и «Лучшая автошкола». Как подчеркнул руководитель лучшей автошколы Валерий Ким, проводимая работа в автошколе связана с безопасностью дорожного движения, педагогический состав поднимает уровень подготовки водителей. Из семи тысяч обученных шоферов ни один из них не нарушил Правила дорожного движения в первый год своего вождения автотранспортным средством. И этот важный факт оценил представитель Комитета дорожной полиции Николай Калашников.
Махамбетцам продемонстрировали видеофильм, в котором были показаны реальные ситуации на дорогах — что может произойти, если превышена скорость движения, если разговаривают за рулем по мобильному телефону, если не пристегнут ремень безопасности.
После завершения встречи представители Комитета дорожной полиции МВД и центрального аппарата НДП «Нур Отан» провели общественный прием граждан. Некоторые жители Махамбета, болеющие за чистоту поселка, возмущались тем, что водители часто выбрасывают на дороге мусор из автомобилей. Другие предложили увеличить число автопатрулей, что дисциплинировало бы нерадивых шоферов. На все вопросы махамбетцы получили исчерпывающие ответы.
Светлана НОВАК,
фото
Ануара АБИЛГАЗИЕВА
Атырау — Махамбет- Атырау