Актуально

ДАЕШЬ ПРАКТИКУ СТУДЕНТУ!

В четверг состоялся областной форум, где местные бизнесмены и представители профессиональных учебных заведений обсуждали возможности введения дуальной системы при подготовке профессиональных кадров.

— Можно констатировать, что сегодня бизнес и образование имеют единое мнение в вопросах подготовки профессиональных кадров. Учебное заведение может выпустить квалифицированного специалиста только при введении у себя дуальной системы подготовки кадров. Дуальная система предполагает превалирование практики над теорией, это, когда 70-80 процентов обучения будет состоять из практических занятий на производстве, и только 20-30 процентов будет отдано теории за партой, — отметил, открывая работу форума, заместитель акима области Серик Айдарбеков.

По словам начальника областного управления образования Саткана Есенгалиева, за 2011-2012 учебный год между работодателями и учебными заведениями был подписан и реализован 591 договор о прохождении производственной практики учащимися. В результате 4400 учащихся получили возможность прохождения практики на непосредственно рабочем месте, причем для 16 из них она была оплачиваемой. За счет предприятий обучилось 250 студентов, 56 из них выплачивалась стипендия. 116 инженеров-педагогов и мастеров производственного обучения прошли обучающие курсы на предприятиях.

На базе предприятий были открыты 3 обучающих кабинета. Материальная база была пополнена оборудованием на сумму 13,2 млн тенге.

Саткан Есенгалиев отметил преимущества введения дуальной системы образования. Во-первых, обучение будет проводиться согласно производственным потребностям, во-вторых, будущие специалисты будут с интересом изучать выбранную профессию, а после окончания они будут стараться остаться на данном производстве. Это приведет к повышению уровня спроса на выпускников и их трудоустройство. Таким образом, интересы бизнеса, человека и государства оказываются под одним знаменателем, возникают партнерские отношения.

Глава государства Нурсултан Назарбаев в рамках программы 20 шагов социальной модернизации поставил задачу о введении дуальной системы обучения в профессиональном образовании. Для реализации данной задачи подготовлены необходимые законодательные акты. К примеру, в законе об образовании внесено новое понятие «кооперативное обучение» и «социальное партнерство в отрасли профессионального образования». Там определены направления взаимодействия между работодателем и организациями образования при подготовке кадров. И сегодня бизнес и образование уделяют большое внимание проблеме, не каких специалистов готовить, а как совместно подготовить нужного работника. И это является большим достижением сегодняшнего дня. В этих целях в июне текущего года между Министерством образования и науки и национальным фондом «Самрук-Казына» был подписан договор о введении в отрасль профессиональной подготовки кадров дуальной системы обучения. В рамках этого договора ожидается, что компании, имеющие акции национального фонда «Самрук-Казына», как и другие отечественные и иностранные компании, также подпишут договор с профессиональными учебными заведениями на внедрение дуальной системы обучения.

Саткан Есенгалиев отметил, что технические и профессиональные учебные заведения области выражают готовность к переходу к дуальной системе. Поэтому есть отличные перспективы сотрудничества.

Начальник областного управления координации занятости и социальных программ Казыбек Алишев сообщил, что с начала года в профессиональных лицеях и колледжах обучаются 975 учащихся, из них 328 на сегодня завершили учебы, 97 процентов трудоустроены на постоянную работу.

В мае текущего года на переподготовку и повышение квалификации было направлено 650 человек, сегодня они продолжают обучение. С участниками программы «Занятость-2020» составлены договора, определены будущие места их постоянной работы.

В прошлом году по программе «Занятость-2020» на профессиональное обучение было направлено 4610 человек. Сегодня из них трудоустроено около 4 тысяч человек, продолжается работа по трудоустройству остальных. В этих целях были организованы такие мероприятия. Для трудоустройства 3,5 тыс. человек были подписаны Меморандумы с 175 работодателями. Были проведены ярмарки свободных вакансий с участием руководителей 52 крупных и мелких компаний. На ярмарку пришли 2794 претендента, из них 1300 нашли постоянную работу.

Профессиональное обучение у нас осуществляется на базе 18 колледжей, профессиональных лицеев и частных учебных центров — по 40 специальностям. Также был подписан Меморандум с 22 иностранными компаниями на обучение на профессиональных курсах 655 безработных. Причем учащиеся были обеспечены оплатой за учебу, расходами на жилье и стипендией. Сегодня поступают новые заявки, по ним проводится направления на учебу.

В области разработана Карта занятости, рассчитанная на 2013-2015 годы. В ней было подсчитано, что в связи с ближайшей реализацией крупных нефтяных проектов в регионе возникнет потребность в более 7 тыс. высококвалифицированных специалистов, на рынке труда будет необходимо переобучить более 1,5 тыс. человек.

— Реализация этих проектов приведет к спросу грамотных технических специалистов, поэтому мы поддерживаем применение в деле подготовки кадров дуальной системы обучения, — отметил Казыбек Алишев.

В то же время, по словам начальника областного управления координации занятости и социальных программ, в учебных заведениях области продолжается подготовка невостребованных на рынке труда специалистов. К примеру, в текущем году подготовлено 650 специалистов по экономике и финансам, 399 правоведов. Один только Прикаспийский современный колледж выпустил текущим летом 180 финансистов и 149 юристов. Где им трудоустраиваться, непонятно!

Председатель областного Союза предпринимателей и работодателей Алия Беккужиева в своем выступлении заявила, что готова выплачивать стипендию будущему квалифицированному специалисту, который придет на их предприятие. Она отметила, что этот шаг продиктован тем, что предприятие крайне заинтересовано в хорошем специалисте. Сегодня на рынке труда полно юристов, экономистов, нефтяников, а квалифицированных кадров среднего звена нет.

— Мы готовы создать на нашем предприятии необходимые условия для прохождения практики. И мы не одни, несколько десятков предприятий, входящих в состав Союза, также поддерживают идею дуальной системы обучения, — сообщила Алия Беккужиева.

Она выразила уверенность, что существующую проблему в подготовке кадров сможет решить дуальная система обучения. Несомненно, система  имеет свои плюсы, работодатель сможет сам определить для будущего специалиста, как и чему ему учиться, ознакомит его с техническими требованиями производства. Если учащемуся понравится на данном предприятии, он постарается закрепиться  там. Такая система обучения заставляет перестроиться и работодателя: нужно выделить наставников, определить объем работы для обучения и практики, предусмотреть сырье или комплектующие, возможно, учебные классы,  мастерские и т.д.

Серик Айдарбеков отметил, что сегодня производственную практику студенты проходят только после окончания 3 курса, т.е. предшествующие два года используются неэффективно. В свете нововведений студента необходимо отправлять на практику сразу после первого курса, она может быть хотя бы чисто ознакомительной. Со 2 курса практиканты могли бы выполнять уже несложные операции по будущей своей специальности.

Индустриальный колледж (ПЛ-2) имеет успешный опыт работы по дуальной системе обучения. Директор Халидолла Тайпанов сообщил, что учебное заведение в целях развития социального партнерства и подготовки востребованных экономикой кадров имеет опыт совместной работы с 15 предприятиями и организациями города. Прохождение производственной практики по всем обучаемым 12 специальностям согласовано с предприятиями-партнерами. Также предприятия организуют стажировку для преподавателей учебного заведения, за 2 года 8 мастеров производственного обучения прошли стажировку на производстве. Заместитель директора колледжа в прошлом году прошел курсы повышения квалификации по внедрению дуальной системы, в результате была введена экспериментальная дуальная система обучения по специальности «плотник». 4 раза в неделю в производственной мастерской студенты выполняют проектные задания. На сегодня есть договоренность с предприятиями «АИНА инком» и «Диар», 75 процентов производственного обучения будет проводиться на их базе.

К концу работы форума руководители учебных заведений и работодатели подписали меморандум о сотрудничестве по внедрению дуальной системы обучения.

Конечно, не все предприятия готовы сегодня принять участие в такой схеме обучения, но желающие увидеть среди своих сотрудников грамотных молодых специалистов в ближайшее время, могут оказать реальное  содействие в получении ими качественного образования.

Алма ТУРГАНОВА,

фото Амангельды

МУТИГУЛЛИНА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button