Что мешает развитию внутреннего туризма?

внутреннеготуризма Актуально

 Какую тропу выбрать?
Вы собрались в путь, какой из маршрутов выбрать? В какую глубинку направиться? И вообще, какой вид туризма вас интересует: исторического плана, познавательного, экстремальный либо лечебный? Вы собрались в путь один или одна, либо с детьми? Автостопом либо в группе? Этот круг вопросов необходимо учесть и, естественно, приходится обращаться в туристические агентства. Готовы ли сегодня турфирмы оказать спектр услуг? Ответ на этот вопрос мы и попытаемся найти.
Инфраструктура оставляет желать лучшего
Итак, что же мешает развитию внутреннего туризма?
Туроператор Зоя Даулетьярова считает самой главной преградой инфраструктуру, которая оставляет желать лучшего.
— К примеру, дороги, которые практически везде плохие. Второе — отсутствие связи. К примеру, клиент должен быть всегда на связи, чтобы держать свой бизнес под контролем. Вдруг ему позвонят его клиенты, либо нужна консультация по работе. Еще связь важна для нас, туроператоров: вдруг будет необходима срочная медицинская помощь, или случится какое-либо ЧП. Я уже не говорю о придорожном сервисе. У нас нигде нет кемпингов, где турист, впрочем, как и любой водитель, мог бы заправиться бензином, попить кофе, пока устранят какую-то неисправность. Кстати, нет придорожных СТО. Ко мне приезжали иностранные туристы на своем автомобиле, как кемпинг-дом. Мы поехали с ними в район, по дороге нигде не могли заправиться чистой водой, зарядить батарейки, то есть подсоединиться к электричеству, пришлось остановиться в более-менее крупном населенном пункте. Был необходим легкий ремонт автомобиля, пришлось повозиться полдня, хотя ремонт в СТО мог бы занять от силы час. И, естественно, мы отставали от своего графика.
Как-то я возила зарубежных туристов в Курмангазинский район, и по дороге из Котяевки в город случилась автомобильная авария, хотя иностранные туристы стараются ездить медленно, не нарушать правила, но в дороге всякое бывает, кстати, из-за многочисленных ям машина столкнулась с КамАЗом. Нам пришлось эвакуатор вызывать из города, потому что рядом нигде не было. А вы представьте, какое это расстояние и сколько часов мы потеряли?!
Если взять историко-культурные объекты, то они расположены все в степи, причем безлюдной, к ним проехать вообще невозможно. Другая сторона вопроса — это отсутствие гидов, причем местных, которые бы знали степные дороги, ведь можно в поисках объектов и заблудиться в степи. Как это, кстати, и было с одним из наших коллег, которому пришлось провести без воды и еды три дня в степи. Благо все обошлось. А мы ведь не можем рисковать жизнью туристов, и эти моменты должны обязательно учитываться, потому что здоровье и безопасность туриста у нас на первом месте! И не забывать, что это отдых, в первую очередь. Мы съездили в инфотур на объекты в Жылыойский и Индерский районы. Если в первом случае по дороге в Акмешит есть хотя бы указатели, то в Индерском районе они вообще отсутствуют, и без местных проводников там тоже можно заблудиться. А кто нас встретит в районах, где вообще туризм только–только начинает развиваться? А ведь лето быстро пролетит, — поделилась своими мыслями туроператор.
Туроператор Роза Бекенова одной из наиважнейших проблем считает отсутствие транспорта.
— У нас готова обзорная экскурсия по городу, это значит, что дороги более-менее в хорошем состоянии. Мы можем как-то договориться. Теперь у населения есть заинтересованность в поездках по районам, но нет транспорта. Мы выходили на крупные транспортные компании, но они предпочитают работать с нефтяниками. Говорят, что пусть лучше транспорт стоит, чем ездить по бездорожью. Есть транспорт у частников, но по закону мы должны заключать договора с компаниями. Очень трудно найти объекты в степи, нам нужны местные гиды-экскурсоводы. А если будет дождь, то дороги вообще размытые, и экскурсию надо отменять.

Подвижки в данном вопросе есть

  В целом туроператоры и турагентства отмечают, что положительные перемены есть, и связывают их с открытием в районах отделов, отвечающих за развитие туризма. Но время не терпит, лето — самое удобное время для туризма, краткосрочное. Пока с туристами работают краеведы из музеев, а должны работать гиды и проводники-краеведы, причем из местных жителей, которые знали бы свой район, как говорится, вдоль и поперек. По общему мнению, к этой работе необходимо привлекать выпускников вузов, которые обучались в сфере туризма, отправить их в свои районы в рамках программы «С дипломом — в село!», дать им квартиры. Вряд ли кто-либо из другой местности поедет в район, потом все-таки надо подтягивать к этой работе молодых и выносливых людей, чтобы они заряжали своей энергией туристов, что тоже немаловажно. Ведь сама по себе дорога изматывает, и необходимо как-то поддерживать настрой. Как это, к примеру, организовано в выездном туризме.

В районах туризм не развит

  Главными потребителями туристических услуг будут в основном горожане, а также гости города, в том числе из-за рубежа. Не за горами проведение международной выставки «ЭКСПО-2017». Необходимо выстраивать сеть туристических агентств в районах, которые могли бы принять туристов. Но на сегодняшний день нацеленных именно на развитие внутреннего туризма, пока стабильно работающих в этой сфере агентств очень мало. В основном они заняты лишь выездным туризмом, отлаженным и приносящим более-менее значительный доход. На этом фоне ценна инициатива Сауле Бакеновой, предпринимательницы с десятилетним стажем из Индерского района. Несколько лет назад она открыла кафе, теперь намерена заняться культурно-оздоровительным отдыхом — открыть базу отдыха недалеко от Индера. Каково ее видение?
— Для развития моего бизнеса, в первую очередь, необходим земельный участок, я обратилась в государственные органы, и практически через полгода мой вопрос был решен. Что в первую очередь необходимо для отдыхающих? Это природа и чистый воздух, поэтому наш земельный участок расположен на берегу реки, в лесу. Естественно, там пока ничего нет. Мы намерены построить небольшие домики, юрты, установить алтыбакан, простые качели, теневые сооружения, шатры, теннисные корты, батуты и обязательно душевые, бассейн. Поскольку не все, может быть, захотят купаться в реке. И, конечно, санузлы, столовую и так далее. Особенность нашего направления в том, что объекты должны находиться подальше от населенных пунктов, в тишине, на природе. Чем это сложно для развития бизнеса? Опять-таки нет инфраструктуры и, естественно, требуются дополнительные вложения. Мы уже приобрели насосы для воды, есть колодец, солнечные батареи. Главное — построили помещение для обслуживающего персонала. А почему медленно развивается? Само население не готово воспринимать данное направление бизнеса. Это в последние годы наметился поворот, я и сама вот решила заняться и надеялась на государственную поддержку в виде гранта, но не получилось. Конечно, бизнес должен окупаться. В самом районном центре проживает всего 17 000 населения, все работают. Но я рассчитываю на городских жителей, и если все пойдет как я задумала, буду работать над организацией зимнего туризма, потому что у нас и зимой красиво. Снег всегда кристально белый и воздух чистый, — отметила предпринимательница.

Государственная поддержка усиливается

  Какая поддержка ожидается со стороны государственных органов в решении данных вопросов? Этот вопрос мы адресовали заместителю руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Карлыгаш Бекбаевой.
— Мы сделали акцент на укрепление связи услугодателей с туристическими компаниями. Менталитет пора менять. Туризм может и должен стать одним из источников дохода для местного населения. Из любой услуги можно извлечь выгоду. К примеру, показать иностранцам народное прикладное творчество. Как ткут алаша, как готовят шерсть. Показать туристам как состригают шерсть, потом ее моют, как на веретене ткут шерстяную нить вручную, а потом связать носки либо еще что-то. Или встретить казахскими танцами и домброй. Все это на первый взгляд просто. Больше внимания мы уделяем легендированию, ведь из поколения в поколение передаются казахские легенды, и мы их, можно сказать, оживляем. Все знают про городище Сарайчик и дочку хана, которая каталась на золотой лодке. Местные специалисты уже подали заявку на изготовление лодки, на которой будут катать туристов. Безработные женщины могут заняться приготовлением обедов в этностиле: в казанах баурсаки и бесбармак, а также чай в самоваре.
Но самое главное — к этой работе должны подключиться районные акиматы, чтобы развивать инфраструктуру. В первую очередь, дороги, — считает чиновница.

«Речной трамвай» ждет пассажиров

В пятницу по реке Урал в поездку отправился речной трамвай. На первый рейс были приглашены руководители турфирм, чтобы, как говорится, обкатать программу, уточнить маршрут, время в пути и откорректировать текст гида. По ходу плавания был высказан ряд замечаний, которые будут, конечно, учтены. Как отметила директор ПК «Амангельды» Жания Борашева: «Нам этот теплоход был передан в доверительное управление. Его вместимость до 25 человек, мы отплываем от пирса, расположенного рядом с облакиматом, до балыкшинского моста и обратно. Цены приемлемые — 1400 тенге для взрослых и 700 тенге для детей, билеты продаются у причала. В день 4 поездки, вплоть до 9 часов вечера. Есть второй теплоход «Бала Ораз», который предназначен для индивидуальных и коллективных прогулок. По всем вопросам можно обращаться по телефону: 8702 812 62 52.
Начало положено, турфирмы обратили свой взор на развитие внутреннего туризма, который при умелой организации может стать источником дохода и удовлетворит спрос населения.

Гульжан ЕЛЕШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна