БУДУЩЕЕ СТРАНЫ — ЗА КАЧЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
«Модернизация системы образования — главный путь качественного развития человеческого капитала» — под таким названием вчера в областном драматическом театре имени Махамбета состоялся августовский педсовет работников системы образования Атырауской области. В работе форума принял участие аким Атырауской области Бактыкожа Измухамбетов, начальник управления образовательных стандартов и программ Министерства образования и науки Республики Казахстан Гульзат Кобенова, акимы города и районов, ветераны образования, депутаты областного маслихата, представители учебных заведений области. Вел педсовет начальник областного управления образования Саткан Есенгалиев.
Особое значение образования
В структуре образования Казахстана задействовано около трети населения страны. И самое главное здесь то, что в системе образовательных услуг растут, формируются и взрослеют юные граждане нашего независимого государства. Образовательная сфера в той или иной степени касается каждого из нас. Не случайно в своем ежегодном Послании Президент Нурсултан Назарбаев уделяет этой сфере особое значение, отдельным пунктом определяя задачи, которые предстоит решить Правительству и акимам областей. Многие моменты этой сферы отмечены и в программном документе Главы государства «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда». Не случайно, как отметил Нурсултан Назарбаев, одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования.
На этих и других моментах остановился в своем выступлении аким области Бактыкожа Измухамбетов:
— В системе образования Атырауской области, как и по всей стране, успешно реализуются сразу несколько государственных программ. Я был назначен на должность акима области буквально несколько дней назад и еще не успел основательно ознакомиться с работой учебных заведений региона. Но наши общие задачи я
сны. Это три момента, на которые ежегодно обращает внимание Президент страны — обновление материально-технической базы в соответствии с требованием времени, улучшение учебно-воспитательного процесса и самое главное — сделать образование доступным и качественным. Если мы сообща возьмемся за эти три направления, будут сведены к минимуму пороки среди наших детей — это наркомания, увлечение радикальными религиозными течениями, преступность. Управлению образования надо работать сообща с департаментом внутренних дел, управлением внутренней политики. Школьные инспектора должны работать в тесном контакте с родителями и учителями. Работа школы — это результат знаний учеников. Престиж и качество образования каждого учебного заведения определяется набранными учеником баллами во время Единого национального тестирования, выбранным вузом, карьерным ростом. А чтобы обеспечить это, мы должны обратить внимание, в каких условиях и как работает школа, и в этих вопросах не бывает мелочей. Обратите внимание, что далеко не во всех школах Атырауской области есть возможность обеспечить учеников горячим питанием. Кроме того, надо взять на особый контроль учащихся из малоимущих семей, обеспечить их всем необходимым для получения образования. В Атырауской области функционируют 198 школ, из них 85 нуждаются в капитальном ремонте. 11 учебных заведений находятся в аварийном состоянии. В 43 из 120 детских садов области требуется провести капитальный ремонт, а это практически каждый третий детский сад. Необходимо обновить старую мебель, техническую базу учебных заведений. Я хотел бы попросить обратить внимание именно на эти моменты, так как для хорошей работы необходимо создать соответствующие условия.
Уважаемые участники педсовета, дорогие учителя! Уже совсем скоро в школах зазвенит первый звонок, начнется новый учебный год. Желаю вам творческих успехов, хороших результатов в работе! — сказал аким Атырауской области.
Награды педагогам
Ежегодно уровень образования в нашей области улучшается. Это, в первую очередь, конечно, неустанная работа учителя, труд педагогов, призванных подготовить для страны умных, грамотных граждан с высоким патриотическим духом, которые могли бы стать конкурентоспособными на международном рынке труда и знаний. Некоторые из них были отмечены на педсовете нагрудным знаком «Почетный работник образования Республики Казахстан». Из рук акима области Бактыкожи Измухамбетова их получили учитель биологии Атырауской городской станции юных натуралистов Алия Баймуханова, директор Макатского технологического колледжа нефти и газа Изтурган Тасбаев.
За отличные успехи в деле воспитания подрастающего поколения нагрудным знаком «Ы. Алтынсарин» Министерства образования и науки Республики Казахстан были награждены преподаватель Академии народной музыки Онайша Карашева, учитель русского языка и литературы средней школы имени Д. Толенова Махамбетского района Акканым Бекбаева. Награды также вручил аким области. Группе лучших педагогов региона были вручены почетные грамоты акима области. В торжественной обстановке их получили воспитатель детского сада «Балдаурен» Индерского района Халида Ескалиева, учитель химии и биологии Аккистауской средней школы Исатайского района Нурбигаш Алпысбаева, методист Махамбетского районного отдела образования Болган Масалимова и многие другие.
Переход на электронное обучение
С развернутым докладом о достижении образовательной системы в стране выступила начальник управления образовательных стандартов и программ Министерства образования и науки Республики Казахстан Гульзат Кобенова. В своем выступлении она подчеркнула, что за последние 5 лет национальная система образования претерпела существенные изменения и стала соответствовать международному стандарту. Несмотря на трудности, а в Казахстане 2,5 процента всех школ признаны аварийными, в 79 учебных заведениях ведется обучение в три смены, чувствуется заметный прогресс в системе образования. 1021 школа по Казахстану имеет интерактивные доски, в 569 школах обновлены кабинеты химии и биологии. В стране уже работает 5 Назарбаев школ, еще 15 примут своих первых учеников в будущем году. Среди них и город Атырау. По всей стране ведется системный переход на электронное обучение. И уже в 2015 году все школы страны в обучении детей будут использовать мощные средства современных технологий.
Результаты Единого национального тестирования в 2012 году составили в среднем 70,9 балла, а это на 15,7 ба
лла ниже прошлогоднего тестирования. Связано это с тем, что в этом году были серьезно ужесточены требования по проведению ЕНТ — в пунктах проведения тестирования велось видеонаблюдение, работала система глушения сотовых телефонов, состав государственной комиссии был сокращен до 5 человек. Самый высокий балл — 84,7 — набрали алматинские школьники. Самый низкий показатель образования оказался у школьников Кызылординского региона.
Основное направление работы Министерства образования и науки Республики Казахстан связано с Посланием Главы государства и программным документом «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда». Как не раз отмечал Президент страны, модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по тре
м главным направлениям. Это оптимизация образовательных учреждений, модернизация учебно-воспитательного процесса и повышение эффективности и доступности образовательных услуг.
В рамках оптимизации необходимо укрепить непрерывную вертикаль образования. Важно восстановить логическую взаимосвязь всех видов системы.
— Начиная с будущего учебного года необходимо будет предусмотреть расширение использования интерактивных форм обучения в учебном процессе общеобразовательных школ и внедрение специальных учебных программ онлайн-обучения. Задачи, поставленные перед нами Главой государства в этой программной статье, означают, что роль сферы образования, отвечающей за качество обучения, подготовки и воспитание молодых казахстанцев, возрастает в несколько раз, — отметила в своем докладе представитель Министерства образования. — Говоря о модернизации системы образования как главном векторе качественного роста человеческого капитала, нельзя не сказать о задачах своей сферы и стратегии дальнейшей работы. И здесь главное — это акцент на достижение принципиально нового качества обучения.
Задачи в новом учебном году
Начальник областного управления образования Саткан Есенгалиев отметил, что условия обучения напрямую отражаются на качестве знаний. Поэтому многие годы материально-техническая база образовательной системы была на контроле местных исполнительных властей. Финансирование, как областное, так и республиканское, с каждым годом увеличивается. Если 5 лет назад на систему образования выделялось 15,4 млн тенге, в 2012 году сумма увеличилась почти в 2,5 раза.
— Только за последние 3 года в области построено 15 типовых современных школ, — сказал Саткан Есенгалиев. — На сегодня строятся еще 5 школ на общую сумму 2,1 млрд тенге. До конца 2012 года они примут своих первых учеников. Будут снесены 3 аварийные школы, откроются учебные заведения в тех населенных пунктах, где раньше никогда их не было. 51 процент школ области обеспечены современными кабинетами физики, 67 процентов — химии, 82 процента школ обеспечены современными мультимедийными кабинетами. В 2012 году за счет республиканского трансферта на сумму 102 млн тенге обновлены 25 кабинетов химии. На 2012-2013 учебный год будут закуплены учебники в количестве 895 тысяч экземпляров на общую сумму 300,4 млн тенге. Будут полностью обновлены учебники в 1,7, 8 классах.
Несмотря на хорошее финансирование и улучшение школьной базы, проблемы еще остаются. 11 школ области решением комиссии признаны аварийными, там опасно находиться детям. Еще 85 школ области нуждаются в капитальном ремонте. Не ремонтируются детские дошкольные учреждения.
Образовательная система области должна идти на одном уровне с развитием современной технологии. В этой сфере у нас есть неплохие показатели. В 164 школах области установлены интерактивные доски, 72 учебных заведения ведут обучение в режиме он-лайн. 1 сентября 24 школы области будут вести обучение по электронной системе.
Современные требования таковы, что в школу ребенок должен прийти уже подготовленным, иметь определенные навыки развития. В связи с этим, уже несколько лет в стране успешно реализуется государственная программа «Балапан». В 2011-2012 учебном году по области были открыты два детских сада, 14 пристроек к действующим детским садам, 97 дошкольных мини-центров, 4 частных дошкольных заведения. На сегодня услуги дошкольного образования представляют 120 детских садов, из них 6 — частные, 324 мини-центра, обеспеченность населения детским садами составляет 81,3 процента. Малыши 5-6-тилетнего возраста полностью обеспечены дошкольным образованием. В последние годы все большой популярностью стали пользоваться частные детские сады. Уже 18 предпринимателей выразили желание открыть садики, из них 6 с охватом 200 детей получили разрешение. Но, тем не менее, этот сектор малого предпринимательства еще недостаточно развит.
Дошкольное образование
С каждым годом в области увеличивается количество детских дошкольных учреждений. Но, несмотря на это, не решается проблема нехватки мест. На 100 мест претендуют 125 детей, в г. Атырау — 150 детей. И на сегодня ситуация такова, что в одной группе занимаются до 60 малышей, хотя по норме положено в три раза меньше. Это небезопасно для самих детей, отрицательно влияет на здоровье и на качество образования.
В этом году результаты ЕНТ оказались малоприятными для нас, как, впрочем, и для всей страны. По области средний балл ЕНТ составил 71,4. Это выше общереспубликанского, который составил 70,9 балла. Менее 50 балов набрали 1762 человека, это 37 процентов от всего количества выпускников. Низкий уровень знаний оказался у выпускников Макатского, Махамбетского, Жылыойского, Индерского районов. Это стало следствием того, что в районах области до сих пор не открыты школа и гимназии для одаренных детей, где школьники обучались бы по современным технологиям, используя все новаторские идеи.
Успех ученика — результат работы учителя. На качество знаний учащихся неотъемлемо влияет уровень подготовки преподавателей. Понимая это, управление образования организовало для атырауских учителей курсы педагогического мастерства в Астане, Алматы, Уральске. На сегодня 143 учителя прошли подобные курсы и получили сертификаты.
В области до сих пор не снимается с повестки дня кадровый вопрос. Не хватает 118 педагогов, особенно педагогов дошкольного отделения, учителей русского языка и литературы, воспитателей с русским языком обучения. Сегодня пытаются решить этот вопрос за счет педвузов соседних областей.
Чтобы улучшить качество образования, а значит, работу педагогического состава, необходимо решить вопрос директорского корпуса. Об этом не раз говорил Глава государства. В образовательной сфере одну из ключевых ролей играет директор школы. В связи с рыночными требованиями, с новыми экономическими условиями развития образования директор учебного заведения должен быть грамотным, креативным менеджером, на эти моменты руководителям отделов образования нужно уделить особое внимание.
Связка — педагоги и родители
В последние годы наряду с образовательной системой особое внимание уделяется воспитательному процессу. Каждый ребенок имеет доступ к интернету, в компьютерные клубы, в запрещенную среду, то есть у них есть возможность посещать сомнительные сайты, смотреть фильмы. А это прямой путь к различным преступлениям. В 2011 году по области зарегистрировано 13 случаев суицида, 307 преступлений различной тяжести, совершенных подростками. Особенное беспокойство вызывает их отношение к различным течениям религиозного характера. На сегодня 270 учеников школ читают намаз, 66 девочек посещают занятия в платках. За подобные вещи вместе с родителями несут ответственность и школы, учителя, директора. Поэтому сегодня необходимо улучшить идеологическую работу, работать в тесной связке с родителями.
В последние годы в стране активизировали свою работу новые общественные организации «Жас ұлан» и «Жас қыран». Работа этих движений направлена на то, чтобы воспитать истинных граждан Казахстана с высоким патриотическим духом, полезных обществу, с активной гражданской позицией. Такие организации должны работать в школе. На сегодня только 8,4 процента школьников занимаются внешкольной работой в различных секциях. По республике этот процент составляет 21,6, а по миру почти 70 процентов детей занимаются полезным трудом. Как отметил Саткан Есенгалиев, в этом вопросе необходимо добиться высоких показателей. Поэтому нужно открыть дома учащихся, станции юных туристов, юных натуралистов, дворовые клубы. Филиалы подобных общественных и доступных каждому организаций должны быть открыты во всех учебных заведениях области. В 2010 году в управлении образования были упразднены два отдела — воспитательной и общей образовательной работы. Надо возобновить работу этих двух отделов. Начальник областного управления образования Саткан Есенгалиев также предложил работать в тесном контакте с управлением физической культуры, туризма и спорта, к которому относятся 10 спортивных школ. Там на сегодня занимаются 8 467 учеников.
— Дорогие коллеги! Через 10 дней начнется новый учебный год. Среднее образование для каждого гражданина нашей страны является обязательным и бесплатным. Мы должны сделать его доступным для каждого, — подчеркнул начальник областного управления образования Саткан Есенгалиев. — Особенно это касается учащихся из малоимущих семей. Нам надо поработать над тем, чтобы обеспечить школьников горячим питанием, а для ребят из уязвимых слоев населения сделать его бесплатным. На это особое внимание уделяет глава Правительства Карим Масимов, который не раз подчеркивал, что 3 процента от общей суммы, выделенной на систему образования, должны быть направлены на обеспечение детей питанием. В республике проходит акция «Дорога в школу», главная задача которой собрать каждого ребенка к 1 сентября. Эта забота не отдельных лиц или только меценатов. Это работа каждого из нас.
На областной педсовет собрались лучшие педагоги области, ветераны образовательной системы. За годы независимости наша страна достигла небывалых высот. И, в первую очередь, благодаря труду педагогических кадров. Чтобы войти в умную экономику, надо выйти из умной школы. Поэтому труд педагога, сумевшего стать ученику другом, наставником, советчиком, конечно, неоценим. И те награды, которые получают преподаватели, лишь маленькая толика благодарности за их неустанный труд.
От имени областного маслихата почетные грамоты за отличную работу в деле воспитания подрастающего поколения получили учитель биологии атырауской городской средней школы №22 Сара Хабибуллина, преподаватель сервис-коллежда г. Атырау Жанаргуль Койшигулова, заведующая детским садом «Қызғалдақ» Махамбетского района Калжан Тагамбаева. Их вручил депутат областного маслихата Саин Куанышев.
Учителя повышают квалификацию
Директор института повышения знаний работников образования Нурзила Сарсенова в своей речи отметила, что в последние годы институт работает по новой методике повышения квалификации педагогов. Если раньше методисты института обходились своими силами, то в последние годы все чаще стали приезжать в Атырау преподаватели республиканского центра усовершенствования учителей.
— Реформирование образовательной системы не проходит бесследно в работе педагога. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы учить подрастающее поколение, учитель сам должен быть готов учиться, каждый день пополнять свои знания, — сказала Нурзила Сарсенова. — Мне приятно отметить, что в последние годы благодаря хорошей поддержке на республиканском и местном уровнях в школы области идут работать молодые кадры. У них новое мышление, новый взгляд на многие вещи. И самое главное — они хотят работать. Наша задача — укрепить их знания, общими усилиями воспитать и дать образование подрастающему поколению.
С трибуны областного драматического театра выступили учитель математики атырауской городской школы-гимназии №30 Марина Дульгерова, заведующая детским садом №11 «Таңшолпан» г. Атырау Салтанат Жаникешова и другие.
Подводя итоги августовского педагогического совета, аким области Бактыкожа Измухамбетов дал несколько поручений руководству управления образования.
— Насколько мне известно, далеко не во всех школах области завершен капитальный ремонт, а до начала нового учебного года остались считанные дни. До конца недели необходимо составить график завершения капремонта школ. Пока, в течение нескольких месяцев, будет идти ремонт этих школ, учеников надо распределить по другим учебным заведениям. Для этого нужно подготовить дополнительные помещения, оборудовать классные комнаты всем необходимым школьным инвентарем, создать все условия для полноценных занятий.
В скором времени предстоит поездка по районам области, и я в первую очередь намерен обратить внимание на работу объектов социального значения. Это школы, детские сады, общежития, медучреждения, дома культуры и сельские клубы.
Также необходимо взять под особый контроль обеспечение учащихся горячим питанием. По области уровень обеспеченности школьников горячим питанием очень низкий.
Просьба представителю Министерства образования и науки Республики Казахстан передать главе ведомства, что выделенные средства на строительство двух новых школ вместо аварийных недостаточны. Необходимо снести, как минимум, 4 ветхие школы.
Глава области поблагодарил педагогов за их неустанный труд, пожелал больших успехов в работе, творческих идей и реализации всех замыслов.
В завершение педсовета работников образования Атырауской области ветеранам труда и молодым кадрам были вручены цветы.
Марина КУАНЫШЕВА, фото
Ануара АБИЛГАЗИЕВА