Вчера в Атыраускую область с рабочим визитом прибыл Премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов. В международном аэропорту высокого гостя встречал аким области Бергей Рыскалиев и другие официальные лица. Премьер-министра в поездке сопровождали министр транспорта и коммуникаций РК Серик Ахметов, министр финансов республики Наталья Коржова и другие официальные лица. Глава Правительства принял участие в торжественной церемонии открытия международного пассажирского терминала аэропорта “Атырау”, посетил новый микрорайон Алмагуль и вручил ключи новоселам. Но главным событием дня стало участие Премьер-министра Республики Казахстан К.К.Масимова и Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова в церемонии открытия пограничного мостового перехода между Республикой Казахстан и Российской Федерацией через реку Кигач.
Сразу после приземления в аэропорту Премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов и сопровождающие его лица прошли к новому залу международного прилёта пассажирского терминала. Глава Правительства и аким Атырауской области разрезают символическую ленточку. После церемонии официального открытия терминала аэропорта Карим Масимов и члены делегации знакомятся с залами обновлённого, на уровне международных стандартов, терминала. Аэропортные услуги предоставляют две компании – АО “Международный аэропорт Атырау”, являющееся дочерним предприятием НК “КазМунайГаз” и АО “АТМА-аэропорт Атырау и перевозки” — казахстанско-турецкое совместное предприятие. В 2006 году введена в эксплуатацию новая взлётно-посадочная полоса, соответствующая международным стандартам, позволяющая принимать все типы воздушных судов. А вот залы прилета-отлета пассажиров не отвечали современным требованиям. Для расширения объемов пассажиро- и грузопотока, привлечения иностранных авиакомпаний был разработан проект модернизации инфраструктуры аэропорта. В ноябре 2005 года АО “АТМА-аэропорт Атырау и перевозки” начало реконструкцию пассажирского терминала — накопителей аэропорта и успешно завершило ее в сентябре нынешнего года. В итоге площадь накопителей международного аэропорта Атырау увеличена до 1800 квадратных метров, что сразу сказалось не только на увеличении пропускной способности пассажиров, но и на повышении уровня сервисного обслуживания. Этому способствовали построенные 4 зала накопителей – два по обслуживанию международных рейсов и два — рейсов по республике Казахстан. Сегодня пропускная способность аэровокзала составляет 350-400 пассажиров в час. В здании аэровокзала имеются помимо республиканского и международного секторов еще VIP/CIP залы, кафетерий. Всего установлено десять регистрационных стоек, оборудованных компьютерной системой регистрации пассажиров, что позволило сократить время регистрации билетов и оформления багажа пассажиров. Пассажирский терминал оборудован десятью кабинами паспортного контроля, оснащенными компьютерной системой, а также турникетами с дистанционным управлением. Установлены телевизионные мониторы с информацией о рейсах, цифровые весы, используемые при оформлении багажа. Здесь также позаботились об оборудовании централизованных систем кондиционирования и вентиляции. Стоимость данного проекта составила 250 миллионов тенге.После официальной церемонии открытия нового пассажирского терминала аэропорта Атырау Карим Масимов и члены официальной делегации направились в микрорайон Алмагуль. Но в пути кортеж Главы Правительства сделал незапланированную в рамках программы пребывания в Атырау остановку. Он посетил супермаркет “Анвар”, расположенный на проспекте Сатпаева. Премьер-министр республики поинтересовался стоимостью хлеба. В этом магазине цена одной булки белого хлеба — 45 тенге. В настоящее время в местных магазинах и торговых центрах города стоимость продукта первой необходимости — в пределах от 40 до 55 тенге.…Далее Карим Масимов и другие гости посетили микрорайон Алмагуль, который возводится в рамках государственной программы жилищного строительства. Гости останавливаются перед билбордом, установленным вдоль дороги, на котором изображены будущие объекты микрорайона Алмагуль. Проходя, аким области Бергей Рыскалиев информирует Премьер-министра о том, какие еще объекты будут построены в новом микрорайоне областного центра, в числе которых общеобразовательная школа, больница. Заместитель акима области Нурман Нурбеков рассказывает о застройке микрорайона Алмагуль. В этом жилом массиве (строительство началось три года назад), кроме 16 девятиэтажных и 8 шестнадцатиэтажных домов, предусмотрен детский сад на 320 мест, общеобразовательная школа на 600 мест и родильный дом на 100 коек. Общая площадь застройки — 19,5 га. В рамках государственной программы развития жилищного строительства на кредитной основе введено в эксплуатацию 18 жилых домов на 1377 квартир и три коммунальных дома на 243 квартиры. Всего по кредитному жилью освоено 5623,1 млн. тенге, по коммунальному – 1171,9 млн. тенге. В текущем году начато строительство шести 16-ти этажных домов на 864 квартиры, на что выделено 970 млн. тенге, освоен 721 млн. тенге. Строительство жилья на кредитной основе ведётся генеральным подрядчиком ТОО “Тур Ар-Строй”, коммунального – ТОО “Сорес ЛТД”. Заказчиком выступает отдел строительства городского акимата. …Высоких гостей тепло встречают новоселы. Премьер-министр республики Карим Масимов вручает ключи от квартиры молодой семье. -От имени всех новоселов хочу поблагодарить Главу нашего государства за принятие государственной программы жилищного строительства, благодаря которой многие нуждающиеся семьи смогли прибрести квартиры, -обращается к собравшимся счастливый новосел Вахит Жанаисов. — И еще поблагодарить Премьер-министра республики Карима Масимова за то, что он сегодня разделил с нами такую большую радость.Премьер-министр осмотрел одну из квартир шестнадцатиэтажного дома №19. В двухкомнатной квартире на втором этаже гостей встречают новоселы — учительница средней школы №7 Базаргуль Андиркызы Корганова, ее супруг — инвалид по зрению Аскар Джандауов и трехлетний сынишка Мирас. Хозяева сердечно благодарят за планомерное решение жилищной программы. После краткой беседы, состоявшейся в ходе осмотра квартиры, Премьер-министр республики дарит новосёлам столь необходимый в домашнем хозяйстве предмет — холодильник.
* * *
После знакомства с городскими проектами Карим Масимов, аким области Бергей Рыскалиев, а также члены правительственной делегации на вертолётах отправились в Курмангазинский район. Здесь состоялось событие, которое сыграет огромную роль не только для нашей области, соседней России, но и для многих регионов Европы, Азии, Закавказья, Китая и других стран. Это завершение строительства 371-метрового моста через один из самых широких и глубоких рукавов Волги – реку Кигач. Но прежде чем принять участие в торжественной церемонии открытия нового мостового перехода, Карим Масимов и Бергей Рыскалиев вместе с сопровождающими их руководителями министерств и ведомств приняли участие в открытии единого контрольно-пропускного пункта «Курмангазы», построенного поблизости от въезда на мост в селе Котяевка Байдинского сельского округа Курмангазинского района. Началось его строительство в июне прошлого года. Генеральным подрядчиком выступило ТОО «Произсервис ЛТД», а заказчиком — департамент таможенного контроля по Атырауской области. Как сообщили Премьер-министру, на едином контрольно-пропускном пункте будут работать все службы, осуществляющие контроль за перемещением людей и перевозкой товаров через Государственную границу. Строительство велось одновременно с прокладкой моста через реку Кигач.Церемонию открытия КПП «Курмангазы» открыл начальник департамента таможенного контроля по Атырауской области Курмангали Тасмагамбетов, сообщивший:— В данное время все контролирующие службы, а это, кроме пограничников и таможенников, ещё и транспортная инспекция, ветеринарная служба, служба фитосанитарии, работают в отдельных вагончиках. Так что вполне можно понять жалобы людей, пересекающих границу, когда они проводили здесь достаточно долгое время. Теперь же все службы будут в одном помещении, и, значит, процедура прохождения контроля значительно упростится. Главное, сократится время, которое сегодня тратится на границе.С краткой речью выступила министр финансов РК Наталья Коржова. Она сказала:-Законодательная база нашей страны позволяет упростить таможенные процедуры. Этот пост, построенный в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации на это и нацелен. Главное, он позволит, чтобы граждане двух государств – Казахстана и России, все другие люди, которые пересекают границу, не испытывали никаких трудностей. Премьер-министр и сопровождающие его лица детально ознакомились с новым контрольно-пропускным пунктом, побывав практически во всех службах. Пункт оборудован досмотровыми знаками, смотровыми площадками, хорошо освещён, что позволяет вести одновременное раздельное обслуживание пассажиров и транспортных средств, следующих через границу в двух направлениях – въезжающих в Казахстан и покидающих нашу страну. Но и это ещё не всё. Учитывая, что большегрузный транспорт проводит на границе времени больше, в контрольно-пропускном пункте предусмотрен раздельный въезд и выезд автобусов с людьми, легковых и грузовых автомобилей. — Пункт пропуска через государственную границу РК рассчитан на 160 транспортных средств и около 1000 человек в день при 24-часовом рабочем режиме, — говорит начальник КПП «Курмангазы» Габиден Каиржанов. – Нам теперь только осталось пополнить численность нашего состава и установить оборудование.Кульминационным же событием дня стало торжественное открытие нового моста через реку Кигач, участие в котором с казахстанской стороны принял Карим Масимов, а российскую делегацию возглавил Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Зубков. Строительство этого моста на границе между Казахстаном и Российской Федерацией на автомобильной трассе Атырау-Астрахань в дельте Волги было начато в июне 2006 года. Этот мост третьей технической сложности длиной 371 метр строился по межправительственному соглашению между двумя странами. В апреле 2006 года в Астрахани был проведён открытый конкурс по закупке работ на строительство и технологическое сопровождение моста. Победителями конкурса стали АО «Волгомост» из города Саратов, построившее в России мостовые переходы через многие крупные реки. По технологическому сопровождению в конкурсе победило ТОО «Ирмаст-А» из Астаны. Созаказчиками выступили Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области РФ и Атырауское областное управление Комитета развития транспортной инфраструктуры Министерства транспорта и коммуникаций РК. Финансировался проект на паритетных основах. Общая его стоимость – 568 миллионов рублей или 2 миллиарда 641,66 миллиона тенге. Из них доля казахстанской стороны составила 1 миллиард 172 миллиона тенге. 827,6 миллиона тенге были потрачены непосредственно на мост, 333,8 миллиона тенге – на подходы к мосту, 11,34 миллиона тенге — на инженерную службу. Проект настолько значимый для двух стран, что курировал его лично губернатор Астраханской области Александр Жилкин, который периодически приезжал на строительство и проводил здесь рабочие совещания. Первоначально сроки ввода моста в эксплуатацию были определены в три года, но затем их сдвинули, и мост построили менее чем за полтора года.Поэтому на торжественной церемонии открытия моста речь в первую очередь шла о том, что мост важен не только через призму интересов приграничных областей. — Это по настоящему знаменательное событие, — сказал Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Зубков. – Я искренне рад такому плодотворному труду наших строителей – российских и казахстанских. Сердечно их поздравляю. С момента подписания соглашения о строительстве моста в декабре 2004 года прошло не так много времени. А результат налицо – новый мост, который позволит нашим народам стать ближе, послужит хорошим стимулом для дальнейшего развития, возрастающего приграничного сотрудничества между регионами России и Казахстана. Тем более, что вопросы приграничного сотрудничества находятся на особом внимании у президентов двух наших стран – Владимира Владимировича Путина и Нурсултана Абишевича Назарбаева. Завтра открывается форум, в котором примут участие президенты и руководители приграничных регионов, и будет о чём доложить руководителям двух наших стран.Глава Правительства Казахстана Карим Масимов своё выступление начал с поздравления Виктора Зубкова с избранием на пост главы правительства Российской Федерации, пожелав успехов в работе. -Я солидарен со своим коллегой, что мост – это знаковое событие, — говорит Карим Масимов. – Он построен в соответствии с поручениями глав наших государств и поистине его можно назвать мостом дружбы, который ещё крепче соединит наши народы, наши сердца. Вообще я не знаю, есть ли в истории другой такой случай, когда два премьера открывали один новый мост. Поздравляю всех вас с этим событием.Теперь такой пример есть. Под громкие аплодисменты людей, пришедших принять участие в церемонии, по мосту были пущены первые большегрузные машины. А затем Карим Масимов и Виктор Зубков прошли по мосту, поздравляя людей с событием, о котором они мечтали многие и многие годы. Мост гармонично вписывается в развитие транспортного коридора Е-40, соединяющего Европу и страны Азии. И очень важен для развития отношений между Европой и государствами ШОС, что нам ближе.На церемонии открытия моста разговор между руководителями министерств и ведомств нашей страны и соседней России шёл и о том, чтобы он в последующем приносил как можно больше пользы двум дружественным сопредельным государствам. Поэтому как сообщили россияне, Федеральному дорожному агентству РФ совместно с Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области предложено рассмотреть возможность перспективного развития транспортного коридора в границах области. В первую очередь должны соединиться федеральные автомобильные дороги М-6 «Каспий», Астрахань-Кочубей-Кизляр-Сулак-Махачкала, Астрахань-Элиста-Ставрополь с автомобильной дорогой Астрахань-Атырау со строительством в перспективе мостового перехода через реку Волга. Казахстанскому Комитету развития транспортной инфраструктуры Министерства транспорта и коммуникаций РК в ближайшие год-два предложено сделать максимально больше для того, чтобы, реконструировав автомобильную дорогу Атырау-Астрахань, в последующем интегрировать её в коридор Е-40 «Запад-Восток». Таким образом мостовой переход на реке Кигач станет составной частью международного коридора Западная Европа – Украина – Астрахань — Атырау – Бейнеу – Нукус – Ташкент – Тараз – Алматы — Усть-Каменогорск — Алтайский край.Затем главы правительств отправились в посёлок Красный Яр, где состоялась встреча Карима Масимова и Виктора Зубкова в расширенном составе. Участие с казахстанской стороны в ней приняли министр транспорта и коммуникаций РК Серик Ахметов, министр финансов РК Наталья Коржова, аким Атырауской области Бергей Рыскалиев, аким Мангыстауской области Крыкбек Кушербаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Российской Федерации Нуртай Абыкаев, руководители республиканских департаментов и ведомств. В российскую делегацию вошли министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, министр транспорта РФ Игорь Левитин, первый заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Денисов, губернатор Астраханской области Александр Жилкин, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Казахстане Михаил Бочарников.Открывая совещание, Виктор Зубков ещё раз напомнил, что между Россией и Казахстаном установлены самые тесные взаимоотношения, настрой которым задают президенты двух наших стран, находящиеся в постоянном контакте. Это даёт настрой и правительствам России и Казахстана. В результате товарооборот между двумя странами в прошлом году составил 16 миллиардов долларов. -Но останавливаться на этом мы не будем, — заявил Виктор Зубков. – Поэтому впереди — новые контакты. В том числе и в области топливно-энергетического комплекса, транспорта, атомной энергетики, о чём сегодня и пойдёт речь на расширенном совещании с участием отраслевых министров.Карим Масимов подчеркнул в начале этой встречи, что «мы сможем продолжить алгоритм взаимоотношений, заложенный нашими президентами». Ярким примером алгоритма этих взаимоотношений, конечно, служит новый мост через приграничную реку Кигач, по которому после достаточно долгих переговоров в посёлке Красный Яр, казахстанская делегация возвращалась на родную землю. Минута – и мы на казахстанской территории. Можно только представить, насколько этот долгожданный мост сократит теперь тысячам и тысячам людей время, которое они тратили, чтобы добраться до нужного места или перевезти груз. -Мне до сих пор не верится, что кончились наши мытарства, — рассказывает бизнесмен из Актау Серик Нуржанов, занимающийся транспортировкой различных товаров из Астрахани и Волгограда. – Ведь единственной переправой для нас был только паром через реку Кигач. Я даже знаю, что в период половодья эта река достигает ширины 280 метров, и попасть на паром было сложно. Кроме того, паром работал только днём и при отсутствии ледостава на реке. Порой очередь из машин растягивалась более чем на километр, поскольку загрузиться на него могут 10-12 автомобилей. Вот и простаивали по нескольку часов, ожидая очереди. А если паром не работал – погода не позволяла или сломался, что тоже часто бывало, то и сутки можно было здесь провести. Я уже не говорю о том, что за право перебраться на нём надо было деньги платить. Это тоже для тех, кто часто посещает Астрахань, да ещё на машине, в копеечку влетало.-Так получилось, что все мои дети и внуки живут в Курмангазинском районе Атырауской области, — рассказывает жительница села Красный Яр Астраханской области Батима Есмагамбетова. — У нас с мужем есть машина, и мы бы могли в любой удобный для нас момент к ним поехать. Но как начнёшь собираться, сразу вспомнишь про этот паром, и желание пропадало. Теперь же проблем нет – сел и поехал. -Я добираюсь на своём «КамАЗе» с грузом стройматериалов из Западной Украины в Уральск, — рассказывает дальнобойщик Андрей Приходько. – Вообще-то, в таких случаях еду всегда через Саратов, где недавно построили новый объездной мост через Волгу, и нет нужды пересекать город. Но в этот раз мне нужно было попасть и в Атырау, поэтому выбрал этот путь. И очень рад. Теперь я узнал, что у вас на границе сооружён мост, и не будет больше нужды томиться в очереди на переправу, тратя массу времени. А ещё и контрольно-пропускной пункт новый… Так что теперь ожидайте, что транспортный поток повернёт на Атырау. -Это очень хорошо для нас, что со временем немалая часть транзитного транспорта, следующего не только из России или Казахстана, а из многих других регионов и стран, пойдёт по этому направлению, — говорит первый заместитель акима Атырауской области Сарсенбай Енсегенов. – Что это нам даст? В первую очередь, как мы ожидаем, увеличение транспорта, а значит и людей, пересекающих территорию нашей области, значительно подтолкнёт к развитию придорожную инфраструктуру. Будут строиться новые кафе, столовые, закусочные, где люди смогут перекусить. Откроются новые придорожные гостиницы и кемпинги. А это — развитие малого бизнеса, рабочие места для жителей районов, расположенных вдоль трассы.— На меня, конечно, впечатление произвёл мост, который сократит время в пути, — говорит атырауский бизнесмен Айдар Лукпанов. – Но не меньшую пользу нам, коммерсантам, даст и новый контрольно-пропускной пункт. Сегодня, когда сюда заходит большегрузная машина, то места практически не остаётся, и приходится ждать. Ещё хуже с различными органами, работающими на границе – все они в неприспособленных для работы с людьми вагончиках и маленьких комнатушках, где всегда шум, гам, теснота. Я уже побывал на КПП «Курмангазы» и могу сказать, что теперь у нас всё, как на Западе, а может и лучше.
Светлана НОВАК,
Виктор СУТЯГИН Атырау-Котяевка-Атырау