По степным дорогам – по страницам истории

По степным дорогам scaled Жизнь села

Как-то в казахском аналоге КВН, программе «Жайдарман», прозвучала шутка: мол, что такое «Рухани жаңғыру» не понимают даже те, кто рассказывает об этой программе. Подумалось тогда, наверное, есть недоработки и в нашей работе. Ведь в деле пропаганды программы не последнее место занимают средства массовой информации. Ведь это мы должны быть в авангарде этой работы, мы должны объяснять людям значение и пользу начинания Елбасы.

И, как нельзя ко времени, подоспело приглашение от НПО «Четвертая власть. Союз журналистов», которое организовало пресс-пробег по сакральным местам области при поддержке управления внутренней политики областного акимата. Задача – посетить почитаемые народом места, ознакомиться с биографиями людей, оставивших незабываемую память о себе своими делами и образом жизни. Начало пробега и посещение исторических мест Исатайского и Курмангазинского районов осветила в нашей газете моя коллега Марина Куанышева. Я же начну рассказ с посещения Макатского и Жылыойского районов.

По степным дорогам3

Первая остановка – мес­то захоронения Онай ата. Оно находится в 25 километрах от поселка Доссор по трассе Атырау – Актау. По сведениям историков и краеведов, Онай Есимбетулы родился в 1823 году и умер в 1900 в возрасте 77 лет. Онай ата – одна из влиятельнейших личностей в истории Атырау, был провидцем, как гласит народная молва. Зимнее стойбище Онай ата располагалось у побережья моря, а в летние и осенние месяцы он жил у берегов Ойыла, Қиыла, Сагиза. Будучи состоятельным человеком, он отличался щедростью и вспомоществованием путникам. Был почитаем среди народа за его сострадание к бедным и обделенным. Онай ата помогал людям, используя свою способность к предвидению.

До сего дня многие люди, в надежде обрести душевный покой и телесное здоровье, совершают паломничество к его могиле. Мавзолей на месте захоронения святого был построен в 1999 году по инициативе Фаризы Онгарсыновой. Работой по возведению руководил архитектор                                     М. Нуркабаев.

Позже здесь же установили памятную плиту еще одному знаменитому сыну рода Ысык Куныскерею Кожахметулы. Куныскерей не почитается как святой, он прославился как бунтарь. Имея средний достаток, он, тем не менее, принял советскую власть и во второй половине 20-х годов прошлого века даже работал председателем аулсовета. Но он не мог не видеть несправедливости новой власти. И его взгляды стали меняться под влиянием событий, участником которых был и он сам. Все же врагом Советской власти сделало его не это. Причиной стало знаменитое казахское гостеприимство. Однажды в его доме гостил человек, которого преследовали власти. По одной версии, это был его сват, известный певец и композитор Ергали Аязбайулы, по другой – скрывавшиеся от властей Нурым, Ерим и Ергали. Как бы там ни было, Куныскерей отказался выдать своих гос­тей милиционерам, сославшись на законы степи о гос­теприимстве, в результате чего сам был зачислен в разряд врагов Советской власти и был вынужден податься в бега. О жизни Куныс­керея в бегах, когда власти объявили его бандитом, а население всячески помогало ему скрываться, написано множество статей, очерков и книг. Потому не будем повторяться. Отметим лишь, что батыр первоначально ушел к башкирам, принимал участие в строительстве железной дороги под Уфой, женился (вторично) на башкирке по имени Мариям. Но вездесущая рука НКВД достала его и там. Куныскерей с новой семьей был вновь вынужден бежать, на сей раз в Туркмению. Там ему удалось выправить новые документы под именем Елемеса Жаманова. Работая в колхозе Сараджа, прошел путь от плотника до председателя колхоза, а с преобразованием колхоза в совхоз стал заместителем директора этого хозяйства. Умер батыр там же в 1968 году. Перед смертью рассказал своим дочерям от Мариям Шолпан и Айман о своей жизни и поручил им возвратиться на его родину в Тайсойган и найти родственников. Похоронен Куныскерей в Туркмении, потомки не стали тревожить останки батыра, но поставили памятную доску рядом с его старшим родственником по ру Ысык.

Дальше мы побывали в музыкальной школе села Дос­сор. Оказалось, небольшое, ничем вроде непримечательное здание школы таит в своих стенах пребывание множества талантов. К примеру, памятная доска на фасаде гласит: «В 1962-1981 годах здесь работал Почетный гражданин Макатского района, обладатель ордена «Парасат», народный артист РК, профессор, основатель Доссорской детской музыкальной школы Габдиев Рыс­пай Хисметулы». Основанная столь замечательным человеком школа с тех пор воспитала и выпустила столько талантливых музыкантов, что хватило бы не на один оркестр. Дело Рыспая ага продолжают его ученики. Здесь преподают баян, скрипку, пианино, конечно же, домбру и другие музыкальные инструменты. В школе занимаются свыше 320 учеников, и нам показалось, что здание школы маловато для занятий. Наверное, районным властям стоило бы подумать о новом типовом здании для юных талантов.

460 доссорцев не вернулись с полей сражений Великой Отечественной войны. На площади около сельского акимата установлен памятник героям, и на плите высечены все их имена. Никто не забыт и ничто не забыто.

В Кульсары мы первым делом посетили детский сад «Анашым». Условиям, созданным здесь, позавидовали бы многие садики областного центра: отличный спортивный зал для малышей, музыкальный и спальные комнаты, большой монитор в холле, в котором родители могут наблюдать за своими детьми, придя за ними. Но примечателен садик тем, что является продуктом доброго порыва человеческого. Построил его предприниматель, уроженец Кульсары Магауия Мергалиев. Вырос он в обычной семье. Его мама Нагима Толегенова всю жизнь проработала в детском садике. И еще совсем маленьким Магауия, помогая маме, обещал ей, что когда вырастет, построит для нее большой детский сад, чтобы работать ей было комфортно и приятно. И взрослый бизнесмен сдержал обещание маленького мальчика. И название детского учреждения «Анашым» говорит о многом.

Но главная наша цель в Жылыойском районе – посещение места рождения знаменитого Бекет ата и захоронения его родителей и родственников – Ак мечети. Шестьдесят километров от райцентра, половина пути по насыпному грейдеру и степной дороге. Но дело того стоило. По дороге к Ак мечети есть еще одно святое место. Это древнее кладбище, на котором захоронен Кулшан ата. Он – племянник (жиен) Бекет ата и его ученик. Существует предание, что сам Бекет наказывал потомкам, что если дорога к месту его рождения будет пролегать мимо могилы Кулшан, то путник должен вначале почтить память его племянника, и, не прочитав молитву над его прахом, не может ехать дальше. В народе говорят, что до 1943 года тело святого Кулшан ата не было предано земле. Оно было нетленно в течение почти ста лет, и, возможно, пролежало бы еще долго. Но в 1943-м году здесь появились добытчики извести и мела. Работать не могли, так как техника постоянно глохла и ломалась. Тогда кто-то из местных жителей посоветовал старателям принести здесь в жертву свинью, мол, аруахи покидают места, где пролита кровь грязного животного. Так и сделали. После этого добытчики работали спокойно, останки святого стали портиться, а кладбище частично разрушено. Тело пришлось предать земле. Совершив все принятые ритуалы, мы попрощались с этим местом, а Ак мечеть виднелась в шести километрах, где нас встретил потомок Бекет ата в седьмом поколении Ислам-кожа.

Сейчас здесь находится мечеть, построенная в 1995 году, и мавзолей над могилами родителей святого и его младшего сына. К сожалению, в советские годы первоначальная мечеть, построенная самим Бекет ата, была разрушена. После обретения независимости в трудные девяностые при участии тогдашних руководителей области и района, а также при всемерной поддержке местных жителей были проведены реставрационные работы, в результате которых появился современный комплекс. Тогда же отыскали Ислам кожу, который на тот момент жил в Туркмении. «В советский период потомки великого святого были подвергнуты гонениям и рассыпались по всему свету, – говорит Ислам кожа, – но, благодарение Аллаху, сейчас мы общаемся между собой, хотя и живем в разных странах». В народе Бекета почитают не только как святого, архитектора и просветителя, но и как батыра, возглавлявшего народное ополчение в борьбе против калмыков. И для меня было открытием услышать, что Бекет мало принимал участие в военных походах. По словам потомка, Бекет ата больше полагался на силу слова, умело вел дипломатическую политику, решая многие вопросы мирным путем, без кровопролития. А когда слов было недостаточно, мог наслать на вражеское войско разные напасти, например, вызвать буран, навести туман, вследствие чего враги блуждали в степи, изнуряя свои силы, и до битвы дело не доходило.

В полной мере оценив гостеприимство Ислам кожи, поев вкусный бешбармак из мяса свежезарезанной овцы, напившись чая со сладос­тями и вкусностями, мы выехали в обратный путь. «Спасибо, что не забываете, пусть Бекет ата придаст вам силы и хранит в пути», – такими словами радушный хозяин проводил нас в путь, с пониманием принимая наш отказ от предложенного ночлега.

А отказаться мы были вынуждены. Ведь на следующий день нам предстояло побывать уже в другом районе – Кызылкогинском, посетить мавзолей Матен кожи, еще одного славного сына Прикас­пия. Потомок первых миссионеров исламской религии, появившихся в наших краях в XII-XIII веках, Матен кожа прославился среди своих земляков тем, что всегда и бескорыстно помогал бедным и обездоленным, исцелял больных, особенно неоценимо было его умение в лечении душевнобольных. Его чудодейственную силу народ узнал после одного случая. Как-то у одного из аулчан потерялась красная рубаха. И так случилось, что подозрение пало на Матен кожу. Не в силах доказать свою непричастность, кожа сказал, что сейчас вор объявится сам, и начал читать суры из священного Корана. И в какой-то момент на глазах у изумленных жителей вдруг лопнул бык, стоявший неподалеку, а в его желудке обнаружились остатки злосчастной рубахи. После этого случая авторитет Матен кожи стал незыблем, он и сейчас остается таковым.

На этом закончился наш пробег. Возвращались мы поздно, дорога от Индера до места захоронения святого была не из лучших. А когда мы наконец доехали до Индера и выбрались на асфальт, начал накрапывать дождь. Я поинтересовался у водителя, сумели бы мы проехать по этим дорогам, начнись дождь раньше. «Нет, – ответил Аслан, – ее бы развезло так, что мы вынуждены были бы ждать окончания дождя, а потом пока дорога высох­нет». Может, нам действительно помогали аруахи?

И в конце вернемся к программе «Рухани жаңғыру». Цель программной статьи Президента – движение вперед, не забывая истории. И именно рассказывая о прошлом, достойном гордости и подражания, мы способствуем процветанию нашей страны. История не только заставляет переживать и гордиться, она учит. Учит жить достойно, помогать ближнему и любить свою историю. Мы посетили только малую часть объектов, являющих собой материальное составляющее богатого прошлого нашего края. Впереди новые командировки.

Кайрат САТАЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна