Долгая дорога к Азгиру
Триста километров по бездорожью – этот путь приходится преодолевать жителям нескольких сел и аулов Курмангазинского района Атырауской области, чтобы попасть в районный центр.
Проехать по проселочной дороге, которая норовит спрятаться в сыпучих песках, в распутицу на машине можно только в сопровождении трактора. Так здесь было всегда. В этом году впервые о дороге заговорили и готовятся документы на ее строительство. Пока небольшого участка.
…Эта дорога в сыпучих песках, иногда плавно переходящая в небольшие барханы, ведет к 10 селам Азгирской зоны Курмангазинского района. Это там, где когда-то производились подземные взрывы, о которых сегодня напоминают лишь небольшие холмы. Они образовались после того, как, изучив последствия взрыва, военные засыпали образовавшуюся воронку. А еще эти места известны небольшому кругу лиц тем, что здесь посреди песков сохранилась сверхсекретная установка «ЯВА». Это огромный стальной шар, на конструкциях опущенный в вырытый котлован. В этом шаре когда-то планировалось производить взрывы огромной мощности, настолько мощные, что посредством этих взрывов при желании можно было получить искусственные алмазы. Объект этот настолько уникальный и дорогой, что его до сих пор охраняют. Хотя, по большому счету, сомневаюсь, что он кому-то нужен. Однако всякое бывает, например, буквально на прошлой неделе на «ЯВЕ» побывали ученые из Алматы со съемочной группой.
К сведению, проживают в Азгирской зоне около 10 тысяч человек. Основное занятие населения – животноводство. Раньше жило, конечно, намного больше. А потом люди стали разъезжаться в поисках лучшей и комфортной жизни. Конечно, нехорошо это, когда люди покидают малую Родину, но и вдвойне хуже, когда разъезжаются из мест, где проходит Государственная граница. С Российской Федерацией в этом случае. Оголяется граница-то. Так вот, пару лет назад, чтобы сдержать отъезжающий поток населения, в эти места провели газопровод. Помогла, как известно, одна из нефтяных компаний. Так что у азгирцев, всю жизнь топивших печки и голландки кизяком, теперь природный газ. Однако встретить машину, даже летом в сухую погоду, здесь достаточно большая редкость: на экстрим в песках отважится не каждый. Например, нам за несколько часов попались на глаза три машины.
– Есть определенные участки, где вообще невозможно проехать. Но по такой дороге машины вынуждены ехать. И можно представить, что там происходит, когда внутри дети, новорожденные младенцы, – говорит Диас Мурсалиев, отважившийся с мамой отправиться из Курмангазы в сторону Суюндука.
Преодолевать же приходится почти 300 километров. На это уходит весь день. Это летом. И то, если повезло, и техника не подвела. После обильных дождей или сильного снегопада дорога становится практически непроезжей. У жителей сел добраться до райцентра и возвратиться домой есть только один вариант. Вместе с машиной должен следовать трактор.
Места эти, как я уже сказал, граничат с Россией – до соседней страны, до астраханского города Харабали, где есть хоть и не автобаны, а дороги с твердым покрытием – всего несколько десятков километров.
– Многие люди не рискуют и отправляются в родной районный центр Курмангазы или город Атырау не напрямую по казахстанской территории, а в объезд, через Харабалинский район, затем до Астрахани, а оттуда уже до Курмангазы. Целое путешествие. Но зато по асфальту. С гарантией, что пусть и долго будешь ехать, но, главное, доберешься, – рассказывает водитель Избасар Досахов.
Вот и получается, чтобы съездить в ЦОН, в больницу, в гости к родственникам в райцентр или Атырау приходится не только преодолевать сотни километров, но и шесть (!) раз пересекать границу. Одна рядом с селами по направлению к Харабали, вторая уже на выезде из Астрахани, потом казахстанская. Ну и, естественно, эти же границы ждут путешественника поневоле обратно. Такое вот путешествие получается – из Казахстана в Казахстан через соседнюю область и страну. Поэтому для азгирцев и упростили пересечение границы. Ведь им и лечиться легче у соседей, и необходимые для дома товары там прикупить. И свою продукцию они тоже продают преимущественно в Россию. Это, на наш взгляд, единственный позитивный момент – экспорт казахстанского мяса получается. Поневоле. Печальный позитивный момент.
Но проблему с сельской дорогой в этом году, хоть и частично, начали решать.
– Выделены деньги на строительство двух километров дороги, проходящей по топкому сору. Это самый трудный участок. А еще открыто финансирование на подготовку проектно-сметной документации на 36 километров дороги. На будущий год начнем строительство, которое, надеемся, продолжится и в последующие годы, – рассказал аким Курмангазинского района Кайрат Нуртаев.
Так что, будем надеяться, что все-таки однажды у азгирцев появится возможность проехать до своего районного центра, не колеся по соседней области, а напрямую. Важно, что, наконец, о дороге заговорили.
Виктор СУТЯГИН