ЗдоровьеОбщество

ПРАВО НА РАЗВИТИЕ

На сегодняшний день на учете городской психолого-медико-педагогической комиссии состоят 3402 ребенка, из них в коррекционной поддержке нуждаются около двух тысяч дошкольников и более пятисот школьников. К сожалению, в Атырау до сих пор нет ни одного коррекционного кабинета для детей, нуждающихся в особом внимании.

 

Чтобы помощь детям с ограниченными возможностями была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа. Для этого и открыты кабинеты психолого-педагогической коррекции, которые могут решить многие проблемы. Они объединяют силы и навыки дефектолога, логопеда, психолога, невропатолога, специалиста лечебной физкультуры. Здесь занимаются с детьми, у которых имеются нарушения слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития, наблюдаются проблемы в поведении, общении и обучении.

По словам специалистов, это новый тип системы образования, в которой создана инклюзивная образовательная среда, то есть обучение детей в пределах их психофизических возможностей. Именно этот аспект стал рассматриваться как одна из основных задач системы специального образования.

По словам заведующей областной психолого-медико-педагогической комиссией (ОПМПК) Зауреш Айтеновой, в 2002 году был издан Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». Во всех районах области были открыты коррекционные кабинеты. И на сегодня сложилась такая ситуация, что в сельской местности есть подобные кабинеты, а в областном центре нет.

— Уже более десяти лет, как обращаемся в вышестоящие органы, но каждый раз получаем один ответ — финансирования для данной цели нет, — сетует Зауреш Адиевна. — На днях я обратилась к начальнику областного управления образования, объяснив ситуацию и что приходится делать, чтобы как-то выходить из положения и не оставлять городских детей с ограниченными возможностями без внимания. Он пообещал расширить областной реабилитационный центр, а также открыть коррекционный кабинет в предстоящем году. Мы уже не требуем построить новое здание с кабинетами психолого-педагогической коррекции (КППК). Будет хорошо, если бы им выделили несколько кабинетов в зданиях, которые относятся к управлению образования.

Как отмечает Зауреш Айтенова, практически в каждой школе Западно-Казахстанской области имеются обычные логопункты, не говоря уже о коррекционных кабинетах, которых насчитывается уже более сорока. Администрация городской ПМПК находится в сложном положении. О плачевной ситуации нам рассказала заведующая городской комиссией Гульрайхан Гумарова.

Чтобы помочь городским детям даже с минимальными проблемами речи, они направляют их в областной реабилитационный центр, так как таким детей фактически больше ничем не помочь. Сложность заключается в том, что в центре ограниченное количество мест, и в основном туда берут детей для реабилитации и лечения от более сложных заболеваний. Чтобы попасть туда, нашим маленьким гражданам приходится ждать в очереди несколько недель, а то и месяцев. На специалистов данного учреждения падает колоссальная нагрузка.

— Уже три года, как я занимаю эту должность, и мной уже ни раз были направлены письменные обращения с просьбой об открытии логопунтов и коррекционных кабинетов, но, к сожалению, данная проблема так и не решилась. Хотя думаю, вопрос вполне решаемый — если вышестоящие органы поставят в известность акима города. А вопрос с кадрами, думаю, тоже легко решится, ведь у нас при Атырауском университете открылся факультет дефектологии, где готовятся новые кадры для таких организаций. Сейчас есть возможность переквалифицироваться, пройти курсы переобучения. На сегодня главное для нас — это здание, — говорит Гульрайхан Гумарова.

Основной задачей комиссии является выявление, диагностирование и рекомендации. Члены комиссии, а это так называемые узкие специалисты — логопеды, дефектологи, психологи, невропатологи, психиатры — помогают родителям и детям ответить на многие волнующие их вопросы.

— Наши специалисты дают заключение, где указывается помощь, в которой нуждается ребенок. Она может быть в виде рекомендаций, направлений в специальный интернат, в коррекционный кабинет. К тому же дети получают направление на педагогическую, социальную и медицинскую помощь. Бывают случаи, когда приходится снимать диагноз «Задержка психического развития» с рекомендацией обучения в общеобразовательной школе, — продолжает Зауреш Айтенова.

В учреждении ОПМПК имеется коррекционно-диагностический кабинет, оснащенный специальным оборудованием, дидактическими игрушками и методической литературой. Он предназначен для наблюдения и выявления степени развития или отсталости ребенка. Но в связи с озвученной проблемой с отсутствием КППК подобные помещения выполняют сразу несколько функций, в том числе коррекционную помощь для городских детей. Глядя на малышей с ограниченными возможностями и их родителей, непросто найти положительные моменты. И все же они есть — это самоотверженность родителей, упорство и любовь к своим детям.

Мама трехлетнего Жанасара Айгуль Кабулова из Исатайского района рассказывает, что диагноз «Болезнь Дауна» ее сыну был поставлен сразу же после рождения. Но только недавно она узнала, что у них в районе есть коррекционный кабинет для детей-инвалидов, в связи с этим она приехала сюда, чтобы получить направление в районный коррекционный кабинет.

— Подобные коррекционные кабинеты нужны таким малышам, как мой сын, — рассказывает она. — Там помогают развивать общую и мелкую моторику, самостоятельно себя обслуживать, уметь подчиняться взрослым и выполнять простые практические инструкции, видеть и различать предметы, слышать и различать звуки, осязать предметы, пользоваться ими, развивать речь.

Как отмечают специалисты, на сегодняшний день разработано немало хороших методик в помощь детям-инвалидам. Есть много успешных родителей, дети которых смогли преодолеть эти трудности и теперь учатся в школе, ходят в садик. Разрушить стереотипы о том, что их дети не такие, как все, родители смогут в том случае, если объединятся вместе с профессионалами и будут бороться с недугом. Самая страшная ошибка родителей — это потеря времени. Бывает так, что информация, которая была бы полезна, доходит слишком поздно, потому что родители пытаются помочь детям самостоятельно и в одиночку.

Между тем в поликлиниках города наблюдается нехватка узких специалистов — сурдологов, офтальмологов, невропатологов, логопедов. На сегодняшний день в Атырау существует один-единственный логопедический пункт при городской школе №8, который в силе охватить только своих учеников. В городе также имеются коррекционный детский сад №20 и 12 общеобразовательных школ, где есть классы для детей с речевыми проблемами и задержкой психического развития. А озвученная проблема вполне решаема и не требует больших финансовых затрат. Главное — есть хорошие специалисты, болеющие сердцем и готовые помочь проблемным детям.

 

Динара КАНБЕТОВА,

фото

Ануара АБИЛГАЗИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button