Осталось два дня, чтобы сменить поликлинику
До 15 ноября проходит ежегодная кампания прикрепления. В этот период можно перейти в другую поликлинику для получения медпомощи там с 2024 года. На популярные вопросы граждан по этой теме ответил директор филиала по Атырауской области «Фонда социального медицинского страхования» Байтолла Газизов.
— Зачем вообще нужно прикрепление?
— Прикрепление необходимо для того, чтобы получать медицинскую помощь по ГОБМП и ОСМС. Прикрепившись к определенной поликлинике, вы можете обращаться к своему участковому врачу при наличии каких-либо жалоб на самочувствие для назначения лечения или направления на дальнейшие обследования.
Участковый врач (это терапевт/ врач общей практики/ педиатр) является первым звеном в маршруте пациента для получения медпомощи. Он оценивает состояние здоровья, собирает анамнез, выставляет предварительный диагноз, при определенных случаях может сам назначить лечение, либо направит далее к нужному узкому специалисту.
— Куда можно прикрепиться?
— Прикрепиться можно к тем клиникам, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) – это городские поликлиники, врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, центры семейного здоровья (центры ПМСП). У этой медицинской организации должен быть договор с Фондом социального медицинского страхования на оказание ПМСП.
Прикрепление физических лиц к поликлиникам осуществляется по месту постоянного или временного проживания, при этом можно выбрать желаемую клинику в пределах своей территории обслуживания. Прикрепиться можно только к одной медорганизации.
— Можно ли прикрепиться к частной клинике?
Да, в кампании прикрепления участвуют не только государственные, но и частные клиники, к которым можно прикрепиться. В филиале по Атырауской области «Фонда социального медицинского страхованя» заключаются договоры на оказание услуг ПМСП с медорганизациями вне зависимости от формы собственности. В кампании прикрепления на 2024 год участвуют 21 организаций ПМСП, из которых 7 – частные.
— Могут ли меня прикрепить без моего ведома?
— Управления здравоохранения могут проводить перераспределение территории обслуживания населения по медорганизациям учитывая принцип шаговой доступности для граждан. При этом поликлиника должна письменно уведомить об этом прикрепленных лиц – по телефону (если номер указан в базе) или другим возможным способом.
При несогласии с таким решением комиссии можно подать заявление на прикрепление в другую организацию ПМСП.
Если вы заметили, что у вас сменилась поликлиника обслуживания, но заявку на это вы не подавали, необходимо обратиться для начала в управление здравоохранения. Если это не решение региональной комиссии, можно подать официальную жалобу.
— Что делать, если новая поликлиника мне не понравится в работе?
Обслуживание в новой поликлинике пациент начнет с 1 января 2024 года. Если затем при получении медицинской помощи что-либо не устроит, вы можете воспользоваться правом свободного выбора. То есть один раз в течение года можно сменить поликлинику вне кампании прикрепления.
— Как часто можно менять поликлинику?
Есть несколько случаев, при которых пациент может сменить поликлинику:
1) при смене места жительства;
2) при осуществлении свободного выбора поликлиники в пределах одной административно-территориальной единицы;
3) во время кампании прикрепления в период с 15 сентября по 15 ноября;
4) при несогласии с прикреплением к поликлинике, которое произвела региональная комиссия;
6) при отказе поликлиники оказывать услуги ПМСП, в том числе из-за реорганизации, ликвидации;
7) если поликлиника расторгла / не заключила договор с Фондом / не получила объем медицинских услуг;
8) при появлении новых клиник на территории обслуживания.
При возникновении дополнительных вопросов или проблем с получением медицинской помощи необходимо обратиться в Службу поддержки пациентов и внутренней экспертизы в своей клинике. Если разрешить ситуацию на месте не удалось, направьте обращение в Фонд социального медицинского страхования по одному из каналов связи:
- мобильное приложение Qoldau 24/7
- официальный сайт fms.kz
- @SaqtandyrýBot в Telegram
- Контакт-центр 1414
Эти сервисы, а также мобильные приложения Damumed, Halyk, BCC.KZ, Kaspi.kz позволяют проверить статус в системе ОСМС. Кроме того, получить информацию о статусе и произведенных выплатах можно на сайте электронного правительства egov.kz в разделе «Здравоохранение» через государственную услугу «Предоставление информации об участии в качестве потребителя медицинских услуг и о перечисленных суммах отчислений и (или) взносов в системе обязательного социального медицинского страхования».