ЗдоровьеНовостиОбщество

Небесная неотложка

Их называют по-разному: родные тяжелобольных – «посланниками небес», коллеги в шутку – «медицинским спецназом». Работа врачей санитарной авиации существенно отличается от работы остальных медиков. Это они летят в отдаленные села при любой погоде, когда становится ясно – сил районной больницы для спасения жизни недостаточно.

За семь месяцев с начала года в отделение санитарной авиации при областной станции Скорой медицинской помощи поступило 117 вызовов. 58 раз медики вылетали на воздушных судах санавиации, 59 раз выезжали на спецавтотранспорте. К слову, не всех больных сразу транспортируют в областной центр. Пять раз врачи оперировали больных на местах, 111 раз больных транспортировали в областной центр. И каждый случай был связан с тяжелым состоянием людей, находящихся на грани жизни и смерти.

Благодаря слаженной работе диспетчеров, врачей областной больницы, областного перинатального центра, областной детской больницы, областной больницы №2, областного кардиологического центра, водителей и пилотов 128 больным была оказана экстренная квалифицированная медицинская помощь.

 

В путь в любую погоду

А доставляют врачей порой в самую глушь пилоты на вертолетах Еврокоптер ЕС-145 и МИ-8 авиакомпании АО «Каз­авиаспас», на самолете АН-2 авиакомпании АО «Орлан-2000». Вертолет МИ-8 отправляется в путь при наиболее сложных случаях, в нелетную погоду, когда «пасует» Еврокоптер ЕС-145. Также имеются 4 спецавтотранспорта – реанимобили, укомплектованные медицинским оборудованием. Прекрасно оснащен для медицинской реабилитации вертолет Еврокоптер ЕС-145. Здесь есть аппарат искусственной вентиляции легких, кардиомониторы, позволяющие следить за состоянием сердечной деятельности больного, дефибриллятор, электроотсос, а также инфузомат – перфузор (аппарат, который обеспечивает непрерывную подачу больному лекарственных препаратов с заданным режимом), транспортный инкубатор (кувез) для транспортировки новорожденных.

Между авиакомпаниями и республиканским центром санитарной авиации (в городе Астане) заключаются договоры. Соответственно, медицинская помощь с воздуха финансируется за счет республиканского бюджета, а помощь, оказываемая автотранспортом – за счет областного. К сведению, в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи стоимость летного часа на самолете АН-2 составляет 240 000 тенге, на вертолете Еврокоптер ЕС-145 – 633 000 тенге.

 Надо сказать, что Атырауская областная санитарная авиация функционировала еще с советских времен на базе областной больницы. С мая текущего она является отделением при областной станции Скорой медицинской помощи. Сделано это было для обеспечения своевременного прибытия и оказания экстренной медицинской помощи согласно международным стандартам. Как правило, чаще всего вылеты совершаются в отдаленные районы: Кызылкогинский, Курмангазинский, Жылыойский.

 К пациентам же со сложными патологиями, которые нуждаются в экстренном оказании высококвалифицированной медицинской помощи, вылетают мобильные бригады врачей республиканского центра санитарной авиации. Они транспортируют больных в рес­публиканские медицинские центры. Только в этом году 25 пациентов из нашего региона были отправлены в клиники городов Астаны и Алматы.

 

Помощь с небес

 По словам главного врача областной станции Скорой медицинской помощи Гульнафис Танбаевой, многие вызовы связаны с поздним обращением больных за помощью. К примеру, 4 июля поступил вызов из центральной районной больницы (ЦРБ) села Миялы Кызылкогинского района. У мужчины диагностировали желудочное кровотечение. Бригада из реаниматолога, эндоскописта и медсестры отправилась на вызов. Из-за надвигающегося грозового фронта в Миялы самолет не смог вылететь, поэтому медбригада полетела на вертолете. По прибытии бригады врачом-эндоскопистом больной был осмотрен, в целях корректировки дальнейшего лечения проведен консилиум врачей. В результате остановлено кровотечение, стабилизировано состояние и больного благополучно доставили в областную больницу.

 Не сразу бьют тревогу по поводу недомоганий ребенка и родители, порой доводя состояние до критического. Один из недавних случаев – в той же ЦРБ Кызылкогинского района. У 11-летнего ребенка два дня болел живот, и только на третий родители обратились в больницу. Врачи диагностировали непроходимость кишечника, и подозрение пало на грозное осложнение – перитонит, в связи с чем была вызвана мобильная бригада. Прибывшие на вертолете врачи подтвердили диагноз и доставили ребенка в областную детскую больницу, где он и получил соответствующее лечение.

 Главная задача санавиации – скорость оказания медицинской помощи. Так, на днях в ­г. Кульсары у 27-летнего парня случилось повторное нарушение мозгового кровообращения, кровоизлияние в мозг. На его спасение на самолете отправились реаниматолог, нейрохирург, прибывшие на место уже через час. Врачи стабилизировали состояние больного, а через 1,5 часа он уже был доставлен в отделение реанимации областной больницы.

 Часто врачи вылетают на помощь при ДТП. Так, главный врач вспомнил случай, когда в мае в Жылыойском районе при ДТП пострадали девять человек. У одного из пострадавших была тупая травма живота, внутреннее кровотечение, врачи не могли определить причину. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не прилетевшая из областного центра бригада, которая прооперировала пациента на месте – в районной больнице. А после стабилизации состояния пациент был переведен в отделение реанимации областной больницы.

 Таковы обычные будни медицинского персонала санавиации.

 

Держать нос по ветру

 При такой насыщенной работе санитарной авиации ­серьезной проблемой является отсутствие в сельской местности оборудованных аэродромных площадок для взлета и посадки самолета АН-2. Имеющиеся на сегодня взлетно-посадочные полосы расположены на грунте, а по инструкции должны быть асфальтированы или хотя бы бетонированы. Эти площадки необходимо оградить лесополосой, предохраняющей от снега зимой, их нужно регулярно очищать, чтобы воздушное судно могло приземлиться с учетом бокового ветра. Площадка должна иметь специальный ветроуказатель (конус), определяющий направление ветра. То есть требования к ним высокие.

 Что же на деле? Взлетно-посадочные площадки небольших размеров и, как уже сказано, грунтовые. Так что в осенне-весенний период из-за дождя или растаявшего снега на размокшей земле и грязи взлет-посадку может совершить только тяжелый вертолет МИ-8. Да и то при подходящих для него метеоусловиях. Посему летчики при посадке вынуждены определять направление ветра, основываясь на смекалке и опыте. К примеру, ориентироваться по флагу, развевающемуся на крыше районного акимата. Как говорится, голь на выдумки хитра. А ведь это – большой риск для жизни не только самих пилотов, но и для медбригады и пациентов. Кроме того, под угрозой оказывается дорогостоящий воздушный транспорт. И проблема эта тянется уже не один год.

 – Вылеты производятся только по благоприятным погодным условиям и в дневное время, – говорит Гульнафис Танбаева. – В случаях, когда вылет невозможен, выезжают реанимобили или через связь телемедицины дистанционно оказывается медицинская помощь в виде диагностики, лечения и консультации пациентов. Так, недавно был такой случай, когда в Курмангазинском районе хирурги центральной райбольницы делали операцию женщине под дистанционным руководством врачей областного перинатального центра.

 

На страже жизни

 По словам диспетчера сан­авиации Гульбаршын Далабаевой, проработавшей на месте свыше 20 лет, в последнее время вызовы чаще всего связаны с острыми сердечно-сосудистыми заболеваниями. Много вызовов по акушерству (квалифицированных и оперирующих акушеров-гинекологов в районах, к сожалению, не хватает), по патологии новорожденных, патологии детского возраста, по травмам, связанным с ДТП.

 – В работе диспетчера важна оперативность. В нашем распоряжении несколько телефонных аппаратов: междугородняя и городская линии, коммутатор и еще два мобильных сотовых телефона. Помимо меня, здесь работают еще три диспетчера, которые меняются через трое суток. Самый опытный из нас – Жаркын Кадыржанова, которая трудится уже 32 года, – говорит Гульбаршын Далабаева.

 В целом работу областной санавиации координирует Респуб­ликанский центр санитарной авиации в Астане. А областное подразделение принимает и координирует вызовы из центральных районных больниц. Все документы, поступающие из районов, обрабатываются и направляются в Астану, где информация рассматривается и выдается разрешение на взлет. Параллельно, исходя из специ­фики каждого конкретного случая, готовится мобильная бригада из врачей и медсестер. В течение 60 минут они вылетают к больному.

 Дай Бог, чтобы нам в жизни не пришлось с надеждой вглядываться в небо – летит ли воздушное судно со спасателями в белых халатах или нет. Но если такое случится, будьте уверены – помощь с небес подоспеет вовремя.

Жанат ШАЯХМЕТОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button