Как снизить спрос на наркотики?
Наркомания и наркобизнес являются одними из самых злободневных социальных проблем. И это волнует всех нас. Не могут не вызывать серьезных опасений те негативные и непоправимые последствия, которые они влекут за собой, в особенности для молодежи всех стран мира.
Ежегодно из Афганистана вывозится более 120 тонн героина. Проблема наркотрафика из Афганистана для евразийского региона и, прежде всего, для России, крайне актуальна: в силу своего геополитического положения наша страна является своеобразным мостом между Европой и Азией. И Россия одна из первых встречается с наркоугрозой, исходящей из Афганистана.
Основными маршрутами транспортировки наркотических веществ из Афганистана являются: “западный” — через Иран в Турцию и далее в Западную Европу и США; “северный” (т. н. “северный коридор”) — через территории Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана и далее через Киргизию, Казахстан в Россию, страны Западной Европы, Скандинавию, на восточное побережье США и Канады.
Маршруты через Иран и Пакистан традиционно считались у наркогруппировок одними из наиболее привлекательных. За последнее время этот путь испытал активное давление, прежде всего, из-за значительных успехов Ирана и Пакистана в борьбе против незаконного оборота наркотиков.
Согласно оценкам экспертов ООН, по “северному” маршруту из Афганистана вывозится до 65 процентов опия и 80 процентов героина. “Северный” маршрут все шире используется наркодельцами для поставок героина и опия в европейские страны.
С целью совершенствования системы государственного и общественного противодействия наркомании и наркобизнесу Указом Президента Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года №1678 утверждена Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2006-2014 годы, которая исполняется поэтапно через принятие соответствующих Программ Правительства РК.
В целях реализации данной Стратегии, а также постановления Правительства РК от 5 апреля 2006 года №240 «О Программе борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006-2008 годы» акиматом Атырауской области разработана «Региональная программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Атырауской области на 2006-2008 годы». Основное внимание здесь уделяется профилактической работе — привитию наркотического иммунитета учащейся молодежи. С этой целью во всех общеобразовательных учебных заведениях области введена программа “Профилактика употребления вредных веществ в средней общеобразовательной школе”.
За всеми врачами-наркологами облнаркодиспансера и районных больниц закреплены школы, средние специальные и высшие учебные заведения для проведения санитарно-просветительной работы.
В школах области созданы и действуют школьные наркологические посты для систематической профилактической работы с учащимися, склонными к употреблению наркотических веществ, алкогольных напитков, курению, а также оказания консультативной помощи родителям. В общеобразовательных школах планомерно и целенаправленно работают психологи, Советы по правовому воспитанию и профилактике правонарушений. Как показывают результаты проведенных ими анонимных опросов, учащиеся осведомлены о последствиях употребления наркотиков и других вредных веществ.
Кроме того, по области организованы базовые школы для координации работы по профилактике наркомании. Школы являются центрами правового обучения и воспитания, профилактической работы, а также обмена опытом правовоспитательной и антинаркотической работы учителей. На их базе проводятся семинары-тренинги по проблемам борьбы с наркоманией. Принимаются и меры по совершенствованию антинаркотической пропаганды и внедрению идеологии здорового образа жизни среди населения, особенно молодежи.
Ежегодно в Атырауской области проводится месячник по профилактике наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, в рамках которого организовываются встречи школьников, студентов с представителями исполнительных и правоохранительных органов, с обсуждением вопросов раннего выявления злоупотребления наркотическими и другими психотропными веществами и борьбы с наркоманией среди школьников и студентов.
Как было сказано, во многих школах действительно проводятся антинаркотические уроки. К сожалению, на этих уроках педагоги обычно используют традиционные модели, основанные на запугивании и информации о свойствах наркотических веществ. Как показал опыт, в т.ч. и западных стран, такие программы малоэффективны, а иногда дают противоположный эффект, то есть в тех классах, где проводились подобные программы, уровень потребления наркотических веществ был больше, чем в тех классах, где не было никаких антинаркотических программ.
Правительством Республики Казахстан одобрен проект Дополнительного протокола к Меморандуму о взаимодействии между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки в области контроля над наркотиками и обеспечения правопорядка от 12 декабря 2002 года. Данный Меморандум направлен на содействие Правительству Республики Казахстан дополнительной помощи в вопросах снижения спроса на наркотики, где предусмотрено 200 тысяч долларов, а на выделение грантов неправительственным организациям — 100 тысяч долларов, что позволит проводить всевозможные мероприятия, такие как спортивные, музыкальные и др., направленные на борьбу с наркоманией.
Стремительный рост наркомании за последние несколько лет свидетельствует не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество и государство оказались неспособными противостоять этому явлению.
…Никто из нас не хочет видеть своего ребенка наркоманом. Все мы думаем, что в нашу семью эта беда не придет, но так думали и те, кто уже потерял своих молодых сыновей и дочерей. Сегодня несовершеннолетнему могут предложить наркотики в школе, во дворе, на дискотеке, в гостях. Потом же самостоятельно выбраться из наркоямы подросток не сможет. В связи с этим хотелось бы обратиться к родителям: помните, что ваше чадо в этом сложном непонятном для него мире нуждается в вашей постоянной поддержке. Больше времени проводите с ним вместе, учитесь слышать его и слушать. Ребенок должен довериться и открыться вам в этой непростой проблеме.
Бибинур ДЖАЛПАНОВА,
секретарь областной комиссии по борьбе
с наркоманией и наркобизнесом,
главный специалист государственно-правового
отдела аппарата акима области