Главное лекарство – это сам врач

glavnoe lekarstvo – eto sam vrach Здоровье

В Казахстане началась кампания по прикреплению к поликлиникам. Каждый гражданин республики вправе выбрать любое медицинское учреждение, независимо от места проживания или прописки. Но далеко не все знают об этом, и этим пользуются некоторые медицинские работники, пытаясь отписать из своего округа переехавших людей, действуя по принципу «меньше людей – меньше забот», или так называемых «проблемных жителей». Однако именно количество прикрепленных людей дает возможность заработать поликлиникам, ведь речь идет о подушевом финансировании. Кампания проводится каждый год для того, чтобы жители могли сменить организацию прикрепления, если их по тем или иным причинам не устраивает нынешняя.

Мы решили узнать в одной отдельно взятой поликлинике, как у них обстоят дела с прикреплением. Заместитель директора Атырауской городской поликлиники №1 Айнагуль Шаумова отметила, что у них в практике нет обращения к пере­ехавшим гражданам с просьбой открепиться от их учреждения.

– Это запрещено приказом министра здравоохранения РК. Мы продолжаем принимать тех, кто переехал с нашего участка, но желает обслуживаться у нас. При этом врач к ним уже не сможет поехать, вызовы обслуживаются только в рамках территориального округа.

Медсестру видели?

– Медицинские работники поликлиник должны организовать работу с населением, проводить встречи, налаживать с ними контакты, посещать дома, чтобы проводить скрининг, например, или приглашать на вакцинацию. У вас такая работа проводится?

Да.Участковая медсестра два раза в год делает подворный обход, составляет количество проживающих, при необходимости приглашает на диагностику, если у человека подходит возраст.

– Еще одна жалоба, которая поступает от наших читателей, – это частая смена участковых врачей. Человеку удобно ходить к одному и тому же врачу, который ведет за пациентом постоянный контроль. Однако по вашей поликлинике наблюдается большая текучесть кадров.

– Раньше у каждого врача было по 2 200, а то и больше человек. Сейчас мы сделали как положено по нормативам – по 1 700 человек на одном участке, за счет этого увеличилось количество участков, их у нас 35. А врачей не хватает, поэтому один специалист обслуживает по два, а иногда и по три участка.

– То есть хотели разгрузить работу врача с 2 200 до 1 700 человек на одном участке, чтобы он вел осмотр более тщательно и отслеживал людей со своей территории, но на самом деле этого нет?

– А что делать? Дефицит кадров коснулся и нас, не хватает примерно трети персонала, семи узких специалистов и десяти врачей общей практики. В этом году к нам приехали на работу пять молодых кадров. Это три врача общей практики, один терапевт и один гинеколог. Но все равно вопрос с кадрами не решается. Это – главная наша проблема.

– А вы не пытались самостоятельно решить проблему с кадрами? Ведь все наши поликлиники сейчас находятся на полном хозяйственном ведении, могут самостоятельно направлять свои доходы по усмотрению, в том числе на социальные пакеты для поддержки персонала.

– Да, пытались. Несколько раз ездили в Актюбинскую медицинскую академию. Иногда удавалось пригласить на работу.

– Как вы понимаете, самый главный вопрос у молодых специалистов –это жилищный.

– Жилье для молодых кадров мы не можем приобрести, для нас это дорого. Но в течение трех лет оплачивать стоимость арендного жилья нам вполне по силам, и мы это делаем. И все же у нас не только врачей, но и медсестер не хватает.

Работа с тройной нагрузкой

– А может,  дело в заработной плате, ведь персонал в основном уходит туда, где хорошо платят?

– У нас тоже достойная оплата. Есть категории, надбавки, например, так называемый стимулирующий компонент подушевого норматива. Отдельно платили за работу во время пандемии. Кроме того, есть премии к праздникам, на днях ко Дню Конституции медработники получили по 70 тысяч тенге. Но удержать специалистов трудно. Многие не выдерживают большого объема работы, у нас колоссальная нагрузка на одного человека.

– А сколько в целом получают ваши врачи и медсестры?

– Это конфиденциальная информация.

– У вас, как вы сами отметили, не хватает семи узких специалистов. Между тем в Атырауской области достаточно врачей, но большая часть из них работает в частных клиниках. Вы не пытались пригласить их к себе на работу или хотя бы предложить совмещать?

– Возможностей в нашей клинике мало, нет кабинетов. Здание нетиповое, мы даже вынуждены были приспособить подвал. В таких же сложных условиях работает наш филиал в мкр. Авангард. Обслуживаем большую территорию с населением примерно 55 тысяч – от микрорайона Нурсая до Лесхоза, весь Авангард. Поэтому порой по вызову врач не успевает приехать, посещает больного лишь на следующий день. По совместительству тоже работают люди.

К лору после терапевта

– Айнагуль Каировна, наиболее частая жалоба по поводу записи к врачу. Чтобы попасть к лору, нужно сначала записаться к участковому терапевту, который должен дать направление. Неужели нельзя сразу направить к лору, если человек точно знает, где и что у него болит, а так теряется драгоценное время – три дня на прием к участковому, потом еще три дня на прием к узкому специалисту.

– Такой алгоритм работы предписан Минздравом. Мы сами ничего не придумываем. Порой человеку трудно понять, к кому ему надо обратиться. Если стучит сердце, то он думает, что надо идти к кардиологу, а у него, возможно, неврологическое заболевание. Узкий специалист вместо того, чтобы принять больного по своей специализации, осматривает человека, который пришел сам, и теряет драгоценное время приема. Мы стараемся сократить прием к терапевту и к врачу узкой специализации.

– Сейчас практически каждый второй просит дать направление на КТ, МРТ и УЗИ. Все эти виды обследований в поликлиниках, как правило, не предоставляются. Вам приходится направлять в другие медицинские центры. И по этому поводу люди очень часто жалуются, что приходится ждать по 2-3 месяца.

– Мы изучили рынок и узнали, что в Атырау КТ и МРТ делают в пяти лабораториях. Со всеми пятью заключили договоры, человеку придется ждать максимум одну неделю. То же самое касается и направлений в другие учреждения. Максимум – неделя. Многие услуги по медстрахованию мы сами научились оказывать. Кадровый вопрос мы сами должны решить, а вот с помещением сложно.        

– Есть еще одна жалоба от пациентов, что вы диагностируете по телефону? Насколько это возможно?

– В период пандемии, когда в городе была крайне сложная эпидемиологическая ситуация, нам разрешили проводить онлайн-консультации, если состояние человека не угрожающее. Но речь идет именно о консультации. Причем не только по телефону, а с помощью видеосвязи. Это допускается.

– Многие частные поликлиники ведут прием и в выходные дни, делая скользящий график для своих врачей. У вас это практикуется?

– Мы работаем шесть дней в неделю. Пять рабочих дней с восьми утра до восьми вечера. В субботу работаем с девяти до трех часов дня. Для экстренных случаев по четвертой категории вызовы круглосуточно.

Постскриптум

Оказывается, к нам дважды в год приходит участковая медсестра, чтобы заново переписать всех членов семьи, пригласить на скрининг, на флюорографию, на вакцинацию, а мы об этом не знали. Я девять лет постоянно проживаю по одному и тому же адресу, в общей сложности 17 лет прикреплена к Атырауской городской поликлинике №1, но ко мне участковая медсестра не приходила ни разу, не говоря уже о враче. На всякий случай я поинтересовалась у соседей, может они приходили к ним, а мы дома не сидим. Выяснилось, что никто никогда не видел ее в нашем маленьком проезде. Да, возможно, нас не бывает дома, ведь мы работаем с понедельника по пятницу с девяти утра до шести вечера. Но вот представители энергосбыта, водоканала и прочих услугодателей находят способ известить о своих визитах – оставляют записки, квитанции к дверям прикрепляют,.. но вот от участковой медсестры мы никогда ничего не получали. Да и коллега, проживающая в Авангарде с мамой-пенсионеркой, также не видела сотрудников поликлиники у себя дома вот уже 20 лет.

Между тем, как признала заместитель акима области Бакытгуль Хаменова на одном из недавних совещаний, первичные медицинские организации не выполняют одну из самых важных функций – проведение скрининга, которое помогает выявлять факторы риска и заболеваний на ранних стадиях. Поликлиника – это неразрывная цепь между пациентом и больницей. Там, где первичные медико-санитарные организации хорошо работают, человек может обойтись без госпитализации.

Сабит Куралбек, который до недавнего времени руководил Атырауским филиалом ФОМС, неоднократно отмечал, что врачи в поликлиниках Астаны и Алматы могут заработать до миллиона тенге в месяц, а оперирующие – в полтора раза больше. И это не зависит от формы собственности учреждения – частный ли медицинский центр или обычная поликлиника, достаточно лишь заключить договор с Фондом медстрахования. «Надо просто смелее участвовать в системе ФОМС. Это очень хорошая возможность заработать», – говорил он.

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна