БОЛЕТЬ НЕЛЬЗЯ! ДОРОГО
Многочисленные посредники в фармацевтической индустрии способствуют высокой стоимости лекарственных средств в аптеках страны. К тому же нередки случаи, когда врачебное сообщество лоббирует интересы фармкомпании, навязывая пациентам дорогостоящие лекарства определенных фирм. Все это результат отсутствия государственного регулирования рынка лекарственных средств, к такому выводу пришли специалисты Агентства РК по защите конкуренции.
Проведенный ими в прошлом году анализ рынка оптовой и розничной реализации лекарственных средств показал, что практика регулирования цен на лекарственные средства, основанная на утверждении предельных закупочных цен в рамках Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), не оказывает должного влияния на реальный уровень оптовых и розничных цен. Не оправдала себя и практика подписания меморандумов с компаниями-поставщиками на удерживание цен. В результате цены на лекарства растут ежегодно. Таким образом, на практике утверждение пороговых значений розничных цен на лекарства приводит не к их сдерживанию, а, наоборот, к необоснованному росту, розничные реализаторы доводят свои отпускные цены до предельного уровня, определенного меморандумом.
Отдельного внимания заслуживает сложившаяся ситуация с торговыми посредниками, которая также не регулируется государством. Между тем, присутствие большого числа оптовиков-посредников приводит к тому, что розничная цена импортных препаратов в 3-4 раза превышает отпускную цену производителя. При этом в среднем число оптовиков при продаже одного лекарства может доходить до 5-10 перекупщиков. К примеру, отпускная цена завода-производителя DeltaMedicalProotions AG на препарат «Эффералган Упса» составляет 149,88 тенге, отпускная цена аптек населению варьируется от 450 до 590 тенге.
В целях снижения цен и сокращения числа посредников на рынке лекарственных средств, АЗК счел необходимым введение государственного регулирования цен на рынке лекарственных средств. В рамках этой инициативы Минздрав РК создал рабочую группу, которая подготовила проект Правил организации и осуществления мониторинга цен на лекарственные средства, их формирования в рамках ГОБМП, предусматривающий регламентирование размеров оптовых и розничных надбавок, устанавливаемых субъектами здравоохранения, оказывающими ГОБМП.
Также в целях всестороннего обсуждения вопроса введения госрегулирования, Агентством был проведен ряд совещаний с участием представителей фармацевтических ассоциаций, наиболее крупных субъектов оптового и розничного фармацевтического рынка.
Между тем, главной проблемой развития конкуренции на казахстанском фармацевтическом рынке названо отсутствие понятия и четких критериев определения взаимозаменяемости лекарственных средств. Это является одним из барьеров входа на рынок лекарств, главным средством дискриминации казахстанских препаратов, а также ущемлением прав пациентов, которым навязываются аналогичные, но более дорогие лекарственные препараты. Также к числу проблем, негативно сказывающихся на развитии конкуренции, антимонопольщики отнесли некорректное взаимодействие врачебного сообщества с фармацевтическими компаниями, заключающееся в назначении врачами лекарственных препаратов определенных торговых наименований определенных фармкомпаний.
Как отмечалось выше, в казахстанском законодательстве отсутствует понятие взаимозаменяемости лекарственных средств. Данное обстоятельство позволяет медицинским работникам при назначении лечения выписывать препараты по своему усмотрению. Так, имеются случаи «сговора» фармкомпаний с врачебным сообществом, когда у последних формируется материальная заинтересованность в назначении лекарств определенных фармкомпаний как можно большему числу пациентов.
Алма ТУРГАНОВА