Выбор редакции

Отцы, дети и карантин

Как сохранить ребенку душевное спокойствие при дистанционном обучении на дому? Как ему выдержать «удаленку» и остаться в добром здравии и хорошем настроении? Как отогнать от себя негатив ему и его родителям? Обо всем этом – беседа журналиста «ПК» с известным атырауским психологом Александрой Вакуровой.

После месяца самоизоляции

— Александра, казахстанские дети уже без малого месяц учатся дистанционно. Наши квартиры превратились в подобие былых интернатов с «продленками»: утром, не выходя из дома, – занятия, после обеда – выполнение домашних заданий, дворовые игры и живое общение со сверстниками отсутствуют. Некоторые дети не выдерживают такой распорядок, начинают капризничать, закатывают порою истерики. Вместе с ними нервничают и родители. Как найти выход?

— Знаете, здесь нужно смотреть, какую атмосферу создал педагог в процессе обучения. Некоторые учителя, переживая стрессе, перекидывают его на детей и родителей, нагружают ребят, требуя отчетности от родителей и напрягая временными рамками либо предъявляя множество претензий.

Если учитель адекватный и понимает, что в данных условиях не стоит напрягать детей и их родителей. Он выставляет умеренные нагрузки в учебе, и это не является проблемой в семье. Ребенок смотрит онлайн-уроки в удобное время, делает задания, что-то спрашивает у родителей, с чем-то справляется сам. И в этом случае родителям важно также расслабиться и не давить на своих детей, предоставляя им отдых и смену деятельности, чередую игры и обучение с новыми правилами дисциплины. Например, можно сесть и обсудить с ребенком, как он будет учиться, как ему комфортнее это делать. В результате диалога постепенно вырабатывается алгоритм действий и уточняется, все ли по плану и есть ли трудности.

А если ребенку тяжело, необходимо снизить нагрузки даже в ущерб контакту с учителем, понимая, что здоровье ребенка — главное, а нагрузки должны быть для него комфортны и посильны. В ваших отношениях с ребенком важно сохранить чувство любви и заботы, а в конфликтных ситуациях, связанных с учебой, необходимо слушать и слышать ребенка, помогая ему адаптироваться к новым условиям обучения.

— Родители и дети уже почти полтора месяца и целыми днями находятся вместе. Как разделить маме с папой свой день – чтобы и сами поработать, и с ребенком позаниматься?

— Тут без плана не обойтись. В выходные дни лучше обсудить, как прошла неделя и скорректировать режим, если это требуется. Желательно четко определить часы работы, обеденного перерыва, обсуждения важных дел и походов в магазин. Остальное время важно посвятить отдыху, приятному времяпровождению, созданию личного пространства. Уверена, что свободное время лучше наполнять живыми эмоциями, разговорами, совместными играми, саморазвитием, избегать серьезных выяснений отношений и не вспоминать старые обиды.

Когда все дома

— А что бы Вы посоветовали самим родителям, чтобы отвлечься от рутинной домашней работы?

— Во-первых, важно проявлять юмор в восприятии ситуации карантина, делать маленькие перерывы и общаться минут десять, делясь эрадостными моциями, поддерживая друг друга. Во-вторых, чаще говорить о ценности и любви друг к другу, играть в смешные игры, заниматься совместным просмотром фильмов, общаться в режиме «онлайн» с друзьями и родственниками. Можно рисовать вместе, шить, вязать, петь караоке, танцевать, в общем, делать все, что нравится, и на что обычно не было времени. Совместные утренние зарядки также отлично снимают напряжение. И даже кулинарные поединки  нужно включить в программу, если вы любите готовить.

— Александра, а как вообще объяснить ребенку, что карантин — это не запрет или наказание, а сознательный выбор, обоснованный мерами предосторожности? И как ограничить поток негативной информации из новостей, но быть с детьми максимально искренними?

— Именно так и объяснить: есть опасность заболеть при контакте с другими людьми, поэтому важно сидеть дома и найти приятные дела, которыми можно наполнить свой день. Важно показать плюсы этого положения, чтобы с пользой и приятными эмоциями провести время. Любой поток негативной информации — это чьи-то ненужные мысли и чувства. Нужно стараться воспринимать это именно так — отделять свое состояние и то, которое навязывается вам всем этим потоком. Все это нагнетает тревогу, неуверенность. Важно вовремя успокаивать себя, деток, друзей, сохраняя оптимизм и позитив. Если ваш ребенок веселится и радуется, не надо его ругать, поскольку он не подвержен панике. Если же малыш сам склонен впитывать страхи, старайтесь с ним беседовать и объяснить, что это все нагнетается нехорошими людьми.

О карантине надо говорить, как о своем состоянии: меня беспокоит то, что сейчас происходит; я вот думаю, что же делать теперь; я боюсь, что нас ждет впереди; я переживаю, когда все это кончится. Однако, важно после выражения своих эмоций стараться найти поддержку близких либо сказать себе слова утешения и поддержки. Заодно вы сможете укрепить ваши отношения с близкими и повысить собственную стрессоустойчивость.

Шаги к позитиву

— Беседовать с детьми об их чувствах и переживаниях особенно важно в эти дни. Советую использовать технику четырех шагов: шаг первый — констатировать эмоцию, назвать ее, выслушав ребенка (например, ты боишься, тебе неуютно, ты грустишь, ты злишься) через вопрос. Шаг второй: спросить о причинах, которые могли способствовать возникновению его состояния, задав открытый вопрос: «Почему, малыш? Тебе страшно, потому что мама боится?». Шаг третий: дать возможность выразить эмоцию, приняв ее, особенно, если она адресована вам — словами или действиями. Например, поплакать от испуга или грусти или побить подушку, потому что разозлился, либо проговорить, как именно ему страшно или обидно. Шаг четвертый: спросить ребенка, что же вы вместе можете сделать, чтобы ему стало легче  — поскорее забыть об этом, обняться, извиниться перед ребенком за то, что обидели, посмеяться вместе над шуткой, посмотреть вместе мультфильм и поесть мороженое.

— Одна моя знакомая поступает точно так, как герой фильма «Жизнь прекрасна». Только тот превратил войну в игру, а знакомая – КВИ в игру.  Это правильно?

— Если она при этом внутри спокойна, то, разумеется, это замечательно. Но важно говорить и о том, что некоторые люди иначе воспринимают этот период. Игра скорее подходит для более маленьких детей — младше 6-7 лет. А для школьников адекватнее будет преподносить происходящее более реалистично, но с нотками радужных оттенков, нежели с точки зрения пессимизма.

— Вы — тоже мама. Как у вас проходит карантин?

— Почти ничего не поменялось, только работа стала онлайн, но мы применяем все, о чем я говорила, и избегаем сильного стресса. Хотя и у нас бывают моменты напряжения от чрезмерного сидения дома либо из-за трудностей, связанных, например, с ужесточением передвижения в городе, посещения пожилых родственников, которые нуждаются в помощи.

Сын доволен, что в школу ходить не надо, хотя и скучает по учителю и одноклассникам. Он не испытывает сильного давления по поводу уроков ни от нас, родителей, ни от учителя, поэтому вполне справляется со своими задачами и находит себе занятия. Переход общения с друзьями в режим «онлайн» немного его напрягает. Но, тем не менее, он адаптируется и со временем спокойно воспринимает новые ограничения. Наверное, и наше спокойствие ему передается: он адекватно рассуждает на тему коронавируса и высказывает свое мнение, соблюдает меры предосторожности, моет руки, пьет витамины и позитивно настроен, понимая, что это поддерживает его иммунитет на должном уровне.

Подготовила Надежда ШИЛЬМАН

Прямая речь

«Как вы справляетесь с детьми на карантине?»

Ерик Ботаханов, отец шестерых детей:

— У нас есть расписание дня, и для каждого ребенка — свое индивидуальное. Мы распределяем  обязанности, совместно работаем над всем, вместе играем, у некоторых есть музыкальные и спортивные занятия. А вечером смотрим кино и обязательно — вместе!

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button