Опасное наследие
В нескольких сотнях метрах от городских кварталов семь небольших котлованов – озер и открытых цистерн с остатками нефтепродуктов – отравляют экологию Атырау. Сколько тонн нефтепродуктов в них находится – никто точно не знает. Не мерили, не считали.
Такое наследие оставила горожанам промывочно-пропарочная станция «КазахстанТемирЖолы», где очищали и пропаривали от остатков нефтепродуктов железнодорожные цистерны. Работала станция круглосуточно. Кто не знает, напомню, расположена она была в двухстах метрах от микрорайона Восток и в трехстах метрах от микрорайона Химпоселок. Хотя, уверен, эту станцию многие еще помнят. Как и то, сколько копий было сломано, пока удалось от нее избавиться. В 2006 году пропарку, изрядно портящую экологию региона, по решению суда закрыли.
Но вот что дальше происходило, как-то нам и невдомек было. Расположена станция была за железнодорожными путями, дорог асфальтированных там нет. Так что если и видели станцию, то немногие – кто в хорошую погоду пешком из Химпоселка в город шел. Наверное, так привыкли, что ничего об увиденном по пути не говорили, в социальных сетях не писали. А недавно выяснилось, что, уходя, железнодорожники оставили ржаветь и разрушаться и эстакады, и здания. Не убрали за собой и разлитые нефтепродукты. Они здесь не только в открытых озерах и емкостях, нефтью и мазутом забиты недемонтированные железнодорожные пути, эстакада. По словам когда-то работавшего здесь члена городского Гражданского совета Таната Нурумова, под землей есть и большое хранилище с нефтепродуктами. И уж точно никто не знает, насколько метров вглубь пропитана нефтепродуктами земля – лились они тут в изобилии многие десятки лет.
– Мы считаем, что старая
пропарка является одним из источников экологического бедствия города. Пары,
которые идут с этих открытых нефтяных озер, причиняют вред жителям города,
приводят к различным заболеваниям, в том числе к онкологии, – говорит Танат
Нурумов.
Члены Гражданского совета, забив тревогу в социальных сетях, обратились в
различные контролирующие органы. Побывали на месте станции и руководители
области, воочию убедившись сколь неприглядна картина.
– По поручению акима области мы провели проверку на бывшей пропарочной станции. Выяснилось, что остатки нефтепродуктов принадлежат западному филиалу «Казахстантемиржолы», на балансе которого находится станция. Отвечающим за экологию органам было поручено принять меры для наведения порядка на замазученной территории, – говорит руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования Атырауской области Арыстан Кадыржан.
Опасный объект привлек внимание и надзорных органов.
– По результатам проверки было внесено предписание об утилизации нефтяных отходов до 30 сентября текущего года. Если к этому сроку никаких работ не будет проделано, тогда будет решаться вопрос о привлечении собственника земельного участка, а это железная дорога, к административной ответственности, – сообщил сразу после поднятого шума Атырауский транспортный прокурор Самат Жасар.
Было это, как, думаю, поняли читатели, в самом конце августа. Прошел месяц, отведенный железнодорожникам на хотя бы начало работ по очистке территории от нефтяных отходов и демонтаж разрушающихся помещений и эстакады, многочисленных металлических емкостей. Они сверху заполнены мусором, что там на дне – никому не известно. Вполне вероятно, что тоже нефтепродукты. Для чего же их тут еще надо было ставить? Но мусор просто так не расшвыряешь, чтобы добраться до дна. Поэтому и говорю – семь котлованов и емкостей с нефтепродуктами там находятся. Те, где своими глазами нефть не увидел, в расчет не беру.
Ровно через месяц вновь отправился на пропарку, дорога к которой мне хорошо известна еще с восьмидесятых годов.
За месяц, отведенный железнодорожникам на утилизацию этого рукотворного мини-месторождения, здесь ничего не изменилось. Все семь озер и емкостей с остатками нефтепродуктов продолжают токсичными испарениями травить экологию города. Железнодорожники игнорировали предписание экологов приступить к уборке нефтяных остатков и рекультивации замазученной территории.
За это время члены Гражданского совета подключили к решению проблем депутатов.
– Мы полностью поддерживаем Гражданский совет. В курсе, что там разлита нефть. И самый важный сейчас момент – надо рекультивировать это место. Мы возьмем на контроль этот вопрос. Доведем до конца, – говорит депутат городского маслихата Алибек Семгалиев.
А что экологи, которые и направляли предписание убрать это безобразие хозяевам – железнодорожникам? Выяснилось, что эти самые хозяева просто не отреагировали на предписание. И такое, оказывается, бывает, когда в каком-то грехе замешана крупная и могущественная компания. Так вот. Экологи, а так следует делать по закону, отправили железной дороге запрос, где еще раз потребовали рассказать о предпринятых мерах. Что меры не принимались – это всем понятно. Но, повторюсь, так требует закон.
– По результатам проверки будут приняты соответствующие меры. То есть, в случае неисполнения выданного предписания департамента, будет возбуждено дело об административном правонарушении и передано в суд, – говорит государственный экологический инспектор Атырауской области Ерлан Кадилов.
Какое решение примет суд, естественно, никто сказать не может. Суд может оштрафовать «КазахстанТемирЖолы» и обязать убрать свое «добро». Может даже, учитывая серьезность проблемы и длительное бездействие, приостановить деятельность виновника. А может, как у нас нередко бывает, найти какие-то несоответствия в документах, полученных от экологов, и вернуть их обратно. Ну а мы будем следить за развитием ситуации. Дожидаясь, когда железнодорожники, наконец, приступят к уборке этой территории, где природный токсин, каковым является нефть и продукты из нее, испаряясь, продолжает отравлять экологию города. И совместными усилиями способствовать тому, чтобы все-таки однажды от бывшей пропарки не осталось следа, а лишь одни нехорошие воспоминания.
Виктор СУТЯГИН