Выбор редакции

Как съемочная группа задание провалила, или Триптих со стройки астраханской трассы

Съемочная группа ТОО «Атырау – Акпарат» отправилась в очередную командировку. На этот раз была поставлена задача сделать репортаж о ходе строительства автомобильной дороги «Актобе — Атырау — граница РФ (Астрахань)». А именно – на участке, пролегающем по территории Курмангазинского района Атырауской области.

 Согласно редакционному заданию, корреспондент должен устроиться разнорабочим в подрядную компанию и сделать репортаж вживую, изнутри, познав на своей шкуре все тяготы строительных будней.

Итак, мы отправились в путь.

Картина первая. Разведка

Казалось, нет ничего проще, чем устроиться разнорабочим. Думается, что махать лопатой за скромную зарплату охотников немного. Как выяснилось на месте, чтобы проложить дорогу, большого числа разнорабочих, как, к примеру, на строительстве дома, не требуется. Но вовсе не по той причине, что в Атырау все непременно жаждут работать только в нефтянке. Оказывается, здесь на каждом участке дорожно-строительных работ нужны конкретные специалисты рабочих профессий.

К тому же в дорожные строители берут людей со стажем работы именно в этой сфере или, на худой конец, «спецов», проработавших в смежных отраслях. Поэтому наличие в трудовой книжке или в резюме записи о работе на какой-либо «стройке века» оказалось обязательным. Понятное дело, что такого пункта в трудовой книжке вашего корреспондента нет, а липовое резюме рисовать не хотелось – могут ведь и проверить…

Тем не менее, прибыв на место, наша съемочная группа в первый же день инкогнито направилась «штурмовать» контрольно-пропускной пункт производственной базы ТОО «Сине Мидас Строй» – подрядчика строительных работ.

На КПП нас встретили двое охранников, один из которых принялся расспрашивать о цели визита. В ходе беседы он отметил, что по поводу трудоустройства тут желательно добиться аудиенции некой особы, являющейся ответственным лицом по приему на работу. Возле КПП мы также разговорились с еще одним соискателем на какую-нибудь немудреную должность. Он тоже мимоходом сообщил, что здесь много разнорабочих не требуется. Наш собеседник (видимо, человек бывалый) просветил нас и насчет местных порядков. С дисциплиной строго – с перегаром или за прогул сразу увольняют. Впрочем, так и должно быть.

Далее мы выяснили, что для трудоустройства нужно собрать достаточно большое количество документов. Эта новость не прибавила оптимизма, поскольку теперь перспектива тайком, но легально «воткнуться» на объект, стала практически нереальной. Вызнали и про минимальную зарплату – она составляет 110 тысяч тенге. Но в любом случае набор разнорабочих, оказывается, уже был закончен.

— Вы еще приходите. Ждать приема на работу можно неделями и в один день вылететь из-за простого нарушения трудовой дисциплины. Так что свободная вакансия может образоваться в любой момент, — обнадежил охранник, и мы не солоно хлебавши ретировались.

Что делать? Ждать неделями – не вариант. Нам нужно здесь и сейчас!

Картина вторая. Официальный визит

В итоге съемочная группа решила нанести визит руководству дорожников официальным путем. На наше удивление, оно охотно пошло на контакт, без волокиты и бюрократии предоставив возможность зафиксировать и ход проводимых работ, и поработать самим. А пока…

…По словам руководителя проекта ТОО «Сине Мидас Строй» Алзады Абилова, не исключено, что их компания все строительные работы может выполнить досрочно. Данное ТОО ведет реконструкцию на двух участках, и по некоторым аспектам с опережением графика. Так, например, проектом поставлена задача реконструировать 15 малых искусственных сооружений – то есть водопропускных труб и семи мостов. На данном этапе все 15 труб уже заменены и ведутся работы по замене всех мостов. Хотя по проекту предусмотрено до конца года заменить всего один мост. В целом, реконструкцию дороги длиной в 35 километров планируют закончить в этом году.

Наш собеседник также опроверг слухи о том, что его рабочие закопали русла некоторых речушек, заявив, что в экологическом плане у компании нет нарушений.

Как проинформировал Алзада Абилов, на участке работают в общей сложности 224 человека, из них ровно половина является жителями Курмангазинского района. Кроме того, примерно 20 специалистов привлекли из Турции, остальные работники компании приехали из разных регионов Казахстана.

К слову, у Абилова уже имеется опыт дорожных работ в Атырауской области. В 1988-1992 годах он принимал участие в строительстве дороги «Котяевка – Ганюшкино».

Картина третья. Сигнальщик

Как было отмечено, руководство компании не возражало против возможности немножко самостоятельно поработать «в поле» и доверило корреспонденту позицию сигнальщика. Основная задача такого работника – показывать проезжающим автомобилям правильный путь на строящемся участке.

Помощник мастера участка Канат Курбанов предупредил нас, что хлеб сигнальщику дается нелегко. Однако ж видавший и не такое на своем веку ваш корреспондент отнесся к его словам с превеликим скепсисом. Дескать, ну что тут сложного – стоять на дороге и указывать машинам направление? Тем более что водители напрямую на стройплощадку не лезут, а движутся по объездной. Во всяком случае, нормальные водители…

Ан, нет – есть еще в наших степях «танколобые», что прут прямо на дорожную технику. И только столкнувшись с непреодолимыми препятствиями, создающими опасность для них самих, вынуждены поворачивать обратно.

По словам Каната Курбанова, тут много местных кадров. Однако в первое время спецтехнику доверяли, в основном, приезжим из других регионов. Среди местных кадров водителей погрузчиков и бульдозеров с опытом работы именно на строительстве автомобильных дорог высшей категории очень мало.

— Поэтому к каждому приезжему специалисту в напарники ставили местных ребят, — говорит К. Курбанов, за плечами которого тоже немалый опыт на строительстве автодороги «Западная Европа — Западный Китай».

— Общая ширина строящегося сейчас участка дороги составит 15 метров. Непосредственно само дорожное полотно – 9 метров. Все земляные работы на этом участке мы закончим уже к концу текущего года. Хотя многое зависит от погодных условий. При температуре в минус пять укладка асфальта будет приостановлена. Земляные же работы продлятся до наступления холодов, — пояснил Канат Курбанов.

От погодных условий зависит работа и двух моих новых коллег-сигнальщиков Мурата и Муратбека. Их рабочая смена начинается в 20.00 и длится до семи часов утра. В час ночи – «обед». Еду привозят на автобусе.

Кстати, на производственной базе компании, где побывала наша съемочная группа, есть столовая и общежитие. По словам коменданта объекта Бенали Зулуфова, на данный момент в общежитиях, рассчитанных на 320-330 мест, проживают 160 человек. 120 рабочим пища развозится непосредственно по местам их работы.

— Я раньше думал, что работа сигнальщика или, скажем, охранника, приемлема для людей среднего возраста и для старшего поколения. Вроде несложно, но на самом деле трудновато. Мы уже привыкли и приспособились. Работа возле дома, я тут рядом живу. Зарплату дают вовремя, условия созданы, — рассказывает Мурат.

Я тоже попробовал «привыкнуть» и «приспособиться» с первой смены. Но не тут-то было. Стоять по несколько часов кряду под пыльным «душем», нервничать из-за твердолобых водил оказалось нет так легко. Несмотря на проводимые полным ходом работы, трасса весьма оживленная.

В общем, план мой отработать в ночную смену в надежде на то, что машин будет меньше, чем днем, не увенчался успехом. «Сдулся» я уже через пару часов, после чего вся романтика о регулировке автотранспортного потока на международной трассе улетучилась. Даже желание тормознуть и маленько промурыжить какой-нибудь полицейский экипаж (была у меня и такая мечта) не смогло остановить дикую жажду попасть под настоящий душ из воды, а не песка и пыли.

Вот так о суровые реалии быстро разбились все мои скептические думы о легкой доле простого сигнальщика. К часу ночи съемочная группа отправилась восвояси, не дожидаясь «обеда» и поминая недобрым словом всех, кто придумал эту командировку, и самих себя, согласившихся на эту авантюру.

Тем не менее, несмотря на частичный провал с тайным внедрением, наша редакция еще не раз вернется к теме реконструкции астраханской трассы…

Каршыга КУШЕКОВ, фото Арсена БОРАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button