Тема дня

ЯЗЫК КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ

Язык представляет собой набор духовной и материальной, интеллектуальной и эмоциональной особенностей, характеризующих группу людей или объединенных в общество людей, в том числе искусство и литературу, образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и веру, и соответственно является важным фактором национальной культуры, определяющим ее особенность.

В Казахстане принята государственная программа развития государственного языка 2011-2020. Разработка языковой политики ставит целью усиление роли казахского языка, родного языка значительной части населения Казахстана. Все мероприятия, предусмотренные Программой, основаны на приоритетности развития государственного языка, как важнейшего фактора укрепления национального единства, и направлены на полноценное удовлетворение духовно-культурных и языковых потребностей граждан.

Казахский язык является основным элементом в культурном наследии и должен быть важным инструментом общения между людьми, социального продвижения и образования на всей территории Казахстана.

Исторически сложилось, что на территории Казахстана русский язык имеет свою существенную нишу и стал языком межнационального общения. Русский язык активно изучается в школах, имеется много печатных изданий и телеканалов, вещающих на русском языке. Необходимо продолжать работу по поддержанию использования русского языка. В рамках работы Ассамблеи также уделяется большое внимание изучению и сохранению языков разных этнических групп, которые имеют значительную диаспору на территории Казахстана.

Большое внимание уделяется изучению иностранных языков как средства делового и международного общения. В рамках данной задачи предусмотрено сохранение широкого образовательного пространства процесса обучения иностранным языкам.

Развитие креативных индустрий охватывает три сферы деятельности, такие как рынок креативных искусств, информационные технологии и аудиовизуальные технологии. Креативные индустрии способствуют укреплению культурной идентичности. Производство, публикация, продажа, сохранение и распределение креативных продуктов способствуют культурному развитию, креативности, накоплению опыта и традиционных знаний.

Несмотря на то, что культура является достоянием всего общества, культурные ценности не потребляются всеми членами одинаково. Культуру можно условно разделить на две сферы, как связанную и не связанную с языком. В сферу, связанную с языком, входят литература, поэзия, традиции, передаваемые через устную речь, история, наука, театр, опера, кино и другие. Сфера, не связанная с языком, включает обычаи, традиции, кухню и питание, архитектуру, религию, музыку, живопись, балет, спорт и др.

Понятно, что продукты первой сферы культуры могут быть доступными только тем потребителям, которые владеют языком. Потребителям, не владеющим языком, они доступны лишь в переводах с приблизительным смыслом или вовсе не доступны. Однако продукты второй сферы культуры могут потребляться всеми без исключения членами общества и являются достоянием вне зависимости от знания языка.

Следовательно, одной из задач при реализации культурной политики должно быть усиление культурных ценностей через производство и потребление конкурентоспособных продуктов культуры. Данные меры обеспечивают интерес к языку и расширение сферы применения государственного языка. Во-вторых, в условиях глобализации конкурентоспособные культурные продукты укрепляют культурную идентичность общества.

Интегрированный подход к культурному многообразию, межкультурному диалогу и устойчивому развитию составляет содержание нового профиля культурной политики ЮНЕСКО, реализуемой при поддержке и развитии культурного сектора и реализации программ образования и научных исследований в сфере культуры.

Подлинное культурное поле не должно содержать препятствий на пути к прогрессу и является благоприятной сферой для творчества, креативности и инноваций, позволяющей Казахстану популяризировать свою национальную культуру.

 Ергали ДОСМАГАМБЕТ,
доктор экономических наук PhD, профессор

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button