АБСОЛЮТИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ НЕДОПУСТИМА
В предыдущем номере газеты мы сообщали, что в ДК им. Курмангазы завершила свою работу региональная научно-практическая конференция «Ислам в Казахстане: вчера, сегодня, завтра», в которой приняли участие руководители управлений по делам религий, теологи из Кызылординской, Западно-Казахстанской, Актюбинской областей, ректоры вузов, члены информационно-пропагандистских групп, общественные деятели, директора школ, учителя, студенты, СМИ. Предлагаем вниманию читателей отчет с мероприятия.
Открыл и вел конференцию заместитель акима области Шынгыс Мукан, который отметил, что в своем Послании Глава государства акцентировал внимание на стабильности в обществе, без которой не будет экономического роста. Далее перед собравшимися выступил заведующий кафедрой религиоведения, доктор теологии и философских наук, профессор Евразийского национального университета имени Л. Гумилева Досай Кенжетай.
— В XI-XII веках насчитывалось 400 ученых, последователей мазхаба Абу Ханифа, которые оставили 570 трактатов по различным наукам. Все они были обнаружены в архивах Египта, Турции, Китая и других стран. Но прочитать их не представляется возможным, потому что нет ученых, которые знали бы древние языки. К тому же эти материалы все в рукописном варианте. В следующем году исполняется 550 лет Казахскому ханству. Необходимо уделить внимание поиску и изучению исторических документов. Если коснуться сегодняшней ситуации в религиозной сфере, то можно отметить, что подобная ситуация наблюдалась и в древние времена. В одном из трудов аль-Фараби подчеркивал, что ислам — это не только религия арабов, а общечеловеческая религия. В этой связи возникает вопрос, что первично: Дух или Аллах? Выступающий уверен, там где будет Единство Аллаха и Человека, одним словом, гармония, там будет и покой. Если мы совершаем религиозные обряды, то только для себя, чтобы показать свое Уважение к Всевышнему. Данную акиду Матруди развил и пояснил степнякам великий Абай, за что его уважают потомки. В его «Словах назидания» дан развернутый ответ по всем вопросам. Данная его книга должна стать настольной книгой для каждого из нас», — подчеркнул выступающий.
Заведующий кафедрой религиоведения и культуры, профессор КазНУ имени аль-Фараби Кайрат Затов в своем выступлении остановился на периоде начала распространения ислама в казахской степи. Степняки до принятия ислама придерживались зороастризма, поклонялись Тенгри, народ, ведший кочевой образ жизни, напрямую зависел от капризов погоды, поэтому почитали небесные светила — Солнце и Луну. Русские путешественники, изучавшие быт казахского народа, писали в своих путевых записках, что казахи уделяют большое внимание образованности своих детей, для чего приглашают видных религиозных деятелей из Бухары и других городов, сохраняя высокую духовность. Неправильно трактуется и понятие джихада, его формула была принята в XI веке в период распространения ислама, когда наблюдалось противостояние против неверных. Сегодня ситуация изменилась, данная религия получила широкое распространение и нет никакой необходимости к принуждению и тем более, применению силы. Однако молодежь, не имеющая достаточных знаний и получающая информацию из сайтов, следует наказам шейхов, которые призывают к насилию. Какой выход? «Дело вообще не в исламе, а в самих мусульманах», — сказал оратор.
Известный теолог страны, главный имам мечети «Түркістан» города Каскелен Алматинской области Ербол Кудабаев остановился на истории становления ислама, напомнив, что в годы репрессий именно имамы мечетей не прекращали своей деятельности, и в наши дни имамам приходится противостоять в мечетях представителям нетрадиционных религиозных течений. Авторитет имамов у народа всегда был высок, ведь у нас до сих пор не прививается практика походов к психологам. В сложной жизненной ситуации люди шли за советом к имаму, в мечеть. В этой связи всегда остается актуальным вопрос повышения образованности современных религиозных деятелей.
Представитель ДУМК, главный имам областной мечети «Имангали» Батыржан Мансуров с сожалением отметил, что порой в семьях придерживаются разных религий, таким образом, подрываются основы семьи, которая всегда была ячейкой государства.
Заведующий кафедрой Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова, доктор философских наук Бекежан Умирбек в своем выступлении отметил, что отдельные молодые люди, в годы студенчества зарекомендовавшие себя активистами, проявившие усердие в учебе, уже в период карьерного роста вдруг почему-то все бросают и на пути служения религии отказываются от обычных благ. Нельзя допускать абсолютизации религии. Необходимо уберегать молодежь от данного ошибочного мнения. Наоборот, истинный мусульманин стремится принести как можно больше пользы обществу, применяя свои знания, опыт, используя последние достижения науки и техники. К этому призывает любая другая религия. Возьмем для примера Афганистан, в котором малые дети держат в руках автомат Калашникова, а не ручку или ноутбук. Какое же будущее ждет эту страну?
В своих выступлениях спикеры освещали тему конференции с научной точки зрения. С учетом высказанных в ходе секционных заседаний предложений были приняты соответствующие рекомендации.
Гульжан ЕЛЕШЕВА,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА