А ДОЛЖНО БЫТЬ БЕЗ ПРЕГРАД
В Атырауской области в рамках реализации партийного проекта «Будущее без барьеров», направленного на повышение качества жизни граждан с ограниченными возможностями, нуротановцами была создана рабочая группа, которая на днях совершила объезд ряда социальных объектов. Вместе с партийцами выехали и корреспонденты «ПК».
ШКОЛЫ ГОСТЕЙ НЕ ЖДАЛИ
Ознакомиться с объектами города Атырау и определить: соответствуют ли они специальным требованиям для людей с ограниченными возможностями, являлось целью данного объезда.
По плану предполагался объезд пяти средних школ города Атырау — №№5, 4, 27, 9, и школы имени Жангельдина. Отметим, что все вышеназванные школы — старой постройки, новых, построенных по современным стандартам школ в списке не значилось.
Первая школа, которую мы с нуротановцами посетили, была средняя школа №5 им. Г. Мусрепова. Ни подъемника, ни пандуса здесь нет. И никогда и не было. Это и понятно — школа старая, ей уже более 50 лет, и в те годы при строительстве учебных заведений никаких специальных условий для детей с ограниченными возможностями предусмотрено не было. Да и само общеобразовательное учреждение не было предназначено для обучения детей инвалидов-колясочников.
Между тем в данной школе есть классы, где обучаются дети с заторможенным психическим развитием (ЗПР). По словам педагога-психолога и дефектолога школы Ляззат Тулеповой, у них обучаются 32 ученика.
— Детей с диагнозом ЗПР мы обучаем уже с 1999 года. Всего у нас 6 классов: 2 класса — начальной школы и 4 класса — среднего звена, — говорит Л. Тулепова. — Такие дети хоть и считаются инвалидами, но физически они здоровы, передвигаются самостоятельно и свободно, поэтому школа не оборудована под детей-колясочников. Сейчас самый главный вопрос, который стоит в школах, где вводится инклюзивное образование, — это нехватка кадров для ведения коррекционной работы. Несмотря на то, что в школах вводится в штат должность психолога-дефектолога, специалистов нет, и заниматься такими детьми некому.
К слову, об этой же проблеме говорила на заседании областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав заместитель акима города Атырау Гульмира Шакирова (см. «ПК», №135 от 25.11.2014 г., «Право на образование для всех»).
Выйдя из здания школы №5, рабочая группа решила вне плана посетить СШ №18, которая была сдана в эксплуатацию 1 сентября 2014 года. Мы подъехали к новому, красивому, двухэтажному зданию. Все сразу обратили внимание на пандус, который был сделан согласно требуемым стандартам, и присутствующий член рабочей группы, независимый эксперт, инвалид первой группы Яда Кабаканова, «опробовала» его на своей коляске. Удачно. Но вот пандус закончился, а проехать в распахнутую дверь школы она самостоятельно не смогла. Порог у дверей школы преградил ей путь. Пришлось прибегнуть к помощи молодого человека, который немного приподнял коляску. Однако, заехав в фойе школы, Яда больше никуда проехать не смогла. Ни один лестничный марш не был предусмотрен для людей с ограниченными возможностями: ни специальных спусков, подъемников, ни поручней не было. А здание в два этажа. Попасть в учебные классы или в другие кабинеты без помощи посторонних оказалось просто невозможным. Да и дверные проемы тоже не соответствовали стандартам для прохода инвалидной коляски. Как же ученик инвалид-колясочник сможет здесь учиться? Вопрос риторический.
— Какой толк, что ребенок-колясочник попал в здание школы? Ведь дальше ни в одном учебном кабинете он очутиться все равно не сможет, — в сердцах делает справедливое замечание Яда Кабаканова.
— В этой школе изначально не были предусмотрены условия для обучения таких детей, — поддерживает ее член рабочей группы, руководитель департамента по контролю и соцзащите по Атырауской области Тимур Естебаев. — Кроме пандуса, больше ничего нет, несмотря на то, что доступность должна быть на всех этажах. Те школы, которые мы видели сейчас, недоступны для инвалидов-колясочников.
Комментируя эту же ситуацию, руководитель НПО «Мүгедек әлемі» Гульбаршын Нуржигитова с огорчением говорит:
— Мы сейчас видим, что даже новая школа, которая, казалось бы, должна быть более или менее приспособлена под нужды детей с ограниченными возможностями, совсем под них не адаптирована. Заканчивается пандус, и тут же начинаются проблемы. Значит, мы многие годы шли только к построению пандусов, — сетует Г. Нуржигитова.
По ее мнению, при строительстве и сдаче объекта комиссия, которая принимала школу, подошла к этому формально.
— И такая картина наблюдается во всех школах города. Получается, что в Атырау нет школ, которые полностью были бы адаптированы к обучению детей-колясочников, — говорит представитель НПО.
На этой пессимистической ноте члены рабочей группы, обсудив данную ситуацию, решили завершить объезд. Ездить по школам уже не было смысла.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ…
А мы позволим себе вернуться к прошедшему в конце прошлого месяца заседанию областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Чтобы быть объективными, мы связались с заместителем акима города Гульмирой Шакировой, которая согласилась дать комментарии по этому поводу.
— Дело в том, что реализация Программы по созданию среды беспрепятственных территорий предусмотрена до 2018 года. И в первую очередь мы стараемся создать эту среду в социальных и культурных объектах: это поликлиники, ЦОНы, почтовые отделения, библиотеки, музеи, театры, куда зачастую не могут попасть инвалиды-колясочники, — говорит Гульмира Муслимовна. — Доступность данных объектов требует безотлагательного решения. А школы мы планируем адаптировать только к 2016-2017 году, т.к. дети-колясочники с диагнозом ДЦП в общеобразовательных школах на данный момент не обучаются. Они находятся в специализированных учреждениях или обучаются дома.
По словам заместителя акима города, внедрение инклюзивного обучения находится только на начальном этапе, и, естественно, сразу все проблемы не решить.
— Предстоит решить еще много вопросов: проблема не только в пандусах, но и в кадрах, — пояснила Гульмира Шакирова.
С тем, что вопрос обучения детей с ограниченными возможностями просто так не решить, согласна и педагог-дефектолог из областной психолого-медико-педагогической консультации Гульжанар Кубиева.
— Учебные заведения не готовы принять таких детей. И не только по причине того, что они не приспособлены к этому, а потому что в общеобразовательных школах нет подготовленных учителей. Педагоги должны владеть специальной методикой обучения, ведь дети-колясочники не смогут элементарно просидеть 45 минут в одном положении. Особенно в начальных классах, — сказала Гульжанар Кубиева.
Анжелика КИМ