Забота. Поддержка. Развитие.
«Хорошая работа», «я справлюсь», «молодец», «отличное настроение», «я выполнил работу» – все эти жесты обозначены на наглядном пособии по нейрогимнастике в кабинете инклюзивного обучения в городской средней школе №22 имени Алии Молдагуловой.
В кабинете инклюзии, который был открыт в прошлом учебном году в этой школе, обучался 31 ребенок с 0 по 9 классы.
— Как вы понимаете, мы обучаем особенных деток, поэтому и подход к учебному материалу тоже особенный, – проводит небольшую экскурсию педагог-психолог Замира Баратова, демонстрируя нам оснащение и методические пособия.
– У нас есть такие ученики, которые не говорят, и для них подготовлены специальные карточки с цифрами, буквами, рисунками. Также мы применяем интерактивную доску.
Занятия в инклюзивном кабинете проводятся согласно учебному плану. Например, если дети на уроке математики прошли таблицу умножения, то в кабинете инклюзии они закрепляют именно эту тему в игровой форме. То есть ребенок уже на 80 процентов усваивает материал. Кроме того, педагоги учат детей работать руками, то есть развивают мелкую моторику.
— Вот это доска для ощупывания по методике Монтессори, еще есть цветной кубик-рубик, геометрические фигурки разных размеров и цветов, мозаика и картинки со зверушками, с помощью которых детки должны угадать, кому какой хвостик принадлежит, — продолжает вводить в курс дела психолог.
По словам Замиры, игрушки они используют в качестве учебного пособия. Например, с помощью игры в домино дети обучаются счету.
Директор школы №22 Аксулу Салиева, в свою очередь добавила, что в данном кабинете работают два психолога, три дефектолога и логопед. Также с детьми работают педагоги-ассистенты, которые помогают ученикам во время уроков.
— Кабинет инклюзии в школе открыт при поддержке городского отдела образования, а весь необходимый дидактический материал предоставлен по списку, составленному учителями инклюзивного класса, — пояснила директор школы.
В специальной школе-интернате Атырауской области тоже учат детей с особыми потребностями работать самостоятельно, раскрывают у своих воспитанников способности к творчеству. Так, учитель-технолог Фариза Мирманова на своих уроках обучает ребят работать с глиной, фанерой, папье-маше, шерстью, вышивать бисером.
— Нашу школу посещают дети с различными диагнозами: слабослышащие, слабовидящие, с задержкой психоречевого развития, ДЦП. А иногда у одного ребенка не один, а сразу несколько заболеваний, и к каждому необходим индивидуальный подход, — начала рассказывать о своей работе Фариза.
– На уроках технологии мы с ребятами вырезаем фигурки из фанеры, учим их работать с инструментами, потом разукрашиваем свои изделия, шьем тряпичные куклы, вышиваем бисером, делаем панно из шерсти, лепим из пластилина, глины и многое другое. Скажу больше: во время таких занятий они успокаиваются, работают с удовольствием. Наверное, вы заметили большой стенд «Мир красоты — руками детей», который висит в фойе. Он полностью оформлен из детских поделок. Это гордость родителей и самих детей.
Действительно, чтобы научить особенных детей простым вещам, взрослым нужно приложить немало усилий, любви и милосердия.
— Иногда у ребенка бывает плохое настроение, он капризничает, плачет, не хочет сидеть на уроках. Бывает, что дети бросают на пол предметы. В этом случае вызывают меня, я забираю его в свой кабинет, мы вместе начинаем что-то мастерить, и он успокаивается. А если и у меня не получается, то уже подключается психолог.
Фариза Мирманова, которая работает в данной школе-интернате почти 10 лет, сказала, что наказывать или настаивать на обязательном выполнении какого-то задания нельзя.
— Нужно дать ему успокоиться, пожалеть, погладить и дать то, что он хочет. А потом вернуться к занятиям, — говорит педагог-технолог.
Учителя, работающие с детьми с особыми потребностями, очень терпеливы.
Педагог-сурдопереводчик Кульману Нуржигитова занимается с детьми с нарушением слуха более 25 лет.
— На индивидуальных занятиях со слабослышащими учениками мы применяем концентрический метод Рау-Слезина (определенное расположение звукового материала. То есть, в основу метода положена закономерность усвоения устной речи, которая заключается в том, что недоступные для точного фонетического воспроизведения звуки ребенок в течение определенного периода времени произносил приближенно).
— Этот метод российских ученых применяют во всех коррекционных школах Казахстана. То есть, мы учим детей не просто читать, а передавать интонации, эмоции, выражающие удивление, вопрос, недовольство, — уточняет К. Нуржигитова.
Кроме того, педагоги в этой школе имеют и базовые медицинские знания по тем диагнозам, которыми страдают их ученики. Например, они опираются на способности и возможности ребенка укреплять мышцы языка, голосовые связки, развивать грудную клетку, делают упражнения на улучшение кровообращения.
— Некоторые дети с диагнозом ЗПР, например, не различают цвета, формы предметов. В этих классах работать сложнее всего, — говорят педагоги.
Нужно отметить, что в областной специальной школе в классах с нарушениями слуха и зрения сидят по 6 учеников, в ЗПР — 12. Уроки проходят, как и во всех школах, по 45 минут, также проводятся и 20-минутные индивидуальные занятия. Стоит сказать, что все учителя образовательного учреждения владеют жестовым языком, с этой целью они прошли годичные курсы в Уральске и России.
Что касается учеников с нарушением зрения, то у слабовидящих детей своя литература на шрифте Брайля. И методика преподавания тоже своя.
— Начальные классы для незрячих в данной школе открылись впервые в 2016 году. Сначала здесь обучалось 11 детей, среди которых было 4 незрячих и 6 слабовидящих. На сегодняшний день их стало уже около 40, из которых 10 ребят не видят совсем. Раньше родители возили детей в другие города — Уральск, Алматы, некоторые дети вообще сидели дома, потому что не было возможности отправить их в другие регионы, а сегодня у нас есть своя школа, — уточняет директор Ляззат Тулепова.
Также в школе для незрячих детей есть хорошее техническое оснащение. В кабинете тифлопедагога установлена читающая машинка «Сара», которая озвучивает напечатанный текст, дисплей Брайля, позволяющий работать на компьютере. Принтер «Эверест», который конвертирует обычный текст на шрифт Брайля и отправляет его в печать, а в прошлом году появился еще и электронно-алфавитный тренажер «Сезуал».
В школе-интернате предусмотрена и тактильная дорожка для незрячих, в дальнейшем планируется адаптировать перила и надписи.
Проблемы есть
Пообщавшись с педагогами-предметниками данной школы, мы узнали, что учатся они по обычной общеобразовательной программе. И вся проблема в том, что учебников, адаптированных для особенных детей, в Казахстане пока нет.
— Недавно вышли учебники для 1-4 классов ЗПР, а вот новые учебники для начальных классов «Әліппе», «Ана тілі» для классов с казахским языком обучения, «Букварь» и «Обучение грамоте» для русских классов для детей коррекционных школ почему-то не предусмотрены. Например, в России есть Букварик для глухих школьников, который включает в себя разнообразный наглядный материал для обучения грамоте детей с нарушениями слуха. Все буквы и слова в учебнике сопровождаются дактильной азбукой и рисунками соответствующих жестов, — говорят педагоги начальных классов.
— И для учеников 5-11-х классов учебников для наших детей тоже нет, — поддерживают разговор учителя-предметники среднего и старшего звена.
Например, преподавателям физики, химии, математики, литературы, казахского, русского языков, истории и других предметов приходится самим адаптировать школьные программы, календарные планы и учебники для своих детей.
— Мы пересматриваем задания, упражнения, параграфы и упрощаем, сокращаем тексты. Делаем их понятными для наших ребят. Ведь они не могут решить задания, прочитать большие параграфы, которые даются для обычных детей, и мы подбираем задачи, примеры, правила под их индивидуальные особенности. Некоторые из них даже не могут запомнить простые буквы и цифры. И наша главная проблема – отсутствие адаптированных учебников и программ для учеников коррекционных школ, — поделились наболевшим физик Римма Бекенова и химик Гульяра Таукенова.
А ведь они также, как и другие школы, обучают детей по обновленной общеобразовательной программе, лишь с дополнением на коррекционные часы для развития слуха, звука и жеста дактиля. И ученики специальной школы тоже сдают СОРы и СОЧи.
Если вернуться во времена Советского Союза и вспомнить образовательную программу, то тогда были специальные учебники и своя коррекционная программа для глухих и слабослышащих детей. Может быть, стоит на основе советских учебников создать новые, казахстанские?
Справка.
Как сообщили нам в городском отделе образования, в конце учебного года общее количество детей с особыми потребностями в масштабе города составило 1202 ученика, из которых 623 ребенка посещают занятия в инклюзивных классах, 265 находятся на домашнем обучении, 292 — в классах ЗПР, 81 ученик нуждается в тьюторской поддержке. Что касается кабинетов инклюзии, то они работают в 10 городских школах.
Анжелика КИМ