Специализированная социализация
«Речь идет не о голом лозунге и праздничных мероприятиях. В первую очередь, для защиты детей со стороны властей должны быть приняты конкретные меры в направлении здравоохранения, образования, социальной поддержки. Гармоничное развитие и счастливое детство подрастающего поколения – наша общенациональная задача».
Касым-Жомарт ТОКАЕВ,
Президент Республики Казахстан
…Одиннадцатилетний Султан Мусагалиев родился раньше срока — в пять месяцев весом 700 граммов, столько же пролежал в кювезе для недоношенных детей в роддоме. Родителям малыша сказали, что он вряд ли станет здоровым ребенком, и советовали оставить его в социальном учреждении. Но папа и мама и думать об этом не хотели. В итоге врачи оказались правы: мальчик рос медленно, ничего не слышал, вследствие чего не развивалась и речь, а когда пришло время пойти в школу, Султану поставили диагноз ЗПР – задержка психического здоровья и глухота.
— Сначала мы отдали его в обычную школу, но после первой четверти учителя нам посоветовали отдать его в специальную, коррекционную, — рассказывает папа Султана Сабыржан.
Вот так ребенок попал в областную специальную школу, где в этом году окончил 4-й класс.
Сейчас Султан делает успехи, умеет читать, писать, речь стала более понятной, он даже увлекся футболом.
Директор областной специальной школы-интерната Ляззат Тулепова, работающая с детьми с особыми образовательными потребностями уже 25 лет, ставит передколлективом основную задачу – социализировать особенных детей к жизни.
— Наша главная задача – адаптировать и научить детей тому, чтобы они смогли учиться в обычной школе со своими сверстниками или по окончании школы смогли получать образование и дальше. И если наши ученики уходят от нас в обычную школу, колледж, мы радуемся, потому что это и есть наша победа и результат, — начала разговор директор. — Мы стараемся развивать в своих воспитанниках всесторонние знания и навыки, видеть их творческий потенциал. И в соответствии с этими задачами школа-интернат разработала комплексный план мероприятий, направленный на защиту прав детей, улучшение качества образования, повышение воспитательной работы, укрепление связи с родителями и улучшение материально-технической базы.
Поскольку спецшкола является государственным учреждением, основная плановая работа проводится на средства, поступающие из бюджета, а некоторые внутренние нужды спонсируются.
В настоящее время в областной школе-интернате обучаются 143 учащихся с нарушениями слуха, зрения и умственной отсталостью. В школе 27 учебных классов. Обучение ведется на казахском и русском языках. Дети в этой школе воспринимают учебную программу через зрение, слух и тактильно.
— У нас обучаются дети с различными диагнозами: нарушением слуха – 35 учеников, нарушением зрения – 40, с задержкой психического развития – 55, есть дети с ДЦП. Обучение проводится с нулевого по 11 класс.
Например, сейчас у нас открыт один нулевой класс с набором до 26 учеников. Интернат разделен на зоны для обучения слабослышащих, слабовидящих ребят и с задержкой развития. Все учебные кабинеты полностью оснащены по потребностям учащихся.
В настоящее время здесь работают 62 учителя, которые прошли специальные курсы. В коллективе также есть педагоги-сурдопереводчики, логопеды, дефектологи, психологи и социальные педагоги, — продолжает вводить в курс дела Л. Тулепова.
По словам руководителя, педагоги спецшколы используют на занятиях специальное оборудование, приспособления, тем самым, вызывая у ребят большой интерес к предметам. Например, благодаря необходимому оснащению их особенные ученики могут не просто прочитать, как устроен человек, но и увидеть это на манекене, а также они научились проводить различные опыты.
— Кроме того, совместно с казахстанскими учеными и партнерами, создавшими «Сезуал», наши слабовидящие дети осваивают новые тренажеры Брайля, что пробудило интерес ребят к учебе, подарило им новые возможности. Больше того, в целях выяснения потенциала этих устройств в адаптации детей к окружающей среде в интернат приезжали иностранные гости, которые смогли убедиться в успехе их применения. Коллектив и учащиеся школы провели с зарубежными представителями деловую встречу, в ходе которой им была продемонстрирована возможность освоить алфавит Брайля при помощи инновационного аппарата казахстанских ученых, — продолжает рассказывать директор.
Проводимая работа с учащимися позволяет раскрыть и индивидуальные способности каждого ученика, повысить его самосознание. В ходе обучения педагоги сначала сами овладевают инновационными технологиями, учатся правильному и грамотному их применению, а потом передают навыки своим ученикам. В соответствии с этими задачами всесторонне обсуждались планы предметных объединений, от каждого учителя требовалась творческая работа с новаторским подходом, тем улучшалось настроение учащихся, пробуждался интерес к уроку, укреплялось сотрудничество между учеником и учителем, повышалась эффективность урока.
— Наши учителя — логопеды, психологи, другие специалисты, которые проводят упражнения с детьми, применяют методики по социальной адаптации. Например, песочная терапия, водная терапия, суджок-терапия, литотерапия, игровая терапия и др. Эффективность такой работы в адаптации детей к социальной среде — высока. Каждый учитель старается подходить к учебному процессу творчески, используя новаторские идеи, тем самым пробуждая в них интерес к учебе. Есть в школе и «электронная библиотека», созданная в рамках проекта «Читающая школа».
Еще одним важным фактором является то, что данное учреждение старается распознать в каждом своем ученике склонности к творческим способностям. Школа работает по разработанной педагогическим коллективом авторской программе «Воспитание учащихся с особыми образовательными потребностями на основе национальных, человеческих ценностей с применением современных технологий». Здесь функционируют вокальные, хореографические, ремесленные, футбольные, теннисные кружки, танцевальная группа «Шаттык», где каждый ребенок, в зависимости от своих способностей, участвует в различных мероприятиях. И такие занятия дают свои результаты: в школе-интернате растут свои «звездочки». Так, ученик 4 класса Сагын Ерасыл является победителем XVIII республиканского фестиваля детского творчества «Жулдызай» в номинации «Вокал» среди младших групп. В июне этого года он выступил на гала-концерте, посвященном Международному дню защиты детей в городе Астане с участием звезд казахстанской эстрады. Ерасыл – слабовидящий мальчик, очень любит петь и занимается вокалом в стенах родной школы.
Педагог по вокалу Нурсулу Куанышкереева, рассказывая о своем воспитаннике, сообщила, что Ерасыл отличается хорошим музыкальным вкусом и мастерством владения звуковой и сценической культурой.
— Он выступает на всех школьных мероприятиях и занимается очень усердно.
У него очень выразительный голос, и на конкурс мы выбрали довольно сложную народную казахскую песню «Дайдидау», которую на всех своих концертах поет наш казахстанский певец с уникальным голосом Димаш Кудайберген. Эта же песня прозвучала на гала-концерте в Астане, но уже в исполнении нашего юного певца Ерасыла Сагына, — прокомментировала учитель специальной школы-интерната.
Качество, а не количество
Педагогический коллектив специальной школы, осознавая особенность своей деятельности, основное внимание уделяет качеству, а не количеству проводимых мероприятий. Работая с необычными детьми и их родителями, они стараются привлекать к этой работе и молодое поколение педагогов. Так, в этом году профессорско-преподавательский состав факультета «Инновационное образование» Атырауского университета им. Х. Досмухамедова ознакомился с работой школы-интерната, и студенты университета на их базе проходили производственную практику. Будущие специалисты познали, в каких условиях обучаются дети с особыми образовательными потребностями, увидели оснащение современных предметных кабинетов. Ознакомились со специальными тренажерами Брайля для слабовидящих, изучили пути обучения, воспитания, перевоспитания учащихся с нарушениями речи, предварительного страхования речевых нарушений, организации логопедической помощи.
— Между школой-интернатом и вузом был заключен договор на открытие филиала «кафедры психологии и педагогики» при областной специальной школе-интернате, где в дальнейшем будет увеличен масштаб работы в партнерских отношениях, а также возможность участия наших педагогов в научных исследованиях и изучении вопросов специального образования, — сообщила директор Л. Тулепова.
Большое влияние на повышение качества инклюзивного образования оказывает обмен опытом в повышении профессиональных компетенций учителей и решение инновационных проблем образовательного процесса. В связи с этим педагоги спецшколы в прошлом году приняли участие в заседании секции «Создание специальных условий и психолого–педагогической поддержки школьников в условиях дифференцированного обучения». Директор посетила международную конференцию «Внедрение в процесс обучения детей с ограниченными возможностями: история, проблемы и перспективы развития», которая прошла в Алматы, где выступила с докладом «Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями зрения».
Также на базе Атырауской школы-интерната был организован региональный инновационный форум на тему «Специальное и инклюзивное образование: на пути к переменам», в котором приняли участие директор республиканского национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования А. Кудеринова, заведующие районными отделами образования, директора школ, специалисты и учителя тифлопедагоги, дефектологи, логопеды, сурдопедагоги, педагоги-психологи из Актюбинской, Мангистауской, Уральской областей.
В ходе регионального форума участники ознакомились с учебно-воспитательной работой в школе-интернате, бытовыми условиями для учащихся, оснащением предметных кабинетов и специальным оборудованием. Также состоялся конструктивный обмен мнениями по приоритетным направлениям специального и инклюзивного образования, презентация результатов собственных педагогических исследований, инновационных поисков специалистов отрасли, пропаганда, распространение передовых педагогических идей, укрепление партнерского сотрудничества.
Педагогический коллектив не оставляет без внимания своих воспитанников и в каникулярное время. Для них организуются поездки на различные экскурсии, театры, выставки-концерты, музеи, спортивно-тренировочные центры, осуществляется перевозка на автобусах.
В соответствии с государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы школа в дальнейшем планирует модернизировать кабинет трудового обучения, пополнить материально-техническую базу в соответствии с требованиями специальной школы, привлекая в учебный процесс общество, родителей, готовых поддержать учеников с особыми потребностями.
Анжелика КИМ