ПРЕДЪЯВИТЕ… ДНЕВНИК!

Предъявите… дневник Социум

О некоторых особенностях езды школьников в автобусах

«Здравствуйте, уважаемая редакция! Я в который раз становлюсь свидетелем хамства и наглости кондукторов по отношению к школьникам. Кондукторы требуют с детей справки, а если у тех таковых нет, то требуют при всем честном народе показать дневник. Однажды женщина-кондуктор просто допекла девчонок (на вид, наверное, пяти-, шестиклассниц). Говорит, если не хотите показывать дневник, идите пешком (!). Мол, нечего тут ездить, обленились совсем. В моей семье тоже есть школьники, поэтому эта тема мне показалась актуальной, ведь школьный «сезон» только начался. Я думаю — а как же насчет безопасности, к примеру, неужели жалко кондуктору и водителю в целости и сохранности довезти школяров пару-тройку остановок, нежели те пойдут пешком через закоулки какие-нибудь, сокращая дорогу?!».

Вот такое письмо пришло в редакцию «Прикаспийской коммуны» от читательницы Нелли. Звонков с фактами неприязни кондукторов автобусов к школьникам, кстати, также поступает в «ПК» немало. Действительно, тема злободневная — начался новый учебный год, а это значит, что школьникам придется пользоваться общественным транспортом. Учитывая, что сегодня любой человек вправе выбирать себе общеобразовательное учебное заведение, да и школ, чего там греха таить, в Атырау не хватает, вот дети и колесят по всему городу.

Но не стоит повторяться и говорить избитую фразу: «Времена сейчас пошли такие, тяжелые». Пренебрежение к школьникам в общественном транспорте было всегда. К примеру, когда я ходила в школу, нас тихо ненавидели пассажиры. Портфели наши были огроменными, мы, учащиеся первых-пятых классов — неповоротливыми, шумными и надо было-то нам ехать всего две остановки. Это сейчас я думаю — вот нет, чтоб пешком пройтись! Но тогда, в детстве, это было непременным атрибутом — из дома до школы и до дома из школы — на автобусе. Так вот, на нас шипели пассажиры, да и кондукторы, что мы не снимаем портфели и тормозим движение в салоне, что нам ехать всего ничего, а занимаем мы половину автобуса. Но, правда, справку со школы или дневник кондукторы никогда не просили.

Справка докажет, что ты — школьник…

Сейчас почти все то же самое, только город «разросся», и школьникам приходится долго ехать, порой через весь Атырау, до пункта назначения. Итак, сегодня требование кондуктором со школьника справки, что он действительно обучается в школе, — нормальное явление. И требование дневника, кстати, тоже.

— Справка у каждого ученика школы должна быть, — говорит специалист городского отдела образования Жумазия Жолмуханова. — А как же, это ведь документ! Если же у ребенка нет справки на руках, он может предъявить свой дневник, также являющийся документом, удостоверяющим личность школьника.

По словам учителя начальных классов Гульшат Ахметовны, в их школе в начале года дают справки школьникам с фотографией, это является своего рода школьным билетом. С такой справкой ребята могут ездить бесплатно в общественном транспорте.

— Только вот не берут их в автобусы, — сетует мать ученицы Назарбаев Интеллектуальной школы в Атырау Нургуль. — Либо берут частично! Дочка жалуется постоянно, что автобусы №№ «4», «30А» либо игнорируют школьников, либо берут не всех. А представляете, каково зимой так стоять? Не у всех ведь родителей есть свои машины, и не у всех детей есть деньги на такси.

Понять кондукторов можно: маленькие салоны автобусов, много пассажиров, а от школьников никакой прибыли. Но человеческий подход ведь здесь необходим! Думается, если кондуктор с водителем хоть на миг представят, что и их дети могут оказаться в такой ситуации, они наверняка пускали бы в автобусы всех детей, без разбору, не требуя показать справку, дневник. Однако порой создается такое впечатление, что некоторые кондукторы просто вымещают все зло, накопившееся за день, на школьниках. «Подвинься, не стой в проходе!», «Не садись на свободное место, ты и так едешь бесплатно!», «Покажи дневник и учебник — докажи, что ты со школы едешь!». Вот буквально вчера при мне кондуктор автобуса начала одного школьника обыскивать. Пассажиры заступились за ребенка, стали возмущаться. Но та стояла на своем: заставила ранец открыть, показать дневник, учебники все листать начала, искала — за какой класс они! Мальчишка красный аж весь стоял!

— Так, конечно, тоже делать нельзя, — говорит психолог Гульжан Аубекерова, — даже при условии, что дневник — документ, удостоверяющий личность школьника. Может, ему неприятно то, что все — и кондуктор, и рядом стоящие пассажиры будут видеть его оценки. Это унижает личность ребенка.

Кондуктор кондуктору рознь

Но не все перевозчики такие. Как сказал представитель компании-перевозчика ТОО «Атырау такси» (обслуживает маршрут №7) Ерлан, по-человечески кондукторы не должны требовать со школьников дневник, справку. «Такого пассажира все равно видно невооруженным глазом — ранец, школьная форма. Да и учебный год начался, а это значит, что на протяжении всего школьного времени должны сами собой отпадать вопросы: «Где твои справка-дневник, школьник ли ты точно?» и прочее, — уверен наш собеседник. Очень бы нам хотелось, чтобы такого мнения придерживались все компании, занимающиеся пассажирскими перевозками в областном центре.

Впереди — слякотные осенние дни, зимние морозные вечера, и очень не хотелось бы, чтобы пассажиров-школьников игнорировал общественный транспорт. В противном случае придется ставить вопрос ребром перед городской администрацией с тем, чтобы крупные школы города обзавелись школьными автобусами. Насколько нам известно, в частных школах подобный подвоз школяров осуществляется. Либо в строгом порядке обязать всех городских перевозчиков беспрекословно возить школяров. Ведь множество несчастных случаев со школьниками происходит по той причине, что они не идут прямиком домой, а скитаются по городу. Но это уже другая тема для нашего материала.

ВСТАВКА

Депутат Мажилиса Светлана Романовская считает, что необходимо внедрить систему школьных автобусов по примеру западных стран. «Это очень хороший вариант, связанный, прежде всего, с безопасностью детей. Пусть они также будут платные, как обыкновенные, за счет потребителей. Но в то же время тот человек, который будет внутри, нес бы ответственность за безопасность детей», — прокомментировала Романовская.

По информации Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки, в Казахстане численность школьников составляет более 2,5 миллиона человек. Многие дети не обучаются в школах, находящихся по их месту жительства. Их доставку к школе и обратно обеспечивают родители, или учащиеся добираются самостоятельно на общественном транспорте.

 Надежда ШИЛЬМАН

 

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна