Про оренбургский пуховый платок, богатых сарматов и…

most peshehodnyj ural v orenburge 1 Социум

«Вы из Атырау? Ой, а я давно переехала из Караганды, но, как любой человек, скучаю по своей малой родине», – узнав, откуда я, разоткровенничалась завпроизводством фабрики оренбургских платков. Да! В рамках ознакомления казахстанских СМИ с торгово-экономическим сотрудничеством и приграничной торговлей РК и РФ мы побывали на нескольких предприятиях Оренбуржья по вязанию платков – тех самых, что легко проходят через кольцо! Это потом уже будет «визит» к сарматам, прогулка по исторической части Оренбурга, снимки у дома, в котором когда-то находился Киргизский центральный исполнительный комитет, и проба пельменей… с картошкой.

В первой части репортажа по Оренбуржью мы рассказали о взаимодействии оренбургских и казахстанских промышленных предприятий (см. «Оренбург – Атырау: точки соприкосновения» в ПК от 01.11.2022 г.). Сегодня позвольте продолжить и также поведать о торговых и культурных связях России и Казахстана. 

20221018 151533

Облако тепла

Про оренбургский пуховый платок всю жизнь знала благодаря советской певице Людмиле Зыкиной. Плюс дома имелась пуховая шаль, чем, в принципе, может похвастать почти любая семья. Честно говоря, по мне эти платки вроде как на один манер. Но после посещения двух фабрик знаю: истинная оренбургская шаль легкая-прелегкая, как пушинка. И узоры на ней – ажурные, красивые, словно рисунки морозные на окнах зимой.

В столице пуховязания – Саракташе (административный центр Оренбургской области), где неподалеку протекает река Сакмара, впадающая в Урал, нас ожидал коллектив компании «ОренбургШаль». В небольшом домишке расположились сотрудницы, обрабатывающие шерсть, которые продемонстрировали нам, как изготавливается пух, что потом передают непосредственно вязальщицам. Работа не из легких, кропотливая. Та самая уроженка Караганды – завпроизводством Ирина Болотова – показала нам счесанный с козы пух, в котором поначалу присутствуют различные фракции – пыль, сор, и все это перерабатывается вручную. После – стирка, затем сушка. Ирина Михайловна посетовала, что, в принципе, производство пуховых платков – дело трудоемкое и все время требующее сырья…

– …которое коза дает единожды в год – в феврале-марте. Поэтому   колесим по Оренбуржью в поисках козьей шерсти. Забираем   необходимый объем пуха в козьих племенных хозяйствах, а также на частных подворьях. Это – большая работа: физически трудно пройти такое количество домов – у кого-то полкило козьей шерсти, у кого 300 граммов, у кого 2 кг, – рассказала Болотова.

А нам все не терпелось понаблюдать за процессом непосредственно создания такой красоты – оренбургского пухового платка. Оказалось, что имеющиеся 350 мастериц вяжут у себя дома, им просто поставляют сырье.  Но все работы мы смогли посмотреть в том самом офисе-домишке. 

– Раскрою секрет: в Оренбурге из местного пуха мало кто вяжет. Одно время вязали на пухе из Саратова, Волгограда, что является грубым материалом. Порядка двух лет мы приучали наших вязальщиц вязать из оренбургского пуха, ведь сам навык был потерян. Теперь все в порядке, стараемся, – показывает на готовые платки Ирина Болотова, один щупаю руками: мягкий-премягкий!

А на другом предприятии «Оренбургские пуховницы» мне даже разрешили примерить такую красоту.

– Посмотрите, какая легкая вещь! – говорят супруги Абсалямовы, основатели предприятия, которому в этом году исполнился 21 год. Я накидываю – с вплетенными стразами! – платок и… не ощущаю его! Сфотографировалась, конечно, выставила снимок на своей страничке в соцсети и вот тогда почувствовала атыраускую любовь к платкам: «Надя, приобретите, пожалуйста, мне тоже платок! Моя мама такой очень любит!», «А вы долго будете в Оренбурге? Я вам переведу деньги, скажите только – сколько стоит, я очень хочу оренбургский пуховый платок!..» Таких сообщений поступало в дни моего пребывания в Оренбуржье немало. Но загвоздка: с собой у меня не было российских рублей, а переводы пока по РФ невозможны. Руководители двух упомянутых предприятий знают эту проблему и уже работают над ее решением. Пока же заказать можно, но только самовывозом.

– В 2019-м нам стало не хватать сырья. Мы забили тревогу. Вскоре получили грант от правительства Оренбургской области и, добавив свои средства, начали развивать козье хозяйство. Три года назад у нас было 1 000 голов, а сегодня – в два раза больше! Вот так, представляете, растишь, растишь козу, но лишь один раз в год она дает шерсть, с нее выходит 300 граммов пуха, и свяжется всего два платка. Поэтому оренбургская пуховая шаль априори не может быть дешевой, – говорит Альбина Абсалямова. Ее супруг – Фаиль Абсалямов  – продолжил дело своего отца, который занимался   еще при Союзе заготовкой пуха для легендарной оренбургской фабрики пуховых платков, а его мать тоже в то время вязала пуховые платки и паутинки. Она смогла передать свое дело внукам, младшая дочь Абсалямовых вяжет с шести лет! Супруги   вспомнили о самом необычном недавнем заказе: связали платок 2 м на 2 м в виде политической карты.

Из Казахстана часто просят связать эксклюзивный платок на беташар, на свадьбы, юбилеи, – говорят Абсалямовы. Платки стоят от пяти тысяч, и можно сказать до бесконечности, в зависимости от вкуса заказчика, но средняя цена – 11 тысяч рублей, – пояснили пуховницы.

Дешевые платки – это узбекский контрафакт. В принципе, в Узбекистане тоже козы, но тамошняя порода имеет грубое волокно, и соответственно узбекские пуховые платки сразу видно: они тяжелые, жесткие, кусачие. Минувшим летом, направляясь на поезде к родным в Краснодар, на станции «Сальск» заметила торговок пуховыми платками по три тысячи российскими. Тогда они мне показались невзрачными на вид, тяжелыми. Так вот пуховницы из Оренбуржья говорят: скорее всего, подделка под оренбургский пуховый платок. Настоящий же опробовала у Абсалямовых лично: через кольцо прошло!

pravitelstvo

По историческому Орину

Что я все о платках, наверное, мужчины-читатели уже заскучали? В пресс-туре по предприятиям для нас выкроили время и провели    по достопримечательностям Оренбурга. Мы посетили мост, разделяющий Европу и Азию (для меня, правда, это оказалось не так удивительно, как для моих коллег, ведь в Атырау есть такой мост, но в целом, конечно, интересно) – для туристов предусмотрен фуникулер, чтобы смогли отправиться из Европы в Азию и наоборот  – не вплавь, а по воздуху. Жаль, дорога совсем скорая: Урал в Оренбурге, как мне показалось, гораздо уже, чем наш. В целом погода нас, можно сказать, баловала, в Орине – так коротко называют свой город оренбуржцы, стояла багряная осень, был легкий ветер, мы смогли вдоволь нагуляться и сделать снимки на память.

Экскурсовод рассказала журналистам о ряде зданий, представляющих историческую ценность: например, дом, что по Советской, 2. На нем висит яркая табличка: «В этом здании с 1920 по 1925 годы находились центральный исполнительный комитет и Совнарком Киргизской (Казахской) АССР». Объект под статусом культурного наследия федерального значения и отлично сохранен! Ценность историческая велика: изначально в здании 1821 года постройки находился дом военного губернатора, в котором Тарас   Шевченко, будучи в Оренбурге в ссылке, писал портрет жены оренбургского военного губернатора В.А. Обручева. Позже разместились казённая палата и губернское казначейство. В 1920-1925 годах, когда Оренбург на короткое время стал столицей Киргизской АССР, здесь работал председателем Совнаркома казахский писатель и государственный деятель Сакен Сейфуллин, в аппарате Совнаркома был известный советский писатель и учёный Мухтар Ауэзов. А в 1926-1927 гг. в этом здании трудился   инструктором Оренбургского Укома комсомола великий татарский поэт Муса Джалиль, погибший в плену в берлинской тюрьме Моабит в годы Великой Отечественной войны и ставший посмертно Героем Советского Союза.

20221018 175030

К кочевникам

Увлекательным оказалось посещение губернаторского музея, где хранится наследие сарматов. Как известно из школьных учебников по истории, в первом тысячелетии до нашей эры и в первых веках нашей эры на просторах Великой Степи располагались племена сарматов и скифов. Ученые полагают: это были потомки племен андроновской и срубной культур. Степи Южного Приуралья, где проходила граница распространения этих культур, взаимоконтакты между ними были зоной активных этнических процессов, в результате которых сложился сарматский мир. Термины «сарматы» и более ранний «савроматы» – собирательные, обозначают обширную группу родственных племен ранних кочевников.  

Экскурсовод губернаторского музея рассказала о ряде ярких раскопок археологами Оренбуржья, «клад» которых сейчас находится в экспозициях музея. Недавно недалеко от Оренбурга был найден царский курган  – земляная насыпь достигала до 10 м в длину, диаметр – до 29 м. В кургане обнаружили цельно литую гривну, наконечники «кошачьи хищники» не были припаяны, то есть вся конструкция была сделана как единое целое. Носили гривну на шее не только мужчины, но и женщины, что было признаком определенного социального статуса. Сарматы создали свой уникальный скифо-сибирский стиль: любили изображать кошачьих хищников и зверей вообще. Височные подвески, подпружные кольца, с помощью которых запрягали лошадей, гарнитуры – височные подвески, шейные украшения, нашивки разнообразные на одежду – все это мы увидели в музее.

20221018 124527

Тут экскурсовод указала нам на бронзовый бюст женщины, несколько с тревогой смотрящей вдаль. По словам спикера, археологи и краеведы отлили такой бюст и точно изобразили женщину-сарматку.  

Ей здесь на вид около сорока лет. И эксперты считают, что у нее  черты лица осетинки, – отмечает экскурсовод.

Мы смотрели на экспозиции, слушали гида и понимали: какие же сарматы были мощные люди! И до чего же богатые. Говорят, в начале девяностых немало было охотников до курганов, которые, узнав, что в том или ином месте очередные раскопки, буквально налетали на курганы и грабили – до того ценные были захоронения!

Нас ждал еще один культурный объект – музей имени известного политика Виктора Черномырдина, уроженца села Черный Отрог Оренбургской области. В музее, что содержит семья Черномырдина, – вся история не только российского политика, но и истории сначала СССР, а затем России. Причем, подача креативная:   все памятные даты истории России, Союза выполнены на… полу. Интересная деталь, которая точно привлечет молодежь: вот ты идешь и видишь надпись «1378. Битва на реке Воже», затем «1380. Куликовская битва», «1382. Хан Тохтамыш сжег Москву» и так далее. Хороший опыт!

Одна из экспозиций посвящена высказываниям Черномырдина, и там собирается обычно немало посетителей: «Хотели, как лучше – получилось как всегда», «Здесь вам не тут!», «Надо же думать, что понимать» и прочие крылатые фразы. В музее – вся жизнь Черномырдина – начиная от воссоздания гостиной в простой русской избе, с деревянной люлькой и телегой, и заканчивая его рабочим кабинетом. Собраны все газетные вырезки, видео его выступлений, а в так называемом цокольном помещении – раритетные машины, в которых ездил отец Черномырдина (простой казак, работал шофером), сам Виктор Степанович.

А еще мы пообедали по любимому черномырдинскому меню, из чего я сделала вывод – как же прост был политик: наваристый борщ, пирожки со свеклой (с детского сада их помню!) и пельмени с картошкой.

– Почему пельмени? Вареники ведь? – недоуменно спросили мы.

– А у нас в Оренбурге все так говорят – пельмени с картошкой или пельмени с мясом, – пояснили нам оренбуржцы. – А что, в Атырау как-то по-другому?

Тема сарматов нам, представителям Атырауской области, тоже очень близка: по словам ученых, они населяли западные регионы нашей страны в VII-IV веках до нашей эры. Памятники племени сосредоточены в долинах рек Урал, Илек, Эмба. В Атырау время от времени приходят новости от археологов о находках того периода. Например, в прошлом году экспедиция Атырауского университета имени Х. Досмухамедова при раскопках на участке Каракудук Мукурского сельского округа обнаружила могилу трех воинов-сарматов с оружием: копья, ножи на поясе, коробка со стрелами и точила. Курган был не разграблен, все сохранилось. Возможно, они погибли в бою, и их похоронили вместе. В Миялы раскопали курган эпохи племён сарматов, в насыпях обнаружено свыше полутысячи находок, относящихся ко II веку до нашей эры: предметы домашней утвари, орудия труда и украшения. Также найдены останки древних людей, живших в IХ-Х веках нашей эры.

Изучая золотые украшения, принадлежавшие воину, ученые делают выводы, что на Западе Казахстана жили искусные ювелиры.

Атырау – Оренбург – Атырау

Надежда ШИЛЬМАН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна