СоциумОбщество

Тихие герои чистоты

Как часто мы задумываемся о том, кто поддерживает чистоту в Атырау? «ПК» провела один день вместе с работниками спецавтобазы и узнала, какой тяжелый труд лежит за привычным вывозом мусора и уборкой улиц.

Начало рабочего дня в спецавтобазе словно мини-спектакль, с тщательно отработанными репликами и движениями. В шесть утра, когда город еще дремлет, водители мусоровозов уже в полной боевой готовности. Пришла ради репортажа в такую рань и я. Директор предприятия Алмас Изтлеуов провел индивидуальную экскурсию, маршрут был прост: диспетчерская, отдел санитарной очистки города, знакомство с тремя главами отделов, стоянка с 23 мусоровозами и медпункт.

— Сначала, когда я только пришел в спецавтобазу, подумал: «Тракторы-то старые, надо бы их списать». Но, оказалось, что они — самая надежная техника! Почему? Есть участки: дачные, сельские, да даже некоторые городские, где асфальт отсутствует начисто. Чуть дождик прошел, почва раскисла, и мусоровоз там застрянет. А вот трактор идет как танк хоть по грязи, хоть по бездорожью, — говорит с улыбкой Алмас Юмашевич.

Пока мы прогуливались по базе, мой взгляд упал на ряд контейнеров. Я спросила у Алмаса Изтлеуова, почему они находятся здесь, а не в городе. Как оказалось, здесь стоят сломанные или только что собранные баки. Если колёсико оторвано или бак поврежден, его не выбрасывают, а ремонтируют и снова отправляют на улицы, словно ветеранов, готовых к новому «трудовому подвигу». Всего в городе их около 900 штук.

Дальше для себя отмечаю факт медосмотра водителей. Медики каждому измеряют давление и проводят алкотест, совсем как у дорожно-патрульной службы. Медсестра отмечает, что «сейчас уже не модно выпивать», поэтому случаи прихода на работу в нетрезвом состоянии сильно уменьшились. Но правила есть правила, тест проходят в обязательном порядке. В редких случаях обнаружения последствий выпивки водителя отправляют домой.

На спецавтобазе установлена собственная заправочная станция, что значительно удобнее и эффективнее. Раньше сотрудникам выдавали талоны на бензин, но при этом было меньше контроля, тратилось время, талоны на горючее могли «потеряться». А теперь всё просто — заправился и поехал. На случай внезапного отключения электричества приобрели аварийный генератор, так что перебоев со светом здесь не бывает!

Удивительно, как много работы проходит за кулисами. Вы думаете, мусоровоз просто приезжает и увозит мусор? Нет, участвуют не только водители, но и вся команда диспетчеров, механиков и даже начальников — каждый день в строгом соответствии с планом и при непосредственной координации с центра.

Словом, всё начинается с диспетчерского отдела.

anu 8126

Центр управления…мусоровозами

Диспетчерский отдел спецавтобазы словно центр управления полётами, откуда ведется контроль над мусоровозами, курсирующими по городу. Как объяснил диспетчер, каждое утро начинается с распределения задач: водитель получает маршрут на планшет с указанием точек, времени и даже фото до и после уборки.

— Я создаю маршрут для водителя, добавляю технику, выбираю район. Потом всё это отображается на его планшете, и он может сразу приступать к работе, — поясняет начальник службы эксплуатации Алишер Нуруллин. Он работает здесь уже 10 лет, что, кстати, любопытно, многие, с кем мы пообщались за время, проведенное на спецавтобазе, имеют именно такой стаж.

— Летом, когда мусора особенно много, приходится дорабатывать и ночью, чтобы город просыпался чистым, — делится Алишер.

Работа диспетчеров — это не только маршруты, но и общение с горожанами. По единому номеру можно связаться с диспетчерской службой, абонентским отделом, бухгалтерией и другими службами.

— У нас есть чаты, где ежедневно разбираем проблемы, поступающие от горожан, и направляем водителей в нужные районы, — добавляет диспетчер. Сложности возникают, когда мусоровозы не могут проехать к контейнерам из-за парковки или строительных отходов, оставленных жильцами.

— Бывает, подъезжаешь, а к контейнеру не подобраться: то машина припаркована прямо перед баком, то строительный мусор рядом свалили, для наших грузчиков это основная проблема, — продолжает Алишер. В таких случаях водители приспосабливаются, чтобы найти время, когда контейнеры доступны, — рано утром или днём. Диспетчеры выдают шоферам путевые листы, а каждый экипаж получает специальный планшет с маршрутом. Эти устройства работают по принципу «сфотографируй и покажи»: водители фиксируют контейнеры до и после уборки. Впечатление такое, будто не спецавтобаза, а полиция — только здесь «арестовывают» мусор, а не преступников.

Для решения проблем у диспетчеров есть общий чат с водителями мусоровозов, начальниками участков и бригадирами, где сотрудники сообщают о трудностях:

 — Все находятся на связи, и если у кого-то освобождается машина или нужна помощь, мы быстро реагируем, — рассказывает Алишер.

Жизнь с высоты мусоровоза

Погрузиться в мир работы водителя мусоровоза — это как заглянуть за кулисы городской жизни, увидеть, как на самом деле поддерживается чистота на улицах. Меня посадили рядом с опытным водителем Боранбаем Кусайновым, и мы отправились в рейс. Наш маршрут пролегал по улицам Канцева, Дружбы и по территории драматического театра — все привычные места, но теперь я увидела их с другой стороны. Кстати говоря, забраться в мусоровоз — задача не из легких, ведь машина высокая. Но оно того стоит: открывается отличный вид, и чувствуешь себя настоящим повелителем мира! После этого сидеть в обычной легковушке кажется даже немного странным. По дороге водитель делился своими наблюдениями. Представьте: почти 10 часов за рулём, 13-15 точек за день. Это не так просто, как может показаться. В среднем в мусоровоз помещается 5-6 тонн мусора.

— После выходных такие завалы, что хоть вручную разгребай. В субботу и воскресенье люди отдыхают, мусор быстро накапливается, — смеётся Боранбай, но как-то с ноткой усталости в голосе: приходится прилагать все усилия, чтобы успеть всё убрать.

А в праздничные дни водители выезжают пораньше — в 5.00 — 5:30 утра, чтобы не мешать людям. Я спросила Боранбая, насколько изменились условия за последние годы. Он сразу заметно оживился:

 — Новые машины, новые контейнеры — раньше всё было гораздо более старым и сложным. Контейнеры были квадратными, а сейчас они более удобные и современные, нам легче.

Быть водителем мусоровоза — это не только физический труд, но еще и общение с людьми. Рассказывает, что некоторые понимают и уважают его работу, даже благодарят, а кто-то просто говорит: «Это же твоя работа, забирай, что тут такого!».

— Иногда люди даже не удосуживаются донести мусор до места. Контейнер стоит пустой, а рядом куча мешков. Смотришь и думаешь: ну почему так? – с горечью добавляет Боранбай Кусайнов.

«Трудно, когда работу не ценят»

А вторую половину дня я провела с уборщиками, которые отвечают за чистоту в самых разных уголках города. Снова я оказалась в диспетчерской, как раз сломалась машина, и Алишер Нуруллин разделил точки на другие мусоровозы. Здесь меня уже прикрепили к начальнику участка Альвию Брекешеву, который показал район Аэропорта, Жумыскер-1 и Жумыскер-2 и до поселка Еркинкала. И я воочию убедилась, что это не просто уборка мусора, а настоящее ежедневное сражение с небрежностью и беспорядком.

Альвий трудится в спецавтобазе уже более 10 лет. Говорит, что привычка к трудностям у него сформировалась давно, и никаких проблем уже не боится.

 — Люди часто не понимают, что эта работа требует терпения и ещё раз терпения, — улыбается Альвий, везя меня на первую точку.

Самое тяжелое, говорит собеседник, не физический труд, а отношение со стороны некоторых жителей. Они спокойно выбрасывают мусор в неположенных местах, оставляют старую мебель, бросают отходы рядом с контейнерами.

— Вот и ходишь, собираешь. Люди, конечно, кричат: «Деньги за это получаешь!». А про уважение к нашему труду забывают, — добавляет он. К своим подчинённым он относится с большой заботой. — Мы, как солдаты, приказали — исполняем. Просто идешь и делаешь, даже если тебе что-то не нравится.

У каждого района есть свой бригадир и своя команда, знающая свой «фронт» от и до.

— Я работаю здесь уже около 15 лет и считаю это своим делом. Ежедневно собираем отходы по всему микрорайону Жумыскер. Просим всех жителей заботиться о чистоте и поддерживать наш город в порядке. Со своей стороны стараемся выполнять свои обязанности, работаем честно и ответственно, — говорит бригадир Нургуль Бакарова.

Работа тяжелая, но она их держит вместе. И, несмотря на все сложности, Альвий гордится тем, что он — часть этой команды:

— Я мог бы давно уйти, но зачем? Здесь у нас всё по совести. Руководство хорошее, всегда поддержит. А уж если работаешь честно, значит, и сам остаёшься человеком.

…Мы привыкли видеть чистые улицы и пустые контейнеры, редко задумываясь, сколько труда стоит за этим. Поддержание чистоты города — это не просто работа, а ежедневная борьба с небрежностью и рутиной. И хотя труд уборщиков, водителей мусоровозов не всегда заметен и оценен, они продолжают делать свое дело с удивительным упорством и даже с улыбкой.

Алёна СОЛОДОВНИКОВА

Статьи по теме

Back to top button