Маленькие пассажиры и большие проблемы

На днях нам позвонил читатель и с горечью поведал вот какую историю: «Мою дочку-третьеклассницу сегодня чуть не выссадили с автобуса. Она ехала со школы домой на маршруте №4. Это была среда, то есть рабочий день. И безо всяких вопросов понятно, что она – ученица. Но к ней начала приставать кондуктор. Сначала просила плату за проезд. А когда услышала ответ дочери, мол, какой проезд — школьница же, очень грубо начала требовать любой документ, удостоверяющий то, что она на самом деле таковой является! Велела показать… дневник! Только после этого кондуктор успокоилась и больше не стала приставать. Но дочка пришла домой вся расстроенная. И такое уже не в первый раз происходит. Знакомые тоже рассказывали, как издевательски обращаются в общественном транспорте кондукторы с их детьми-школьниками, часто просят с них полстоимости проезда, а в выходные и все 45 тенге, хотя, вроде, говорилось о льготном проезде для учащихся школ? Что такое происходит, неужели нельзя урегулировать среди всех водителей и кондукторов этот вопрос? Почему дети должны выслушивать оскорбления и бояться кондукторов? Помогите разобраться в этом вопросе!».
Читатель, представившийся Нурланом, на самом деле, обнажил большую проблему — школьники и общественный транспорт. Прошёл почти месяц с начала нового учебного года, а практически каждый из пользующихся ежедневно общественным транспортом горожан уже становился свидетелем неприятных сцен, когда водитель старается закрыть дверь перед носом прибежавшего к автобусу школьника, или кондуктор требует плату за проезд с ученика. 
Родителю слышать от своего отпрыска рассказы о грубости в автобусах со стороны кондукторов, конечно, очень больно. Некоторые даже дают детям деньги и просят, чтоб те платили всю стоимость проезда, лишь бы к ним не приставали в автобусах. Но это тоже не дело! Тем более, как удалось узнать, с атырауских учеников требовать плату за проезд в период ВСЕГО учебного года перевозчики не имеют права.
ПОКАЖЕШЬ ДНЕВНИК – ПОЕДЕШЬ НА АВТОБУСЕ
Начнем с того, что проезд школьника, почти также, как и питание – главный и всегда почему-то злободневный вопрос. Ежегодно школьники, особенно младшеклашки, испытывают негатив по отношению к себе со стороны кондукторов и водителей. Например, в позапрошлом и прошлом годах учащихся младших классов либо не сажали в автобусы вообще, либо очень придирались насчет рюкзаков, которые мешают другим пассажирам. Последнее ещё можно понять: наполненные ранцы действительно создавали неудобства другим следующим в автобусе людям (да и сейчас это иногда происходит). Но можно же вежливо попросить снять и взять в руки сумки. Нет, будут хамить и грубить, а то и покрикивать на бедных юных пассажиров.
В один год, помнится, со школьников требовали обязательно носить с собой справку, в которой указано, в какой школе и в каком классе ученик учится. Только при предъявлении оной юный пассажир не платил за проезд.
Нынче, не успел учебный год начаться, как в редакцию посыпались жалобы на перевозчиков. Вновь кондукторы «наезжают» на пассажиров-школьников. Вот еще одна история, рассказанная читательницей Мариной Я.: «Недавно с моим племянником случилась неприятность: он учится в трёхсменку и ему приходится ездить из Привокзального в европейскую часть города. Едут, значит, они с одноклассником домой с учёбы, и тут кассир в автобусе начал требовать с них заплатить за проезд. Пацанята сказали, что они школьники, и вроде бы положен бесплатный проезд, но кондуктор оказался черствым и бессердечным и молвил: у вас вид, как будто вы не из школы (мальчики не переоделись после «физры» и ехали в шортах и футболках), платите. Племяннику с другом пришлось доказывать – они показали в дневнике расписание уроков и время на часах – всё было в их пользу. Кондуктор от злости только губы кусал. А представьте состояние школьников – может, им было неприятно демонстрировать на весь салон автобуса свои отметки… Да и вообще, какое имеет право какой-то кондуктор требовать, если подумать, документ ученика?!».
Хорошо бы этот момент взять на вооружение департаменту по защите прав детей. Думается, здесь есть, над чем поработать, по крайней мере, можно провести исследование по этой проблеме.
Немало водителей автобусов просто игнорируют школьников, и ещё издали завидев юных атыраусцев с ранцами на спинах, с ветерком проезжают мимо (в точности почти также одно время поступали с пенсионерами). Ладно, сейчас начало осени, тепло, а потом что будут делать ребята, вынужденные ездить учиться вдали от дома, глубокой осенью, когда ветрено и сыро, и зимой, в стужу и крепкий мороз?!
ОНИ ДОЛЖНЫ ЕЗДИТЬ БЕСПЛАТНО!
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан «Об образовании» местный исполнительный орган вносит предложения в маслихат о льготном проезде обучающихся на общественном транспорте, а местные представительные органы принимают решение о льготном проезде учащихся.
Вот какие слова привели в городском отделе пассажирского транспорта: «Проезд в воскресенье для школьников платный и составляет 45 тенге. Это связано с тем, что никаких компенсаций для перевозчиков за проезд для льготных категорий населения в бюджете не предусмотрено. По договоренности перевозчики бесплатно возят школьников с понедельника до субботы включительно».
Как сообщил нам Курмет Базарбаев, начальник эксплуатации ТОО «Батыс Транспорт СИМ» (один из главных перевозчиков в Атырау), в учебное время всех школьников в общественном транспорте должны провозить бесплатно. Исключение составляет лишь воскресенье. «А если ученик в воскресенье отправляется на общественном траспорте на занятие в какой-нибудь кружок, он должен показать кондуктору справку об этом, и не будет никаких вопросов, он сможет ездить бесплатно».
А вот какое мнение высказала нам на этот счёт Татьяна Амангалиева, начальник отдела по воспитательной работе и дополнительному образованию областного управления образования: «Провоз учащихся должен быть бесплатным и в выходные дни. Потому что у ученика в это время тоже возможны какие-то факультативные занятия, секции, кружки, да мало ли что может быть, поэтому не стоит нашим перевозчикам быть такими строгими. Лучше бы позаботились о вместительных автобусах в городе!..».
Ещё один перевозчик в городе – ТОО «Атырау-такси» — тоже сообщил, что льготы для школьников в их маршрутах (основной — №7) сохранены, в учебное время учащиеся могут ездить бесплатно. «А вообще, всем действующим перевозчикам следует собраться, обсудить и прийти к какому-то единому решению в данном вопросе. Потому что на самом деле спорных моментов в связи с перевозкой учащихся как в каникулярное, так в учебное время года – множество», — сказали в администрации ТОО.
Получается, что и руководство «Батыса…», и «Атырау-такси» не могут справиться с кондукторами – иначе отчего бы тогда горожане стали жаловаться на их грубое и несправедливое отношение к школярам в дни школьных занятий? Так может посоветовать перевозчикам провести «сход» кондукторов и «вдолбить» тем, наконец, правила перевозки такой категории населения, как школьники?! Уточним, тем кондукторам, которые грубят, хамят, не хотят входить в положение самих школьников, которые ведут себя так, будто у них никогда не было своих детей-школьников, или они сами после рождения сразу же стали взрослыми…
Кстати, иногда бывает и так, что кондукторы по виду школьников определяют – платить им или нет. Часто пристают к учащимся 7-9 классов, не веря, что те – ученики. С этим тоже сколько уже нервов потрепано школьникам. В этой связи хочется заметить, что в Караганде аналогичный вопрос решили так: в новом учебном году проезд в общественном городском транспорте для учеников 1-8 классов — бесплатный. Учащимся 9-11 классов, учащимся ПТШ, лицеев, колледжей (на базе 9 классов с первого по второй курсы) — месячный проездной билет (оплата наполовину меньше, чем для обычных пассажиров). Думается, сему примеру стоит поучиться и нам.
ШКОЛЬНЫЕ АВТОБУСЫ – РЕАЛЬНО ЛИ?
Когда я сама была школьницей, помню в нашу школу №18 часов в 5-6 вечера заезжал автобус, забирал ребят, проживающих в другой черте города. Автобус был, что называется, муниципальный, но вот такое благое дело совершал. Почему сие не проделывать теперь нынешним перевозчикам, почему этот вопрос не проработать в школах, ученики которых живут далеко от альма-матер? Обсудить это с родителями, заключить договор с предприятием-перевозчиком, зато дети не будут страдать.
Хорошо бы, конечно, каждую среднюю школу обеспечить автобусом, который бы развозил по домам школяров. А что, подумайте, господа директора, может получится — вот примеры, как с этим обстоят дела в соседних государствах.
В рамках региональной программы “Школьный автобус” республика Мордовия (Россия) закупила 31 школьный автобус марки ПАЗ для обеспечения школ специальным транспортом для перевозки детей. Интересно, что салоны автобусов оборудованы именно для школьников. В частности, в салоне каждого автобуса установлены кнопки экстренной связи с водителем; багажные полки для ранцев (удобно!), а рабочее место водителя оборудовано наружной и внутренней громкоговорящей установками. Специальные устройства препятствуют движению, если двери открыты (что очень часто наблюдается в Атырау практически во всех автобусах) и ограничивают скорость движения до не более чем 60 километров в час.
И правительство Украины утвердило программу “Школьный автобус”. Координация работ, связанных с ее выполнением, возложена на Министерство образования и науки Украины. Организация регулярных бесплатных перевозок учеников в места обучения и домой является составной частью обеспечения реализации прав граждан на получение общего среднего образования.
Вот уже восемь лет на Курганском автобусном заводе работают по всероссийской программе “Школьный автобус”. В рамках Президентской программы “Дети России” была усовершенствована конструкция автобуса в “школьном исполнении”. Интересно, что к настоящему времени КАВЗ осуществляет поставки “школьных” автобусов в 18 регионов РФ, а также выполнены первые, пока небольшие, заказы для Республики Беларусь, Украины и Казахстана.
…И всё же пока у нас нет школьных автобусов. Имеется только общественный транспорт для всех слоев населения, в том числе и для школьников. И хорошо бы администрации перевозчиков позаботиться о безболезненном проезде для школяров. По крайней мере, они учиться едут, а не на танцы, как говорится. И, если посчитать, за один рейс одного определенного маршрута не так уж и много этих самых маленьких пассажиров «катается». Во всяком случае, им приходится это делать – в толкучке автобусной, да ещё и в час пик, не очень-то охота ежедневно «тусоваться»…

Надежда ШИЛЬМАН

One thought on “Маленькие пассажиры и большие проблемы”

  1. Я КОНДУКТОР автобуса! И не говорите «Какой-то кондуктор»!
    Извините пожалуйста но действительно отличить школьника от студента действительно очень тяжело. Ученики с 9 по 11 классы,некоторые, очень даже вульгарно выглядят. На руках телефоны по 80-90тыс, очень даже не ученический макияж! Они больше похожи на людей которые собрались не в школу а в театр. Почему вы всю свою злобу вымещаете на нас? Куда смотрят учителя? Куда смотрите вы РОДИТЕЛИ? Вы что утром не просыпаетесь когда ваше ВОТ ТАКОЕ ЧУДО Уходит в школу?
    Какой ученик возвращается из школы, подготовки к ЕНТ, с кружков в 9 вечера с подругой и без родителей? Если в такое время суток зимой ваше чудо может ходить на улице в 9 вечера я думаю это уже не ребенок и бесплатный проезд ему уже не светит!!!

Comments are closed.