Религия

УБЕРЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ ШАГА В ПРОПАСТЬ — ЗАДАЧА СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА

В своей статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президент отмечает, что молодежь все чаще становится «добычей» религиозных сект и экстремистов. К сожалению, последние события, происходящие в Атырауской области, это подтверждают.
Почему так происходит, почему именно молодые люди чаще всего попадают в «радикальные сети», и кто может спасти детей от необдуманного, порой, рокового шага — об этом наш непростой разговор с главным специалистом Центра помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат», теологом Ашабаем Медетовым.
— Какова причина того, что молодежь попадает в руки непонятных «шейхов», которые одурманивают им разум и используют ребят в своих корыстных целях?
— Каждый попадает по разным причинам. Но, как показывает практика, большей частью эта та молодежь, которая тянется к религии, интересуется ею. Иногда их зазывают друзья. Или же они встречают человека, который, на их взгляд, подсказывает им значимость ислама, «цепляет» какими-то речами, поэтому они считают этого человека авторитетом по данному вопросу и уже никого не слушают.
— Почему молодежь стала интересоваться религией именно в последние годы?
— Факторы могут быть разными. Возможно, играет роль недовольство социальным положением, уровнем жизни, окружением, обществом, семьей. Сами знаете, не так давно у нас такого интереса к религии не было. Ее в советское время вообще «затушили», и доступа к ней не было. А сейчас любая религия очень доступна. И молодежь тянется к ней. Возможно, так подростки и юноши пытаются привлечь к себе внимание, выразить свои чувства или как-то определиться в обществе. Как правило, люди попадают в нетрадиционные религиозные течения именно в сложный период жизни, когда есть особая нужда в вере. Например, большинство попадают в секты во время финансового затруднения. А в «общине» им помогают, решают проблемы.
— Любопытство играет здесь роль?
— Не исключено. Но люди, которые на самом деле ищут духовность, в сектах долго не задерживаются, потому что у сектантов нет духовности вообще. У них такое понятие: ислам — это значит намаз. На этом вся религия у них и заканчивается. То есть то, что есть в исламе вне намаза, а это огромный мир, для них не имеет значения. Например, уважение к старшим, нравственность, воспитанность — для них это неважно вообще. Это, по их представлениям, не ислам.
— Отсюда вытекает логический вопрос, а что же такое ислам?
— Ислам — это не просто религия, которая ограничивается походами в мечеть или намазами. Это образ жизни. Ислам практически одна из немногих религий, которая регулирует жизнь человека от рождения до самой его кончины — образование, обучение, воспитание, жизнь в обществе. В исламе можно найти ответы на все вопросы. Допустим, зачем Всевышний нас создал. В одном из аятов говорится, что человек создан в самом прекрасном виде, а потом опущен на самое дно, и тот, кто уверует, вновь возвысится. Это суть нашей жизни.
— Но, по понятиям экстремистов, можно возвыситься за счет самоубийств и убийств…
— Это совершенно не правильное, искаженное представление, которое навязывают несмышленым молодым людям. Их убеждают в этом. Есть такое понятие как буквализм. Буквализм у представителей радикально настроенных групп присутствует везде. Например, читает человек намаз, значит, он мусульманин, не читает, значит, не мусульманин. Сектанты убеждают своих последователей в том, что они должны хоть что-то сделать, чтобы народ «образумился», чтобы привести людей к исламу, чтобы распространить везде ислам. По их теории, это можно сделать только через джихад. Они прикрываются этим словом, трактуют его как «война». Но это не так.
— Что же такое джихад?
— Джихад — значит, всеми силами распространять религию. Но когда в Коране Всевышний Аллах нашему Пророку говорит, как распространять религию, он подчеркивает, что призывать нужно именно добрыми действиями и хорошими преданиями и сражаться с неверующими самым лучшим путем. А самый лучший путь — это мирный путь! Слово «сражение» в данном контексте не значит война. Они опять-таки все это воспринимают буквально. К примеру, нигде в Коране не написано, что надо убивать неверующих. Если бы это было так, то Пророк не пытался бы распространять ислам, не пытался бы призывать неверующих принять ислам, а просто бы начал их убивать. Это вообще в корне неправильная идеология и неправильное отношение к исламу. Ислам — это религия, которая несет мир. Наш Пророк описывал мусульманина так: «Настоящий мусульманин тот, кто не навредит ни языком, ни своими действиями другим людям».
— Если все так просто, почему происходит наоборот?
— Одна из больших проблем в религиозной необразованности. Если бы люди элементарно ознакомились с жизнеописанием нашего Пророка, то многое бы для себя открыли. Например, поняли бы, как Пророк относился к иноверцам, поняли бы его тактику в распространении ислама. Его родной дядя, брат отца, не был мусульманином. Но он защищал своего племянника, нашего Пророка, всю жизнь, до самой своей кончины. Ислам дядя так и не принял. Учитывая позицию нынешних «верующих», получается, что Пророк должен был обрубить все концы с родственником. Либо убить его. Но он этого не сделал. До конца он был рядом с дядей и призывал его к исламу добрыми словами.
— Как быть родителям, которые заметили у своего ребенка влечение к религии?
— Заметив у ребенка влечение к исламу, мы советуем родителям ни в коем случае не запрещать им этого. Можно сделать только хуже. Так ребенок начнет прятаться, будет втайне общаться с друзьями, единомышленниками и таким образом набредет на деструктивную организацию, которая тоже занимается всем этим втайне. Поэтому лучше родителям самим проконтролировать систему получения исламского образования. Посоветовать, помочь, либо самим отвести его к представителям официального духовенства, к имаму. Причем, не просто в мечеть послать, куда ходят тысячи людей. Надо вести именно к имаму, либо к тому человеку, который ответственен за воспитательскую деятельность в мечети. Все вопросы должны задаваться уполномоченным людям, а не тем, кто занимается в квартирах, либо по телефону дает какие-то консультации.
— А если ребенок отказывается идти?
— Значит, что-то уже упущено взрослыми. Почему человек, который стремится познать ислам, отказывается идти в мечеть? Значит, его уже кто-то «обработал», сказал, что истинная вера проповедуется не в мечети, а там, в подполье. Получается, родители не углядели, и ребенок уже попал под опасное влияние. В такой ситуации уже надо более тонко относиться к вопросу. Главное, не скандалить. Были такие ситуации, когда ребенок просто уходил из дома. Пока у него не появились какие-то радикальные мысли, которые могут навредить ему или другим людям, родителям надо относиться мягче и попытаться понять, почему ребенок рвется именно туда. Что ему не хватает в этой жизни? Может, внимания, может, тепла, может, духовного спокойствия в семье? Почему он ищет советника, опору в другом месте, а не в семье, не у родителей. Нужно признать, если есть проблема в семье.
— Наверное, это самое непростое — признать, что в семье есть проблемы. Сегодня родителям в погоне за заработками действительно некогда обратить внимание на своего ребенка…
— В нашей практике был такой случай. Молодой человек попал под влияние нетрадиционного течения. Но, вопреки законам этих организаций, он поддерживал отношения с родными. Его мать не читала намаз, даже с пренебрежением относилась к религии. Другой бы на его месте обвинил ее в неверии и порвал бы все отношения. Но, видимо, связь с матерью была настолько крепка, что он не смог от нее отречься. Мать знала, что сын попал в опасные сети, убеждала его, уговаривала, предупреждала, что до добра это не доведет. Он слушал, но не слушался. Мать до последнего надеялась, что все обойдется, не расценивала это как угрозу. Хотя, как она сама потом призналась, в глубине души чувствовала, что хорошим это не кончится. Но все равно бездействовала. Речь идет о родительнице одного из 47 осужденных преступников, которые попали под статью «Терроризм». Родители этого молодого человека до сих пор не верят в происходящее и убеждают, в первую очередь, себя в том, что их ребенок не виноват, его просто подставили… Чтобы никого потом не винить, нельзя бездействовать, надо спасать своего ребенка, как только заметили опасность.
— То есть спасти своего ребенка — в силах родителей?
— Конечно. Наш Центр дает консультации в религиозных вопросах. Можно привести ребенка сюда. Зачастую все эти молодые люди просто не слышали альтернативных вариантов тому «учению», что им навязывают. Они не знают альтернативную точку зрения на ислам. Они попали под влияние одного человека, который регулярно их «обрабатывает» — и все. К сожалению, сейчас у нас сложилась такая обстановка, что не все имамы могут ответить на вопросы прихожан. То есть не все из них получили высшее духовное образование, и поэтому они объясняют какие-то важные вопросы в общих чертах. Но это не удовлетворяет интереса. А идти к авторитетным ученым, то есть тем, кто придерживается традиционного ислама, запутавшаяся молодежь не может, потому что их заранее уже кто-то убедил, что официальное духовенство некомпетентно, ошибается, заблуждается. Нужно создать такую обстановку, чтобы человек прислушался, подвести его к тому, чтобы он услышал альтернативную точку зрения от знающего человека.
— Какова причина происходящего?
— Предположений много. Вот, например, ситуация на Ближнем Востоке и в других мусульманских странах. Там повсеместно вспыхивают восстания, протесты. Возможно, это оказывает определенное влияние: почему те страны протестуют ради веры, а мы нет?
— Можно ли говорить о том, что местные радикалы связаны с зарубежными?
— Конечно, они общаются. У местных также есть знакомые в этих странах, которые там проживают, обучаются. Также, еще как вариант, идет устранение определенных людей. Например, то, что было в Татарстане (19 июля 2012 года в Казани было совершено покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова, его машину взорвали. Заместитель муфтия Валиулла Якупов застрелен у дверей своего дома — авт.). Покушаются именно на лидеров — духовных, политических, — потому что они просвещают население относительно деструктивных религиозных течений.
— Что необходимо делать сейчас, в сложившейся ситуации?
— Ситуация нелегкая. Надо проводить профилактические работы в этом направлении, знакомить народ, оповещать. Молодой человек или немолодой — значения не имеет. До того, как он попадет под влияние какого-то нетрадиционного направления, он должен знать о последствиях. Поэтому, если кто-то придет к нему, и будет навязывать свою точку зрения, он задумается, прежде чем добровольно погубить себя. Если, конечно, он здравомыслящий человек.
«Хочешь заработать миллион долларов — создай собственную религию». Эти слова принадлежат известному основателю саентологии Рону Хаббарду. Возможно, они стали напутствием для лидеров нетрадиционных религиозных организаций, которые «плодятся» на нашей земле. Религиозные чувства одни из самых сильных, нельзя позволять, чтобы на них зарабатывали. Тем более, таким способом. Уберечь своих детей, убедить их в том, что религия и война несовместимы — долг родителей. Не может быть Бога там, где идет счет большим деньгам.

СПРАВКА «ПК»

Номера телефонов, по которым можно обратиться в Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапагат»: 29-82-79, 29-80-51

Уберечь человека от шага в пропасть 2

«Воистину, Аллах велит вершить справедливость, добрые деяния и одаривать родственников. Он запрещает непристойные и предосудительные деяния и беззаконие. Он наставляет вас, — быть может, вы последуете совету».
Сура 16. ан-Нахль аят 90

«А потому ты должен дать предупрежденье им;
Тебе дано предупреждать,
А не вершить (свой суд) над ними».
Сура 88. аль-Гашийа аяты 21-22
«Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ним тем, что лучше! Поистине, Господь твой — Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо!»
Сура 16. ан-Нахль аят 125

«И если б твой Господь желал того,
То все до одного бы на земле уверовали
(в Бога).
Так неужели ты, (о Мухаммад!),
Способен вынудить людей
Принять Господню веру?»
Сура 10. Йунус аят 99
«Мы знаем лучше все их разговоры,
Но ты, (о Мухаммад!), не тот,
Кто должен принуждать их (к вере).
А потому ты увещай Кораном только тех,
Кто устрашается Моих предупреждений».
Сура 50. Каф аят 45
Найля ОСМАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button