Референдум

Реальный шаг к демократическим преобразованиям

В Казахстане по инициативе Президента Касым-Жомарта Токаева будет проведена конституционная реформа.

Наше общество переживает сложный этап политических, экономических и социальных преобразований. Данный период характеризуется двумя основными тенденциями: с одной стороны, утверждаются новые демократические принципы Нового Казахстана и государственного строя, происходит постепенная трансформация нашего государства от суперпрезидентской в парламентско-президентскойую модель развития, с другой, идет поиск более совершенной модели организационной деятельности государственной власти, построения свободного демократического общества. В ходе преобразования политико-правовой системы Казахстана важная роль отводится механизму привлечения граждан к институтам прямого народовластия. Современный этап развития различных форм народной демократии в Казахстане является составной неотъемлемой частью общей государственной политики по совершенствованию избирательного законодательства и законодательства о референдумах с учетом как отечественных традиций и опыта, так и международных стандартов.

Изучение и более широкое применение различных форм народовластия, в том числе референдума, играет важную роль в деле повышения эффективности управления современным государством.

За время независимости в Казахстане накоплен определенный опыт правового регулирования вопросов его подготовки и проведения. Этот факт актуализирует необходимость обобщения и дальнейшего развития как теории моделирования референдума, так и практики его осуществления на основе более совершенной нормативной базы, соответствующей требованиям современной казахстанской государственности.

В нынешних условиях институт референдума нашел свое непосредственное закрепление в пункте 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан и статье 18 конституционного закона Республики Казахстан «О республиканском референдуме».

Таким образом, право на участие в референдуме предоставляет гражданам возможность непосредственного участия в решении вопросов общественной и государственной жизни, позволяет оказывать влияние на политическую стратегию развития общества и государства.

Применение института референдума сегодня характеризуется изменениями в Казахстане после трагических событий в январе 2022 года.

Положительно оценивая эту тенденцию, обращается внимание на необходимость строгого соответствия отечественного законодательства, регулирующего референдум, общим принципам его подготовки и проведения, закрепленным в республиканском законодательстве.

Новая модель развития Казахстана требует более совершенных форм и методов осуществления народовластия в целом.

Как отметил Глава государства, мы переходим к новой государственной модели, новому формату взаимодействия государства и общества. Этот качественный переход можно назвать Второй республикой. Рабочей группой подготовлены поправки в 33 статьи Основного закона, а это треть всей Конституции.

Остановимся на основных изменениях:

1. Согласно предлагаемым изменениям, в Казахстане больше не могут быть членами политических партий Президент, председатели и судьи конституционного суда, верховного суда и иных судов, председатели и члены центральной избирательной комиссии, высшей аудиторской палаты республики, военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов. Они не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Напомним, на последнем внеочередном съезде партии «AMANAT» Касым-Жомарт Токаев заявил о выходе из партии.

2. Много вопросов в обществе вызывают статьи в Конституции о статусе Елбасы и его полномочиях. Как отметил член рабочей группы, доктор юридических наук Ермек Абдрасулов, в проекте конституционных поправок пункт 4 статьи 46 о статусе и полномочиях Первого Президента исключен. Из Конституции убираются нормы про титул Еласы. Вместе с тем сохранен исторический статус Первого Президента как основателя государства.

Важное изменение о том, что родственники Президента не могут быть назначены на руководящие и иные вышестоящие должности, может коснуться и других министров и руководителей ведомств. Это должен быть конкретный шаг, направленный на противодействие коррупции, охватившей Казахстан.

3. Ключевыми направлениями станут политические реформы, такие как сокращение полномочий Президента и продление полномочий Парламента. Теперь право на принятие закона перейдет к Мажилису, и в компетенции Сената останется только одобрение или неодобрение. Если Сенат не одобрит закон, обе стороны будут объединяться и обсуждать. Здесь можно отметить, что обе палаты имеют равные права. Таким образом, появляется возможность принимать эффективные решения и принимать правильные законы.

4. Конституционный совет преобразуется в кКонституционный суд. До сих пор граждане могли обращаться в совет только через суд. Судьбу заявления решал судья. Теперь население сможет обратиться со своими проблемами в конституционный суд.

5. В новой редакции Конституции смертная казнь отменяется вообще. В Казахстане в настоящее время объявлен мораторий на смертную казнь. Хочется напомнить, что Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах предусматривает отмену смертной казни. Этот документ был принят резолюцией 44/128 Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1989 года. Государства, ратифицировавшие протокол, считают, что отмена смертной казни будет способствовать укреплению ценностей человечества и прогрессивному развитию прав человека.

6. Статья 6 Конституции будет гласить, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осущест­вляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.

Президент страны инициировал изменения в Конституцию РК, которые носят кардинальный характер и кардинально меняют политическую систему страны. Президент страны Касым-Жомарт Токаев считает, что референдум позволит каждому гражданину принимать непосредственное участие в решении судьбы страны и укрепит курс на всестороннюю демократизацию и построение Нового Казахстана.

Республиканский референдум – всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным, наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан.

Референдумы в истории Казахстана проводились дважды. Первый состоялся 29 апреля 1995 года и касался вопроса продления срока полномочий Президента страны. Предметом второго референдума, состоявшегося 30 августа 1995 года, стал проект новой Конституции Казахстана.

Проводимые конституционные реформы, построение Нового Казахстана казахстанцы связывают с реальными демократическими преобразованиями.

Насип ШАЛАБАЕВА,

главный редактор Атырауской областной общественно-политической газеты «Прикаспийская коммуна»,

депутат Атырауского областного маслихата,

председатель комиссии партийного контроля областного филиала партии «AMANAT»

Материал оплачен из собственных средств депутата Атырауского областного маслихата Н.Шалабаевой

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button