Реальный шаг к демократическим преобразованиям
В Казахстане по инициативе Президента Касым-Жомарта Токаева будет проведена конституционная реформа.
Наше общество переживает сложный этап политических, экономических и социальных преобразований. Данный период характеризуется двумя основными тенденциями: с одной стороны, утверждаются новые демократические принципы Нового Казахстана и государственного строя, происходит постепенная трансформация нашего государства от суперпрезидентской в парламентско-президентскойую модель развития, с другой, идет поиск более совершенной модели организационной деятельности государственной власти, построения свободного демократического общества. В ходе преобразования политико-правовой системы Казахстана важная роль отводится механизму привлечения граждан к институтам прямого народовластия. Современный этап развития различных форм народной демократии в Казахстане является составной неотъемлемой частью общей государственной политики по совершенствованию избирательного законодательства и законодательства о референдумах с учетом как отечественных традиций и опыта, так и международных стандартов.
Изучение и более широкое применение различных форм народовластия, в том числе референдума, играет важную роль в деле повышения эффективности управления современным государством.
За время независимости в Казахстане накоплен определенный опыт правового регулирования вопросов его подготовки и проведения. Этот факт актуализирует необходимость обобщения и дальнейшего развития как теории моделирования референдума, так и практики его осуществления на основе более совершенной нормативной базы, соответствующей требованиям современной казахстанской государственности.
В нынешних условиях институт референдума нашел свое непосредственное закрепление в пункте 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан и статье 18 конституционного закона Республики Казахстан «О республиканском референдуме».
Таким образом, право на участие в референдуме предоставляет гражданам возможность непосредственного участия в решении вопросов общественной и государственной жизни, позволяет оказывать влияние на политическую стратегию развития общества и государства.
Применение института референдума сегодня характеризуется изменениями в Казахстане после трагических событий в январе 2022 года.
Положительно оценивая эту тенденцию, обращается внимание на необходимость строгого соответствия отечественного законодательства, регулирующего референдум, общим принципам его подготовки и проведения, закрепленным в республиканском законодательстве.
Новая модель развития Казахстана требует более совершенных форм и методов осуществления народовластия в целом.
Как отметил Глава государства, мы переходим к новой государственной модели, новому формату взаимодействия государства и общества. Этот качественный переход можно назвать Второй республикой. Рабочей группой подготовлены поправки в 33 статьи Основного закона, а это треть всей Конституции.
Остановимся на основных изменениях:
1. Согласно предлагаемым изменениям, в Казахстане больше не могут быть членами политических партий Президент, председатели и судьи конституционного суда, верховного суда и иных судов, председатели и члены центральной избирательной комиссии, высшей аудиторской палаты республики, военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов. Они не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Напомним, на последнем внеочередном съезде партии «AMANAT» Касым-Жомарт Токаев заявил о выходе из партии.
2. Много вопросов в обществе вызывают статьи в Конституции о статусе Елбасы и его полномочиях. Как отметил член рабочей группы, доктор юридических наук Ермек Абдрасулов, в проекте конституционных поправок пункт 4 статьи 46 о статусе и полномочиях Первого Президента исключен. Из Конституции убираются нормы про титул Еласы. Вместе с тем сохранен исторический статус Первого Президента как основателя государства.
Важное изменение о том, что родственники Президента не могут быть назначены на руководящие и иные вышестоящие должности, может коснуться и других министров и руководителей ведомств. Это должен быть конкретный шаг, направленный на противодействие коррупции, охватившей Казахстан.
3. Ключевыми направлениями станут политические реформы, такие как сокращение полномочий Президента и продление полномочий Парламента. Теперь право на принятие закона перейдет к Мажилису, и в компетенции Сената останется только одобрение или неодобрение. Если Сенат не одобрит закон, обе стороны будут объединяться и обсуждать. Здесь можно отметить, что обе палаты имеют равные права. Таким образом, появляется возможность принимать эффективные решения и принимать правильные законы.
4. Конституционный совет преобразуется в кКонституционный суд. До сих пор граждане могли обращаться в совет только через суд. Судьбу заявления решал судья. Теперь население сможет обратиться со своими проблемами в конституционный суд.
5. В новой редакции Конституции смертная казнь отменяется вообще. В Казахстане в настоящее время объявлен мораторий на смертную казнь. Хочется напомнить, что Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах предусматривает отмену смертной казни. Этот документ был принят резолюцией 44/128 Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1989 года. Государства, ратифицировавшие протокол, считают, что отмена смертной казни будет способствовать укреплению ценностей человечества и прогрессивному развитию прав человека.
6. Статья 6 Конституции будет гласить, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
Президент страны инициировал изменения в Конституцию РК, которые носят кардинальный характер и кардинально меняют политическую систему страны. Президент страны Касым-Жомарт Токаев считает, что референдум позволит каждому гражданину принимать непосредственное участие в решении судьбы страны и укрепит курс на всестороннюю демократизацию и построение Нового Казахстана.
Республиканский референдум – всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным, наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан.
Референдумы в истории Казахстана проводились дважды. Первый состоялся 29 апреля 1995 года и касался вопроса продления срока полномочий Президента страны. Предметом второго референдума, состоявшегося 30 августа 1995 года, стал проект новой Конституции Казахстана.
Проводимые конституционные реформы, построение Нового Казахстана казахстанцы связывают с реальными демократическими преобразованиями.
Насип ШАЛАБАЕВА,
главный редактор Атырауской областной общественно-политической газеты «Прикаспийская коммуна»,
депутат Атырауского областного маслихата,
председатель комиссии партийного контроля областного филиала партии «AMANAT»
Материал оплачен из собственных средств депутата Атырауского областного маслихата Н.Шалабаевой