Право

ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Новый век стал временем неслыханного в истории различных видов террора. Происходящие процессы глобализации несут в себе как позитивное начало, так и огромную опасность. Об этом наша беседа с кандидатом юридических наук, доцентом Булатом ИСЕЕВЫМ.

— Булат Джарылгасович, глобализация привела к расширению географии террористических актов. Проблема терроризма в государствах вышла за рамки национальной беды?
— На самом деле глобализация привела к росту их числа с конца ХХ века. Причем любая точка мира может оказаться потенциальной целью для террористической атаки. Никакие границы не способны сегодня защитить политическое, религиозное пространство от внешнего влияния. Еще не так давно терроризм был локальным явлением, однако за последние 10-15 лет приобрел глобальный характер и все больше угрожает безопасности многих стран, оказывает сильные психологические, экономические, моральные потери, уносит все больше жизней ни в чем не повинных людей.
В современных условиях терроризм постоянно эволюционирует, приобретает все новые формы и методы, а отдельные религиозные организации не только считают допустимым использование насильственных методов для достижения своих целей, но и «экспортируют» их в различные точки нашей планеты.
— Сейчас мировое сообщество содрогается при сообщениях о новых террористических актах…
— Терроризм приобретает все более угрожающие масштабы. Его проявления обычно влекут массовые человеческие жертвы и разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой воссозданию, он порождает недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. А особое место среди различных видов терроризма занимает религиозный терроризм. Это самый опасный вид терроризма, основанный на фанатизме, осуществляющийся под религиозными лозунгами. Данный вид терроризма имеет древние корни в странах Европы, где он столетиями свирепствовал в виде засилья инквизиции, многочисленных религиозных войн. В конце ХХ — начале ХХI веков религиозный террор в разной степени проявляется в некоторых фундаменталистских мусульманских странах. Но в самой жесткой форме он проявляет себя в Афганистане, где пришедшие к власти талибы установили жесткие наказания даже за просмотр телевизора. Религиозный терроризм начал распространяться, прежде всего, в регионах, где силен религиозный фактор.
— Именно поэтому проблема терроризма не обошла стороной и Центрально-Азиатский регион?
— С самого начала обретения государственной независимости республики Центральной Азии столкнулись с такой проблемой, как обеспечение региональной и национальной безопасности. Центрально-Азиатский регион — единственный регион мира, где смыкаются все четыре основные мировые религии — христианство, ислам, конфуцианство и буддизм. События, связанные с гражданской войной в Таджикистане в 1992-1997 годах и вторжением на территорию Киргизии и Узбекистана в 1999-2000 годах вооруженных формирований боевиков Исламского движения Узбекистана, стали пиком проявления угроз терроризма и экстремизма.
А к наиболее крупным из действующих в регионе террористических организаций, представляющих потенциальную угрозу безопасности Центральных Азиатских республик, можно отнести Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и его ответвление «Союз исламского джихада», лидерами которого планируется отделение Ферганской долины от Узбекистана, где они намерены создать независимое исламское государство узбеков. Еще «Исламская партия Туркестана», которая ранее была известна как «Исламское движение Восточного Туркестана», «Джунд аль-Халифат» («Солдаты Халифата»), «Хизб ут-Тахрир» («Партия освобождения»), действующая практически на всей территории Центральной Азии. Целью последней является образование на месте центральноазиатских государств исламского халифата. Она действует главным образом в южных регионах, где преимущественно проживают представители коренного населения, и высок уровень распространения ислама.
Основная цель деятельности различных исламистских религиозных течений заключается в вовлечении в свои ряды как можно большего количества людей, начиная с элиты и кончая беднейшими слоями населения. И страны Центральной Азии по-прежнему остаются объектом пристального внимания международных террористических организаций.
— Еще в 2005 году Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев обратил внимание на объективно существующие угрозы ХХI века, которые могут стать серьезными препятствиями на пути дальнейшей экономической, социальной и политической модернизации, в том числе терроризм.
— И эти угрозы — не за горами. От всех нас, от позиции мирового сообщества зависят мирный труд и прогресс нашей страны. О чем идет речь? Появление, как я уже сказал, современного религиозного терроризма представляется наибольшей угрозой существованию человечества, идущей от террористических организаций по сравнению с «традиционными» террористическими группами. Причина — представление о том, что террорист или их группа выступают спасителями, которых после смерти ожидает рай, а убивая «неверных», еще большие неземные блаженства и не на земле. Попытка объяснить современную преступную террористическую деятельность нормами и догмами ислама совершенно несостоятельна. Священные тексты всех мировых религий, будь то христианство, ислам, иудаизм или буддизм, содержат положения самого разного содержания, но не призывают к циничной жестокости, убийствам невинных, беззащитных людей.
— Как известно, нормы священных мусульманских писаний не предусматривают нетерпимости к иноверцам, не предусматривают силовое распространение религии.
— Представителями экстремистских и террористических организаций они истолковываются неверно. Тем самым, оправдывая свои преступления, что является немаловажным аспектом пропаганды проводимой деятельности. Свою преступную деятельность террористы называют не иначе как джихадом. На самом же деле арабское слово «джихад» происходит от однокоренного «джухд», что переводится как «прикладывать усердие, усилие, старание», но не без участия некоторых представителей современных масс-медиа, не опирающихся на первоисточники. Так что, значение данного термина искажено и ошибочно ассоциируется со «священной войной с неверными». Скрывая подлинные причины и общественно опасный характер насилия, сторонники терроризма утверждают, что насилие — неизбежный компонент человеческого развития. Сегодня в различных регионах мира действуют более 150 религиозных террористических организаций именно этого направления.
— Какую все-таки цель преследуют сторонники терроризма? И откуда столько агрессии?
— Все разновидности терроризма, выделяемые на идейно-политической платформе их субъектов, в конечном счете, подчинены достижению политических целей. Например, в движении «Талибан», действующей на территории Афганистана и Пакистана, основными программными положениями являются вооруженная борьба за продвижение к политической власти; создание теократического государства исламского фундаментализма, физическое уничтожение оппонентов и «врагов ислама».
Одной из причин, что именно исламские организации сегодня являются наиболее агрессивными и террористическими организациями, относительная молодость этой религии и связанное с ней стремление распространять свою религию любыми путями, в том числе насильственными. Все вместе это и делает их легко подверженными религиозной дезинформации и религиозному фанатизму.
При оценке религиозного терроризма обращает на себя внимание одна его особенность — легкость, с которой исполнители террористических акций идут на смерть. Вот и самоубийцы, таранившие небоскребы в США, тоже легко расстались со своими жизнями, будто они никакой ценности для них не представляли. Объясняется это тем, что в течение всей их жизни им внушали мысль о существовании загробного мира и, в частности, рая, в который, по уверению своих религиозных учителей, они сразу же попадут после своей гибели, если она произойдет в сражении с «неверными».
— Но учение о рае имеется и в других религиях.
— Действительно. К примеру, учение о загробном мире есть у иудеев. Но иудаизм является старой религией. В прошлом, как это известно из истории еврейского народа (частично отраженной в Ветхом Завете), евреи были весьма воинственны и преданны своей вере. Но они уже давно не убивают других людей во имя своего Яхве и тем более сами не стремятся побыстрее попасть в свой рай и потому, что им и на земле неплохо живется. Учение о рае имеется и в христианстве. Но сегодня христиане не стремятся попасть в рай раньше времени, и религиозные руководители их к этому не понуждают. Они, как и буддисты, не убивают людей во имя Бога, как делают некоторые мусульмане.
— Высказывались мнения, что именно бедность подталкивает к участию в террористических актах. Но, например, в Атырау члены террористических групп были совсем не бедными людьми.
— Еще пример, 19 террористов-смертников во главе с террористом-архитектором, которые захватили авиалайнеры 11 сентября 2001 года и совершившие нападение на США, были выходцами из зажиточных семей и имели неплохое образование. Так что бедность — не главный фактор.
— Современный религиозный терроризм появился приблизительно в 1980 году. С чем это связано?
— Со снижением роли идеологий. В 1980 и 90-х годах пустота в светской идеологии стала столь глубока, что для религии не составило труда заполнить ее. Именно этот вид терроризма фактически «обвенчал» идеологию с религией. Кроме того, в течение этого периода многие страны начали значительные социальные преобразования. Социально-экономическое давление, разочарование в политических устремлениях и горький личный опыт — все это внесло свой вклад в увеличение проявлений религиозного терроризма на мировой арене.
— Президент страны призвал всех казахстанцев к бдительности, подчеркнув, что наше государство имеет все возможности, силы, профессионализм, способности подавить любое проявление терроризма, которое совершается против Казахстана.
— Преданность религиозных террористов и их непредсказуемость создают большие трудности для правительств в противостоянии им. Религиозные террористы по большей части растворены в местном сообществе и спокойно устроены в любом столичном городе, с виду они кажутся нормальными, социально хорошо приспособленными и без какой-либо фиксации преступлений им не составляет труда избежать подозрений и наблюдения служб безопасности. Глава государства Нурсултан Назарбаев считает, что экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, а криминальную основу.
Правовую основу борьбы с терроризмом в Республике Казахстан составляют Конституция, Уголовный кодекс, Закон «О борьбе с терроризмом», общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Республики Казахстан, а также принимаемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты органов государственной власти.
Важнейшим условием борьбы с религиозным терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений. Невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Главное надо понять, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения — это путь, ведущий к катастрофе.

Беседовала Светлана НОВАК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button