ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
В редакцию «Прикаспийки» обратился один из наших читателей, которого интересовали вопросы: «Какие меры могут быть приняты по устранению последствий коррупционных преступлений?» и «Какие действия лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, являются правонарушениями, создающими условия для коррупции?». Ответили нам в Агентстве Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция).
В соответствии с законом, во всех случаях незаконного обогащения лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, в результате коррупционных правонарушений незаконно полученное имущество подлежит обращению, а стоимость незаконно полученных услуг — взысканию в доход государства. В случае отказа добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг, взыскание осуществляется по решению суда в доход государства по иску прокурора, налоговой службы либо других государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на это законом. Указанные органы до вынесения судом решения налагают арест на имущество, принадлежащее правонарушителю. Если лицо, выполнявшее государственные функции, или лицо, приравненное к нему, после увольнения, иного освобождения от выполнения соответствующих функций за совершенное коррупционное правонарушение отказывается выполнить требования, должностное лицо или орган, принимающие решение о таком освобождении, направляют в налоговый орган по месту жительства виновного лица уведомление о полученных противоправных доходах. Кроме того, сделки, заключенные в связи с совершением коррупционных правонарушений, признаются судом недействительными в установленном законом порядке. Совершенные в результате коррупционных правонарушений акты, действия могут быть аннулированы органом или должностным лицом, уполномоченным на принятие или отмену соответствующих актов, либо судом по иску заинтересованных физических или юридических лиц, или прокурора.
Что касается второго вопроса. В соответствии со статьей 12 Закона «О борьбе с коррупцией» к таким действиям относится использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов лиц либо их близких родственников и свойственников. Сюда же относится предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной и приравненной к ней службе. Оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений тоже здесь. Оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной, связанной с извлечением дохода деятельности. Использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению. Кстати, необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации тоже относится к таким действиям. Кроме того, есть еще — требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством. Передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов или общественных объединений. Неоднократное нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных, входящих в их компетенцию вопросов. Дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства, а также при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов. Делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль над нею. Передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа. Участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими, либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами. Все перечисленное — лишь часть от общей картины, связанной с соблюдением Закона «О борьбе с коррупцией». Если публиковать их целиком, это займет очень много времени. Есть более простой выход — зайти на официальный веб-портал Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) www.finpol.kz. Там можно найти более подробную информацию.
Между тем, департаментом по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (ДБЭКП) (финансовой полиции) по Атырауской области постоянно проводится работа по взаимодействию с общественными организациями, населением и типовыми госорганами. Она направлена на формирование антикоррупционного мировоззрения, повышение правовой грамотности и уровня доверия граждан к деятельности государственных структур, а также повышение эффективности профилактики правонарушений и преступлений. На этой неделе в нефтяной столице был проведен семинар-совещание в налоговом департаменте по Атырауской области на тему «Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции», на котором обсуждались вопросы по борьбе с коррупционной преступностью, предупреждению коррупционных правонарушений.
— В ходе семинара до сведения присутствующих были доведены основные направления в работе органов финансовой полиции и статистические данные по линии борьбы с коррупцией, скрепленные примерами уголовных дел, имевших резонансный характер, — прокомментировала пресс-секретарь ДБЭКП Алтынай Мухтарова. — Кроме того, были также продемонстрированы видеоматериалы с комментариями о задержании с поличным при получении взяток должностными лицами.
В настоящее время ведомство первостепенное внимание уделяет профилактике коррупции, борьбе с причинами и условиями ее проявления. Как считают в Атырауском подразделении финансовой полиции, проведение таких мероприятий эффективно способствует укреплению гражданской ответственности каждого государственного служащего, усилению его антикоррупционного мировоззрения.
Евгений Самарин