ПОРЯДОК НА РЫНКЕ ГСМ БУДЕТ
Всех казахстанских автомобилистов кроме извечных проблем — пробок и разбитых дорог — в последнее время волнует вопрос: как не разориться на бензине?
Стоимость топлива в Атырау продолжает расти. Неcколько недель назад литр АИ-92 стоил 98-100 тенге, а в эти дни цена снова подскочила. Вчера на одной из городских автозаправок один литр АИ-92 продавался по 105 тенге. Ситуация с удорожанием бензина наблюдается по всей стране. Многих независимо от того, есть у них собственное авто или они пользуются общественным транспортом, беспокоит тот факт, что бензин дорожает и в Атырау.
Кто-то считает, что удорожание ГСМ — следствие современных экономических отношений в условиях Таможенного союза. А кто-то молча покупает бензин, оптимистично надеясь: пройдет время и самое ходовое топливо — АИ-92 вновь подешевеет.
ПОЧЕМУ ВЗЛЕТЕЛИ ЦЕНЫ?
Как известно, с 1 июля 2011 года министерство нефти и газа Казахстана установило предельные цены на социально-значимые виды нефтепродуктов на уровне: бензин АИ-92/93 — 102 тенге за литр, бензин АИ-80 — 84 тенге за литр, дизельное топливо — 87 тенге за литр.
Министр нефти и газа Сауат Мынбаев заявил, что ведомство намерено не допустить дальнейшего роста цен на бензин. «Предельная цена пока остается прежней, на АИ-92/93, как была 102 тенге за литр так и остается. Но компания «Гелиос» превысила допустимую цену. Поэтому будут приняты меры. Я думаю, что этому поможет, в том числе подписание закона, который был одобрен парламентом», — отметил глава ведомства. Между тем, в июле представители компании «Гелиос» сообщили, что реализация бензина АИ-80 и дизельного топлива на АЗС своей сети приостановлена. В компании объяснили такое решение убыточностью продажи указанных видов нефтепродуктов.
Как прокомментировал «Прикаспийской коммуне» сложившуюся ситуацию Иван Чиркалин, депутат мажилиса парламента РК, сегодня в России светлые нефтепродукты дороже, чем в нашей стране на 20 процентов. И рост цен в Казахстане на бензин можно объяснить начавшимся в России топливным кризисом. По словам депутата, несмотря на то, что в нашем нефтяном государстве функционируют три нефтеперерабатывающих завода, мы не закрываем внутреннее производство бензина. Недостаток АИ-92/93, керосина и солярки страна покрывает за счет поставок из России. Где топливо, как уже было сказано, гораздо дороже. И вообще, мировые цены сегодня растут. Этим и объясняется сложившееся положение на казахстанских АЗС.
— С другой стороны, удорожание бензина, считаю, можно связать и окончанием посевной. Ведь, как правило, в нашей стране топливо дорожает два раза в год: из-за посевных работ и уборки урожая. Резкий скачок цен — недостатки нашего ценообразования. Вернее, нежелание управлять им, когда дело касается стратегических товаров. Горюче-смазочных материалов, к примеру, — заметил депутат.
По мнению Ивана Чиркалина, не последнюю роль в том, что бензин в Казахстане дорожает, играют и владельцы автозаправок. Именно они создают ажиотаж, необоснованно накручивают цены, а, стало быть, и самих автовладельцев.
— Этой проблемой сейчас лично министр нефти и газа занимается. Он пообещал навести порядок, а также запретил вывоз отечественных ГСМ. Будем надеяться, все стабилизируется.
Из-за разговора с заместителем главного инженера Атырауского НПЗ Рустемом Бисалиевым стало ясно, что он, как и другие автовладельцы, переживает из-за высоких цен на топливо.
— Как лицо официальное могу лишь заявить – мы работаем на процессинге, мы перерабатываем нефтепродукты, и не можем говорить, почему повышается стоимость бензина. Но, как частное лицо склоняюсь к тому мнению, что топливо дорожает по причине Таможенного союза. И, конечно, хочется, чтобы стоимость бензина более не повышалась.
Между тем, как известно, Павлодарский нефтехимический завод встал на плановый ремонт. И по данным Агентства по статистике, в целом в Казахстане за первое полугодие произведено бензина на двадцать процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Может, это и есть объяснение растущим на бензин ценам?
ТАК ЛИ УЖ «ВИНОВАТА» ПОСЕВНАЯ?
Известный в стране политолог Досым Сатпаев в интервью нашей газете сообщил, что повышению цен на топливо, повторяющемуся из года в год, есть несколько причин.
— Одна из главных, — Казахстан не только экспортирует нефть, но и импортирует. Из трёх действующих в республике заводов по переработке нефти, один, Павлодарский, работает на российском сырье.
По мнению Досыма Сатпаева, на сложившуюся ситуацию повлияло много факторов. Так, несмотря на растущие объемы производства, сегодня казахстанские НПЗ по-прежнему способны полностью покрывать потребности республики только в дизеле и мазуте. Отстает Казахстан от других стран и по относительным показателям. К примеру, объемы переработки нефти у нас не достигают и одной тонны на душу населения, тогда как в России они находятся на уровне около 2 тонн, а в таких развитых странах, как США и Япония, – более двух тонн. Утешением могло бы служить то, что глубина переработки нефти в нашей стране сегодня достигла 74 процентов, тогда как в России – лишь 72. Однако мы уступаем в качестве продукции.
— Наши соседи — российские НПЗ уже выпускают Евро-4, а примерно через пять лет начнут производить и Евро-5. Мы тоже приняли программу по их внедрению. Однако нам на это понадобится гораздо больше времени, – подчеркнул политолог. — К примеру, Павлодарский завод начнет выпускать Евро-5 только в 2020 году.
Основной же проблемой в повышении топлива в стране собеседник считает сговор между поставщиками бензина в Казахстане. Они создают искусственный дефицит бензина, а по прошествии некоторого времени предоставляют продукт покупателю, уже по завышенным ценам. Такими нарушителями занимаются специалисты антимонопольного комитета.
— А что касается того сформировавшегося в обществе мнения, что удорожание бензина якобы произошло в условиях Таможенного союза — оно абсолютно неверно. Если б эта ситуация сложилась прямо после образования этого союза! Так ведь, повторюсь, такая тенденция наблюдается из года в год. И, кстати, в преддверии посевной кампании это часто происходит. Так что, думаю, сейчас нужно говорить о проблеме сговора поставщиков бензина, АЗС, и принимать какие-то меры, — считает Досым Сатпаев.
У атырауских автовладельцев мнения разделились.
Михаил Селин, работник станции техобслуживания и водитель со стажем говорит: «Я сейчас езжу на машине, но честно говоря, скоро либо в долги залезу, либо стану пешеходом. Еще и топливо какое-то странное: бензин с «Гелиоса» почему-то гораздо быстрее расходуется, чем, например тот, каким я заправлялся на других АЗС. Не знаю, что делать – либо выжидать, когда цены понизятся, либо пересаживаться на велосипед».
— В этой ситуации боюсь просто, что таксисты будут повышать свои услуги, и продукты в магазинах подорожают. А вообще, я слышал, что сейчас по всему миру бензин дорожает, — делится Талгат, горожанин, пользующийся услугами общественного транспорта и такси.
Между тем, во время онлайн-конференции Премьер-министр подчеркнул: «Последние два года на внутреннем рынке Казахстана не фиксируется сезонных колебаний цен на ГСМ в период посевной и уборочной кампаний, с осени 2010 года сезонных колебаний на низкооктановые продукты в
Казахстане нет. Это было раньше, когда вне зависимости от ценообразования в период уборочной и посевной цены уходили вверх. Но уже как два года колебаний нет». Премьер подчеркнул, что власти страны «по сегодняшний день обеспечивают пониженную цену на ГСМ во время уборочной и посевной кампаний, иногда даже не совсем рыночными методами». По его словам, колебания на внутреннем рынке Казахстана связаны только с ценообразованием на нефтепродукты в мире.
Карим Масимов пообещал в кратчайшие сроки навести порядок на рынке ГСМ. «…Я дал конкретное поручение Агентству по защите конкуренции вместе с правоохранительными органами разобраться с недобросовестной конкуренцией. С другой стороны мы не можем заставлять продавать ГСМ ниже рыночной цены. Если ты заставляешь продавать ниже рынка, то потом эта компания обанкротится. Вот здесь мы должны находить баланс», — подчеркнул Карим Масимов.
Премьер в ходе онлайн-конференции также сообщил, что реконструкция действующих НПЗ в Казахстане экономически более целесообразна, чем строительство нового. «Мы приняли решение реконструировать наши три НПЗ для того, чтобы могли закрыть все существующие потребности», — сказал К.Масимов (напомним, в 2009 году министерством нефти и газа Казахстана разработана госпрограмма развития трех существующих в республике НПЗ. Нацкомпания «КазМунайГаз» планирует инвестировать в реконструкцию НПЗ порядка $4 миллиардов. — Авт.)».
Как заверил Карим Масимов, после реконструкции заводы смогут полностью обеспечивать внутренний спрос на ГСМ. «Сейчас этот процесс идет, ресурсы выделены и не позже 1 января 2015 года все это будет закончено, и с этого момента Казахстан своими собственными ресурсами сможет удовлетворить потребности в ГСМ», — подчеркнул Премьер-министр.
Мы продолжаем следить за ситуацией с ценами на бензин и будем информировать наших читателей.
Надежда ШИЛЬМАН
По оценкам экспертов, в государствах постсоветского пространства самый дорогой бензин сегодня в Грузии – 1,5 доллара за 1 литр. Далее идет Армения — $1,2-1,3 и Молдова, где разница цен с предыдущей страной совсем незначительная. Самый же дешевый бензин в мире в Туркменистане: 1 литр стоит всего 2 цента.