Культура вождения под вопросом, или почему невозможно навести порядок только жезлом и свистком?

Никто не садится за руль, чтобы разбиться в пути следования. Никто не переходит дорогу для того, чтобы попасть под колеса автомобиля. Но, увы, ситуация с безопасностью дорожного движения по-прежнему оставляет желать лучшего. Всех шоферов, разумеется, под одну гребенку стричь нельзя. Но ведь ДТП меньше не становится. Так как достучаться до водителей, пренебрегающих правилами дорожного движения? Может, автомобили у нарушителей изымать?
Светофоры и дорожные знаки не уберегут от гибели самих водителей, да и пешеходов в том числе, пока люди сами не осознают, что все зависит от них самих. Хотя, разумеется, дорожные знаки и светофоры очень важны. Не все автолюбители желают признать очевидное – их жизнь в собственных руках, и жизни других людей тоже. Во время управления автотранспортным средством нельзя ставить себя под удар в прямом смысле слова, а надо четко следовать правилам, уважать остальных участников дорожного движения.

ПОСТОРОНИСЬ, ЛИХАЧ ЗА РУЛЁМ!
Наша газета уже поднимала тему низкой культуры вождения водителей Атырауской области. Из года в год в регионе в дорожно-транспортных происшествиях погибают, получают увечья десятки атыраусцев. Человеческая жизнь и без того, как известно, коротка, а лихачество и безрассудное поведение определенных водителей приводит к трагедиям, отнимает жизни. Автор этих строк в одном из последних материалов на эту тему сделала акцент на том, что именно в нашей области водители отличаются бесшабашностью, наплевательским отношением к другим участникам дорожного движения, не пропускают людей даже на пешеходных переходах. А вот в Астане, Алматы, Актобе – совсем «другие люди» за рулем, они тормозят перед пешеходами чуть ли не за километр. Но один из читателей, позвонивших в редакцию, выразил сомнение по поводу того, что беспредел на дорогах, низкая культура вождения лишь в Атырау. По его мнению, и в других городах страны шоферы не прочь «грешить» на дорогах, ведут себя вольно, лихачат, подрезают друг друга, а пешеходов не уважают.
И все-таки, нельзя отрицать, что гости Атырау подчас ужасаются местному бескультурью на дорогах — автолюбители гоняются, будто ошпаренные, и часто именно поэтому происходят страшные аварии. Ведь основными причинами ДТП, которые напрямую влияют на тяжесть последствий, являются превышение скоростного режима, нарушение правил обгона и маневрирования, выезд транспортных средств на полосу встречного движения и нарушение порядка выполнения правил. Причем нарушения как со стороны водителей, так, к сожалению, и со стороны пешеходов. Чаще всего люди погибают из-за того, что переходят дорогу в тех местах, где это запрещено, а также в темное время суток. Факты? Да они просто шокируют. В прошлом году в Прикаспии зарегистрировано 134 ДТП, в результате которых погибли 73 (!!!) человека и были ранены 114 атыраусцев, многие из них навсегда останутся инвалидами. В этом году уже зарегистрировано несколько трагедий на дорогах. Есть и вопиющий случай, когда шофер, сбив пешехода, нагло скрылся. Пострадавший с травами сейчас находится в больнице. Наглеца ищут. И обязательно найдут. Как правило, еще ни один водитель, наехавший на человека, и убежавший с места ДТП, не уходил от ответственности.

КОГО ВЕЗУТ, КАК ДРОВА?
Надо подчеркнуть, что местные власти много делают для изменения ситуации, связанной с высоким уровнем нарушений правил на дорогах. Не жалеют денег на приобретение дорожных знаков, светофоров. К слову, на одном из последних селекторных совещаний в облакимате, на котором разбиралась актуальная проблема безопасности дорожно-транспортного движения, первым заместителем акима области Болатом Даукеновым был дан ряд поручений начальнику дорожной полиции Берику Амангельды. Перед главным дорожным полицейским ставились задачи: наладить контроль ситуации на набережной – там водители спокойно разъезжают, будто на автотрассе, повысить качество работы в сфере пассажирских перевозок. Слишком часто горожане жаловались на водителей маршрутных автобусов — пассажиров возят будто дрова, в пути шоферы разговаривают по мобильному телефону, курят, пролетают на запрещающий сигнал светофора, и вообще, — то плетутся по дороге, то обгоняют друг друга. Инспекторам дорожной полиции поручалось работать над резким снижением «кривой» уровня ДТП.
Берик Амангельды считает, что уровень безопасности на дорогах зависит от ряда причин. Это проблемы, связанные с организацией движения, ответственности самих участников дорожно-транспортного движения. Нельзя снимать со счетов необходимость улучшения оснащенности подразделений дорожной полиции специальными средствами контроля за дорожным движением и патрульным транспортом.
— Недостаточное оснащение автодорог техническими средствами регулирования дорожного движения тоже приводит к ДТП, — говорит Берик Амангельды.
Но в отношении оснащения наметился явный прогресс. Набирает обороты совершенствование организации дорожного движения на улично-дорожной сети города Атырау. Например, в последнее время полицейские усилили профилактические мероприятия, проводят рейды за рейдами. Несомненно, все это тоже помогает снижать аварийность в целом, а соответственно, сохранять жизнь многим людям. Набережную, которая является пешеходной зоной и, которую очень любят жители и гости нефтяной столицы, сотрудники отдела дорожной полиции вообще взяли, если можно так выразиться, в плотное кольцо, перекрыв входы-выходы для автотранспорта. То, что водители чувствовали себя на набережной вольготно, справедливо возмутило акима области Бергея Рыскалиева. Он лично прошелся по набережной и столкнулся с подобными фактами. Теперь на оголенных ранее участках установлены бордюрные плиты и ограждения, препятствующие выезду транспортных средств на набережную, а также дорожные знаки «Въезд запрещен» в прибрежной зоне Урала. Набережная разделена на участки и закреплена между сотрудниками дорожной полиции города Атырау. Хочется верить, что порядок будет наведён.
Полицейские взялись за водителей, которые без стеснения выбрасывают из автомобилей на проезжую часть дороги пустые пачки из-под сигарет, пластиковые бутылки. Да, если шофёр выбросил мусор, то за свой поступок обязательно ответит. Специальные сотрудники дорожной полиции держат постоянную связь с центром оперативного управления УВД, из которого поступают данные о подобных «шалостях» рулевых. Но неужели нельзя обойтись без радикальных мер, административных штрафов? Разве трудно выбросить мусор там, где это полагается?
ЗЕЛЁНАЯ ВОЛНА
Наш город развивается усиленными темпами, появляются новые микрорайоны, улицы, поэтому цепочкой тянется необходимость их оборудования дорожными знаками. Для предупреждения ДТП в областном центре в ближайшее время будут продолжены работы по обустройству и устранению аварийно-опасных мест на автодорогах местного значения. На днях в регион поступило свыше 2 тысяч дорожных знаков, а еще светофоры! В конце прошлого года нефтяная столица обзавелась новейшими светофорами, люди почувствовали, какое это благо, но, как говорится, нет предела совершенству.
— Акимат области и города поддерживает все наши предложения по линии обеспечения безопасности дорожного движения, — информирует Берик Амангельды. — Например, мы представили перечень автодорог и улиц, на которых требуется освещение, а также места установки и восстановления пешеходных переходов улично-дорожной сети города Атырау, установки и восстановления искусственных неровностей. Кроме того, данные о перекрестках, нуждающихся в оснащении их светофорными объектами. На все это были выделены необходимые финансовые средства.
Учитывая, что Атырау претендует в будущем стать настоящим мегаполисом, соответственно, и современные средства защиты пешеходов тоже должны использоваться передовые. В их числе «шумовые полосы» перед пешеходными переходами, их безусловная эффективность доказана в Астане, Алматы, Караганде. Разумеется, в числе будущих новинок, на которые регион не пожалеет денег (все-таки, речь идет о безопасности людей!) – и автоматизированная система управления дорогой. Ее функция заключается в единой работе всех светофоров с помощью радиоуправляемого контролера. Преимущество в том, что светофоры будут контролироваться с одного места, а режим их работы можно будет менять. Время горения зеленого сигнала светофора возможно изменять в зависимости от интенсивности транспортного потока в час пик. Появится возможность организации «Зелёной волны» для водителей для передвижения основного транспортного потока по определенной улице без остановок.

ЧЁРНЫЙ СПИСОК
Немало горожан высказывают претензии в адрес представителей автоперевозчика – «БатысТранспортСим», водителей пассажирского танспорта (всего 115 автобусов), которые часто нарушают правила дорожного движения. Поэтому стражи автодорог стали уделять таким шоферам более пристальное внимание, взяв их под жесткий контроль. Проводят гласные и негласные проверки, встречаются с водительским составом, выявляют шоферов, склонных к нарушениям. Таких «пробивают» по базе данных органов внутренних дел об административных нарушениях. Соответствующая информация об «отличившихся» водителях, не единожды попадавших в поле зрения дорожной полиции, передается руководству городского ЖКХ, транспортной компании. Таким образом, недавно уже двух водителей за попадание в «чёрный список» отстранили от работы.
Вместе с тем, дорожная полиция призывает горожан немедленно сообщать о фактах нарушений со стороны водителей общественного пассажирского транспорта. Если их везут как дрова, шоферы курят за рулем, ездят на большой скорости, то сигнализировать по телефонам, вывешенным в автобусах. Тогда сигнал будет, как говорят полицейские, отработан.

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН
Многие водители, предпочитающие прокатиться с ветерком, с нарушением скоростного режима, без сожаления платят штрафы. Таких «статьей» не испугаешь. Может быть, стоит внести изменения в законодательство, и у таких злостных «шоферюг» просто …изымать объект нарушения, то есть автомобиль? Это будет больнее.
— Одними карательными мерами человека не научишь культуре поведения, вождения, уважения, — высказывается Берик Амангельды. – И в больших городах Казахстана немало нарушителей Правил дорожного движения, и за границей обстановка в этой части непростая, хотя большинство предпочитает ездить аккуратно, понимая, чем чревата вольность за рулем. Навести порядок на дорогах одним жезлом и свистком инспектора дорожной полиции нереально. Все – водители и пешеходы — должны помнить прописную истину – жизнь одна, а значит, надо ее беречь, быть осторожными, и помнить, что дома их ждут родные…

Светлана НОВАК

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна