Бергей Рыскалиев, аким Атырауской области «Сохранить реку жизни — наш долг»

Атырауская область, омываемая волнами Каспия и Урала — форпост страны на западе. Наш край растет, бурно развивается, внося огромный вклад в развитие всего Казахстана. В последнее время нашли своё решение проблемы, копившиеся десятилетиями. Социально-экономическая ситуация в регионе зримо улучшилась.

Атырау – место сосредоточения крупных и малых производств. Поэтому охрана окружающей среды здесь – объект особого внимания. Системно осуществляются работы по снижению техногенной нагрузки на экосистему края, по сохранению и эффективному использованию природных ресурсов.

Тем не менее, достаточно и вопросов, касающихся экологической ситуации в крае и ждущих своего решения. Остановимся на них.

Здесь реализуются крупные проекты, связанные с добычей нефти и газа. А каково их воздействие на окружающую среду – от компании не поступают достоверных сведений об этом.

Загрязнение окружающей среды, атмосферы, почвы, наряду с этим защита акватории Каспия, заповедных зон вокруг нее, умножение богатств животного мира, запасов рыбы – актуальные задачи, за которые необходимо браться в первую очередь.

Год от года уменьшается запас стока воды. Реки Кигач, Жем, Уил высыхают – возможна нехватка воды для орошения, животноводства. Сокращается объем пресной воды для обеспечения населения питьевой водой.

Тут возникает вопрос – а будет ли вообще вода через 10 лет?

ОСОБОЕ БЕСПОКОЙСТВО ВЫЗЫВАЕТ ПРОБЛЕМА УРАЛА

Он – основная водная артерия для сотен тысяч жителей двух западных областей, источник жизни.
Особенно, для засушливой Атырауской области роль Урала исключительно важна, 70% потребляемой населением воды берется отсюда, а остальные 30% — это воды Кигача и подземных источников. Иных значимых источников пресной воды нет. Образно говоря, Урал для Атырау — то же самое, что Нил для Египта.

Увы, сегодняшний Урал не тот, что воспевал пламенный поэт-воин Махамбет. Нынешнее состояние реки-кормилицы не радует, не будем этого скрывать. Это – проблема, волнующая не только руководство области, но и все население. Потому что люди воочию видят, каково положение реки.

Сужается русло, ухудшается экологическое положение бассейна реки, принадлежащей двум государствам — Казахстану и России. Ученые бьют тревогу: если не принять срочных мер, Атырауский регион может постичь печальная участь Приаралья. А плотность населения Приуралья в несколько раз выше.

Урал, являющийся рекой жизни для огромных масс, мелеет на глазах, находится на грани исчезновения. Если многолетний средний показатель стока воды составляет 11 млрд. кубометров, то в прошлом году данный показатель едва превысил 5,3 млрд. кубометров.

В последние годы происходит резкое сокращение поступления воды с верхнего течения. На сегодняшний день из всего бассейнового запаса воды мы можем использовать только 25%, или в объеме 5,9 кубических километров.

Согласно прогнозам ученых, если расположенные в Приуралье Россия, Татарстан, Башкортстан и Казахстан неограниченно будут использовать воду Урала для местных нужд, то вскоре Урал повторит судьбу Эмбы, с 1939 года не впадающего в Каспий, то есть тоже не достигнет моря.
Нужно отметить, что данная проблема требует, прежде всего, межгосударственного регулирования.

Урал берет свои истоки в России. Длина реки, протекающей по территории Башкирии, Челябинской, Оренбургской областей России, через Уральскую, Атыраускую области, составляет 2534 километра. С 1991 года Урал имеет статус трансграничной реки.

Несмотря на то, что в 1992 году между Казахстаном и Россией заключено соглашение о совместном использовании и защите трансграничной воды, но фактически этот документ не реализуется. Россия со своей стороны не выполняет конвенцию об эффективном использовании водных ресурсов.

Водоснабжение населенных пунктов и уровень воды зависят от работы гидротехнических сооружений, расположенных на территории России, в верхнем течении реки. Урал, Кигач, Чаган, реки Большая и Малая – трансграничные реки. Все они берут начало в России. По данным «Казгидромета», из-за того, что в последние 2 года воды было в 2-3 раза меньше ежегодных объемов, наблюдается дефицит влажности в бассейне Урала. На 2 метра снизился уровень ежегодного половодья.

В основном, течение Урала регулируется работой Ириклинского гидроузла в Оренбургской области.

По причине уменьшения природных осадков как дождь и снег в прошлом году в Ириклинское водохранилище поступило воды на 480 млн. кубометров меньше.

После этого специалисты пришли к выводу, что обеспечение реки водой нельзя решать при помощи одного только Ириклинского водохранилища.

Если с Ириклинского гидроузла русло Урала наполняется на 26,5%, то около 50% поступает водами реки Сакмар. Регулирование названной реки, расположенной в Башкирии, находится только в компетенции этой республики.

Несмотря на присоединение в 2000 году к Международной Конвенции, Башкортстан по собственной инициативе построил в 2006 году водохранилище на реке Сакмар, идут разговоры о планировании еще одного. Этот проект невыгоден для Урала и означает, что иссякнет вода в реке.
Еще в 90-х годах ученые били тревогу, говоря об опасности строительства водохранилищ вдоль реки Сакмар – главного наполнителя водой реки Урал, потому, что в годы маловодья это приведет к катастрофическому падению стока реки Урал, ее исчезновению с лица земли.

Сейчас на Урале имеются 4 крупных водохранилища, 80 гидроузлов со сложным основным оборудованием. Наряду с этим, негативно влияет на речной бассейн беспорядочно установленные в малых реках более 3000 наземных плотин. Большинство из них построены на территории России.

Такое ограничение стока воды создает угрозу природе вокруг реки, также отрицательно влияет на сельскохозяйственную отрасль, стимулирует экономический и экологический упадок региона.
В то же время, актуальная проблема – многие водопользователи в области допускают расточительство путем безучетного потребления воды. Мы сами допускаем ненужные затраты. Например, этому способствуют и упущения в некоторых законах и нормативных документах Казахстана.

КАК РЕШИТЬ ЭТУ ПРОБЛЕМУ?

Нужно вести строгий учет воды. Например, хотя в Водном кодексе прописано положение о неиспользования питьевой воды в производстве, а вот в Административном кодексе не указаны размеры штрафа за это.
Не выдерживает критики не только уменьшение водных ресурсов, но и экологическое состояние реки.

В концепции развития водного хозяйства до 2020 года, разработанной Комитетом водных ресурсов Министерства сельского хозяйства, указывается, что загрязнение тяжелыми металлами, хромом, цинком, бором водных источников, имеющих отношение к этой реке, намного превышает предельно допустимую концентрацию по санитарно-гигиеническим нормам и нормам рыбного хозяйства. Вывод: экологическое положение Урала крайне тяжелое, и требуются незамедлительные меры для его оздоровления, так как могут оказаться под угрозой здешняя флора и фауна.

В регионе имеются еще несколько больших и малых источников воды. Однако, их нельзя использовать в качестве источника питьевой воды. Например, Уил, Сагыз, Эмба не пригодны для использования.

Если по области самая тяжелая ситуация с водой сложилась в Кызылкогинском районе, сейчас ее решили путем прокладки магистрального водопровода.

Правда, в этих краях много подземных вод, их можно использовать. Но они недостаточно исследованы, потому мы не можем предложить их для употребления. К тому же их нужно сохранить в качестве резерва для будущих поколений.

Наряду с этим, по мнению ученых, основные загрязнители бассейна Урала – Оренбургский газоперерабатывающий завод, Актюбинский завод хромовых соединений, немногочисленные цеха, оставшиеся от некогда знаменитого Алгинского химического завода. Их выбросы в виде сточных вод, очищенных только условно, с хромовыми соединениями в составе попадают в речку Илек. А Илек вместе с Уилом несет свои воды в Урал, далее – в Каспийское море.

Об этом знают и экологи, и служба санэпиднадзора, и адимнистрация Актобе. Но «Сытый голодного не разумеет» — раз они сами не пьют эту воду, то и не придают особого значения проблеме.

Прошлым летом из-за загрязнения Урала Атырау оказался на грани эпидемии. Только за счет усиленного хлорирования воды в городской сети сумели сберечь население от болезней.
Также предприятия, учреждения вдоль Урала не проявляют беспокойства по поводу чистоты воды. Поражает равнодушие самих жителей.

Во время специальной экспедиции по Западному Казахстану и Атырау в этих регионах выявлены более 160 свалок, влияющих на загрязнение Урала, и строительного мусора, отходов дач, плавающих на воде. То есть, помимо предприятий, частные лица также вносят свой «вклад» в захламление Урала.

Поэтому чистота реки Урал, экология ее бассейна находится под строгим контролем местной исполнительной власти.

Одно из мероприятий, проводимых в области в последнее время, — подключение к общей сети канализационной системы коттеджей вдоль побережья реки. Сейчас эти работы заканчиваются.
Мы всерьез взялись за чистоту побережья, ранее бывшего предметом заботы только во время сезонных мероприятий и привели его в соответствие с требуемыми стандартами. Укреплены берега во избежание бесцельного расходования воды, благоустроена набережная, проведено освещение и установлено видеонаблюдение. Сейчас это – любимое место отдыха, прогулок горожан.

Однако, отсутствие специального статуса Урала не только влияет на его экологическую судьбу, но наносит ущерб растительному и животному миру.

Это касается, прежде всего, рыбного хозяйства.
В свое время на Урале концентрировалось 33% мировых запасов осетровых и 40% производства черной икры. Он являлся основным ареалом нереста осетровых и обитания мальков. Тогда не нефть, а икра являлась гордостью нашего края.

Сейчас все это безвозвратно ушло в прошлое.
Сегодня распространение знаменитых осетровых на Урале сократилось в 30 раз. Ни рыба, ни икринки не выживают в реке. В заросшей тиной мутной воде осталась только частиковая рыба. И та находится под угрозой исчезновения.

Как полагают ученые, подъему осетровых из Каспия вверх препятствуют не только действия браконьеров, но и снижение уровня воды и чрезмерное ее загрязнение.
Осетровые рыбы Каспия не могут свободно распространяться в мелководье, не достигают естественных кормов, нерестилищ.

Сегодня из 68 нерестилищ и зимовок вдоль Урала пригодны только 13.

Вследствие этого на порядок снизились показатели вылова рыбы. Улов рыбы, раньше измерявшийся десятками тысяч тонн, ныне укладывается в десятки тонн.

И частиковую рыбу настигает мор. В последние годы суровые зимы сковывали толстым льдом реку. Из-за отсутствия доступа воздуха рыба гибла тысячами, и их останки прибивало к берегу во время весеннего половодья. Такое случалось довольно-таки часто. Из областного бюджета ежегодно выделяются значительные средства для пробивания лунок, обеспечения доступа воздуха рыбам. Тем не менее, эти работы недостаточны и требуется решение данной проблемы на республиканском уровне.

Пока же приходится констатировать факт: нет былого массового наплыва рыбы в реку.
Сейчас дно реки захламлено остатками сетей и удочек. Это – «наследие» браконьеров, что создает угрозу желающим купаться.

УМЕНЬШЕНИЕ СТОКА ВОДЫ РЕКИ УРАЛ НАНОСИТ ОГРОМНЫЙ УЩЕРБ И ДРУГИМ ОТРАСЛЯМ ХОЗЯЙСТВА

Когда-то по реке было интенсивное судоходство. Урал был одной их немногих рек, по которой осуществлялась перевозка тяжелых грузов на крупногабаритных судах. Сегодня по реке, дно которой не очищалось 15 лет, едва ли проплывут без риска сесть на мель даже небольшие катера. Достаточно вспомнить прошлогоднюю суматоху со спуском в воду «Барыса», необходимого для проекта освоения Северного Каспия. Можно говорить, что сейчас движение крупных судов по реке прекратилось вовсе.

Раньше из-за огромного поступления воды с верхов часты были случаи, когда река, выходя из берегов, подтопляла пашни, населенные пункты, нефтяные прромыслы. Теперь загрязненная, заилованная река меняет русло, оставляя прежние разливы, многие из них засыхают. Саму реку в иных местах можно перейти вброд. Пастбища, оставшиеся без паводковой воды, тяжело переживают засушливое лето последних годов. В результате резко сокращаются запасы корма для скота.

Зеленый пояс реки – тугайные леса также оказались на грани исчезновения.

Здесь нельзя упускать из виду и вопросы сохранения, защиты фауны и флоры бассейна.

Обострению вышеизложенных проблем способствует и отсутствие средств для очищения дна реки. Причиной отсутствия интереса к очищению вод Урала является то, что он не включен в перечень «особо значимых рек» Казахстана, утвержденного постановлением Правительства. 21 января 2004 года было опубликовано постановление Правительства РК №59 «Об утверждении Перечня водных объектов особого государственного значения и особенностей правового режима регулирования хозяйственной деятельности на водных объектах особого государственного значения».

Хотя в этот реестр были включены реки, куда более благополучные по сравнению с Уралом, этой реке было отказано в таком статусе.

По причине ухудшения миграции рыб вследствие мелководья местной исполнительной властью ежегодно выделяются существенные средства на углубление русла реки и природоохранные меры.

Однако этих средств явно недостаточно, да и проблема нерешаема на областном уровне.
Крайне неудовлетворительно ведутся работы по очистке русла реки ведомствами, ответственными за их выполнение. Только в 2007-2008 годы коммунальное предприятие «Водные пути» проделало кое-какие работы на Урале. И то только касательно судоходных путей. После этого Комитет рыбного хозяйства пытался прочистить пути миграции рыб, выделяя незначительные средства.

При наличии в области стольких контролирующих органов по Уралу, реальная работа только этим и ограничивается. До сих пор не принята и программа по сохранению и защите Урала. Более того, отрезку реки на территории области даже не присвоен статус охраняемой государством природной зоны.

Отсутствие специального статуса реки, межведомственные нестыковки мешают решению проблемы коренным образом.

Сегодня в нашей стране вопросы защиты рек зависят сразу от трех министерств — Охраны окрущающей среды, Транспорта и коммуникаций, Сельского хозяйства. Однако пользы от большого количества курирующих министерств мы не видим. Более того, можно утверждать, что такое состояние дел только ухудшает ситуацию.

Осуществление контроля за особо охраняемыми зонами, охрана окружающей среды, использование и контроль за природными богатствами, ресурсами леса и рыбного хозяйства – эти функции переданы в компетенцию Министерства сельского хозяйства. Получается нонсенс: и пользователь, и защитник, и контролер – одно и то же лицо.

Напрашивается закономерный вопрос: в чем эффект от такой противоречивой системы регулирования?

Плюс к этому государственный контроль над источниками водных запасов осуществляют экологи, бассейновое управление водного хозяйства, инспекция рыбоохраны, служба государственного санэпиднадзора и сотрудники внутренних дел.

Такая разобщенность, отсутствие персональной ответственности способны заволокитить дело, выдавая нулевой результат при видимости бурной деятельности.

Поэтому, в соответствии с требованиями Концепции экологической безопасности, необходимо поручить функции защиты водных ресурсов единому государственному органу.

Экологическое состояние региона находится под постоянным контролем местной власти. По нему несколько раз проводились совещания, совместные заседания, вопрос широко обсуждался. Мы принимаем все меры в пределах возможного.

Благодаря тому, что в последние годы акимат области поднимал проблемы Урала на уровне Правительства Республики, выходил с предложениями, они нашли поддержку у Премьер-министра страны во время его июньского визита в Атырау. В частности, мы вошли в состав межгосударственного штаба по вопросу наполнения воды Урала, и будет оказана большая помощь в очистке и углублении дна реки.

Также вопрос рассматривался на межправительственном заседании, прошедшем 22 июля в Уральске с участием руководства России и Казахстана. По его итогам подготовлены конкретные соглашения и будут утверждены на сентябрьской встрече руководителей двух государств.
Есть надежда, что решение этих копившихся годами проблем получит новый импульс.
Ситуация в Урало-Каспийском водном басейне – вопрос особой актуальности для нас, поэтому он постоянно находится на повестке дня.

Однако это – проблема не только одной области, вопрос компетенции не одного только акимата. Это нужно всем, и все должны принимать участие.

Назрела необходимость создания специального фонда сохранения Урала. Учитывая всеобщий характер проблемы, этому фонду должны оказать поддержку местные крупные предприятия и бизнес-структуры.

Призываю общественные объединения поддержать наши начинания, принять активное участие. Сейчас мало кто поднимает вопросы экологии, за исключением некоторых НПО.
Пока органы власти, организации, предприятия, учреждения, все водопользователи, общественные объединения не будут совместно работать, не найдут пути экономии и сохранения воды, правильного использования и управления водными ресурсами, эта проблема будет повторяться в будущем и усложняться.

Для решения проблемы реки Урал – основного источника воды в области, необходимо реализовать мероприятия первоочередного характера: главное, нужно включить Урал в перечень объектов особой государственной важности, придать ему статус особо охраняемой зоны. Тогда появится возможность оперативно решать этот вопрос.

-Также предлагаем Правительству решить вопрос об увеличении финансирования работ по очистке и углублению дна реки.

-Один из главных, решающих вопросов – предусмотреть возможность строительства на реке Урал контррегулятора, на основе научных исследований.

Для восстановления вод Урала некоторые предлагали построить водохранилище и в Атырау. Однако климатические условия края не позволяют этого: на равнинной местности, песчаной почве вода не задерживается — просачивается в почву, обильно испаряется.

То есть, для нас этот проект нерентабелен. Строительство таких водохранилищ эффективно только в горной местности.

К тому же, во время весенних паводков наблюдается необоснованное преграждение водоемов земляными дамбами. А земля, смываемая волнами, затем заиливает русло.

Или, паводковая вода разливаясь в степи, зря расходуется. Сейчас, при наполнении всех каналов в области, расходуется только 56 млн. кубометров или 21% поступающей воды. Если их эффективно использовать, то можно обеспечить водой и пастбища, и посевы.

Поэтому наиболее эффективный способ решения проблемы воды –наполнение русла и чащи высохших речек и озер вдоль Урала во время весеннего половодья, с последующим использованием накопленной воды для сельскохозяйственных нужд в летние месяцы (в июне, июле, августе). Для этого нужно определить старые русла и озера с большой емкостью, установить шлюзы на местах впадения в них речной воды. Раньше практиковалось такое. А польза от этого заключается в следующем: появляется возможность сбережения воды Урала за счет экономного расходования; создаются оптимальные условия для роста прибережных тугайных лесов, повышения плодородия пастбищ, размножения рыбы и иной живности.

Важная задача – широкое внедрение в земледелие технологии капельного орошения. Этим достигаются и экономия воды и повышение урожайности посевов.

МЫ ДОЛЖНЫ УДОВЛЕТВОРЯТЬ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ, ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗУЯ ИМЕЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ ВОДЫ

Наряду с этим за счет природоохранных мероприятий этого года разрабатывается проект «Повышение уровня реки и улучшение гидрологического режима» в пределах Атырауской области. Цель: увеличение течения реки путем проведения дноуглубительных работ и защита побережья от оползней.

После завершения разработки эти проекты будут представлены в соответствующие ведомства для финансирования из республиканского бюджета

Все перечисленное – первоочередные задачи, которые мы обязаны решать сами, внутри страны.
А, в основном, проблема Урала носит межгосударственный характер.

В силу того, что Урал является трансграничным водным объектом, его сохранение и защита – задача общая для Казахстана и России. Оптимизация бассейновой экосистемы Урала, кардинальное улучшение водной артерии зависит от согласованных совместных действий двух государств.

Поэтому предлагаем создать межгосударственный комитет.

— Также необходимо принять межгосударственное соглашение в совместном использовании трансграничной реки Урал. На сегодня имеется двухстороннее Соглашение, принятое в 1992 году. Но позднее, и Казахстан, и Россия присоединились к Международной Конвенции по охране и использованию трансграничных водостоков и международных озер. Поэтому, во избежание несогласованных действий в будущем, очень важно принять двустороннее соглашение в соответствии с данной Конвенцией. Это позволит конкретизировать двустороннее отношение.

— На основе этого Соглашения нужна межгосударственная программа по защите и сохранению реки Урал, принадлежащей двум государтвам. При этом, безусловным требованием является соответствие всех принимаемых мер с научной точки зрения.

Сейчас акиматом области внесены предложения в Правительство РК и Министерство охраны окружающей среды. В этом документе указана необходимость приоритета совместного с Россией исследования и мониторинга состояния бассейна трансграничного Урала, обмена информацией, повышения водоносности, увеличения количества гидропунктов на территории области и районов, их совершенствования и автоматизации.

— Большую роль должно сыграть присвоение бассейну реки Урал статуса «Особо охраняемого регионального природного биосферного заповедника» совместно с Россией.

— Река Урал протекает по пограничным регионам. Поэтому в его защиту необходимо принять закон «О межграничном сотрудничестве». Его проект представлен на согласование в соответствующие ведомства.

Вот так, реализовав межгосударственную комплексную программу, совместные меры, внутренние мероприятия, можно будет решить сегодняшние сложные проблемы, касающиеся общего источника воды.

Урал — уникальный дар природы. Годами, в течение веков, река была нашей кормилицей, фундаментом нашего благополучия, важным фактором экономического роста.
Сегодня Урал сам нуждается в помощи. Спасти его, сохранить эту реку жизни – общегосударственная, всенародная задача, наш долг перед будущими поколениями.

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна