СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ — ПРОЧНУЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ БАЗУ
Грандиозные задачи, обозначенные в Стратегии-2050 и Политической доктрине партии «Нур Отан» требуют принятия своевременных и реальных действий для достижения этих целей. Без этих условий любая великая идея обречена на провал.
В этом контексте жесткая критика Главы государства исполнительных органов вполне объяснима. Действительно, в реализации принятых программ существует много серьезных проблем, сдерживающих наше движение вперед. В этих условиях неизмеримо возрастает актуальность налаживания эффективной работы всей системы государственного управления, в том числе и законодательной ветви власти.
Сегодня в Казахстане наработан колоссальный опыт парламентского законотворчества. Только в период работы Парламента пятого созыва принято свыше 140 законов, 12 из которых разработаны по инициативе депутатов. В настоящее время в работе находятся 34 законопроекта.
Главной отличительной особенностью законодательной деятельности депутатов является их четкая социальная направленность, стремление решать наиболее актуальные и насущные вопросы населения. Именно такую задачу ставит всегда перед нами наш Президент Нурсултан Назарбаев.
Наиболее зримо этот принцип проявился при рассмотрении Мажилисом Парламента законопроекта «О республиканском бюджете на 2014-2016 годы».
Бюджет имеет четкую социальную направленность. Расходы республиканского бюджета на социальную помощь и обеспечение в трехлетнем бюджете планируются в сумме 4 878,2 млрд. тенге, из них в 2014 году — 1 485,8 млрд. тенге с ростом к текущему году на 115 млрд. тенге или 8,4?%. Большая часть данных средств — более 90?% — направляется на социальные выплаты пенсионерам и получателям пособий. Также в проекте бюджета, во исполнение поручения Главы государства, предусмотрены расходы на субсидирование обязательных пенсионных взносов получателям социальных выплат, в случае потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года в общей сумме 30,7 млрд. тенге.
Жесткой критике депутатов подвергся при обсуждении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», предусматривающий повышение налога на транспорт и имущество.
В первоначальном варианте правительственным законопроектом предлагалось:
— повышение ставок налога на имущество физических лиц в два раза путем увеличения базовой стоимости квадратного метра для Алматы и Астаны с 30 000 до 60 000 тенге, а для областных центров с 18 000 до 36 000 тенге;
— для квартир площадью свыше 150 квадратных метров и домов свыше 300 квадратных метров ввести трехкратный коэффициент;
— ставки налога на землю, предназначенную для жилищного строительства, но длительное время неиспользуемую, увеличить в 10 раз;
— повышение налога на транспортные средства с объемом двигателей от трех до четырех тысяч кубических сантиметров с нынешних 15 МРП до 35-66 МРП и отмена льгот для авто с объемом выше четырех тысяч кубических сантиметров.
Но фракция «Нур Отан» отказалась принять предложенные Правительством изменения по налогу на транспорт и недвижимость. Прежде всего потому, что налоговое бремя в данном случае перекладывалось на большинство населения.
На заседании фракции был разработан пакет предложений именно по этим двум позициям. Так, в части налога на транспортные средства мы предложили для автомобилей с объемом двигателя от четырех до пяти тысяч кубических сантиметров ввести ставку налога до 130 МРП, а для автомобилей объемом двигателя свыше пяти тысяч кубических сантиметров — до 200 МРП. Более того, чтобы не ущемить интересы простых граждан нашей страны, как правило, ездящих на недорогих и подержанных автомобилях, было предложено все новые ставки налога применять к автомобилям, которые будут приобретены с 1 января 2014 года.
Кроме того, депутаты поддержали повышение в два раза базовой стоимости одного квадратного метра жилья в Алматы, Астане и областных центрах, но предложили исключить повышающий коэффициент и заменить его на более справедливый подход — в зависимости от стоимости жилья. Это будет более обоснованно при налогообложении дорогостоящего жилья. Депутатами было предложено целесообразным введение специальных повышающих налогов с оценочной стоимости имущества с суммы свыше 150 млн. тенге.
Благодаря принципиальной позиции депутатов эти предложения Правительством были поддержаны.
Также данный законопроект предусматривает повышение акцизов на табачную и алкогольную продукцию. После жесткой критики Главы государства стремления Правительства поддержать интересы «водочного лобби», они были рассмотрены незамедлительно. Так, если акцизы на сигареты сегодня 1550 тенге за тысячу штук, то с 2014 года — 3000 тенге, с 2020 года — 45 евро; акцизы на спирт сегодня за 1 литр — 2,5 евро, а с 2014 года — 5 евро, с 2016 года — 8 евро.
Данные изменения приняты депутатами исходя не только из экономических соображений. Уверены, что они могут сыграть положительную роль в сохранении духовного и физического здоровья народа. К сожалению, сегодня Казахстан входит в 30-ку государств, употребляющих более восьми литров крепких алкогольных напитков на душу населения. С увеличением стоимости на табачную и спиртную продукцию в несколько раз, возможно, определенная часть населения перестанет курить и пить.
Необходимо также отметить, что фракция «Нур Отан» широко использует возможности парламентского и общественного контроля над реализацией задач Стратегии-2050. Так, за время работы Мажилиса пятого созыва депутаты-нуротановцы направили порядка трехсот запросов государственным органам по всем аспектам выполнения предвыборной платформы партии.
Например, в ходе недавней моей поездки в Макатский район для разъяснения проекта Политической доктрины НДП «Нур Отан» одним из самых острых вопросов, задаваемых как членами партии, так и жителями, был вопрос, связанный с состоянием автодороги Макат — Доссор.
Вот уже длительное время 17 километров автотрассы республиканского значения «Актобе — Атырау — Астрахань РФ», на участке между поселками Макат и Доссор, находится в аварийном состоянии.
Но решение этой проблемы имеет не только экономическое, но и социальное значение. Преодоление этого участка дороги связано не только с риском поломок автотранспорта, но и представляет реальную угрозу безопасности людей. А в осенне-зимний период проезд по ней практически невозможен.
Неоднократные обращения руководства области, депутатов Парламента РК к Правительству не дали положительных результатов. Хотя еще в начале 2011 года Правительством РК было заявлено, что утвержденная отраслевая программа по развитию транспортной инфраструктуры на 2010-2014 годы предусматривает осуществление реконструкции автомагистрали республиканского значения «Атырау — Астрахань» и капитальный ремонт участка дороги Доссор — Макат. Но до сих пор эти решения остаются лишь заявлениями о намерениях, не принося никаких положительных перемен в повседневную жизнь населения района.
Для полного капитального ремонта необходимо 2 млрд. 20 млн. тенге. Проектно-сметная документация готова. Если Правительство даст добро, то исполнительные органы области готовы приступить к ремонту дороги, по которой идет огромный транспортный поток между Казахстаном, Россией и европейскими странами. В связи с вышеизложенным группа депутатов Мажилиса от Атырауской области обратилась с депутатским запросом к Премьер-министру с просьбой решить этот вопрос.
К сожалению, жизненно важных вопросов, требующих незамедлительного решения, в регионе немало. Ради объективности необходимо отметить, что и центральными, и местными исполнительными органами предпринимаются эффективные меры по улучшению динамики социально-экономического роста области. Но вместе с тем, существуют проблемы, решение которых требует мер государственного масштаба.
Например, жителей области глубоко волнует судьба Урала и Каспия.
В 2011 году после катастрофы в Мексиканском заливе ученые составили список «незаменимых» экосистем мира, где обитают уникальные виды морских и речных млекопитающих. В этот список было включено и Каспийское море, как имеющее мировое значение. Это говорит о том, что мы ответственны за сохранение Урало-Каспийского бассейна не только перед нашим народом и будущими поколениями, но и мировым сообществом.
А ситуация, действительно, критическая.
В 1970-1980 годах рыболовецкие колхозы региона, местный рыбокомбинат заготавливали 70-80 тысяч центнеров рыбы осетровых пород и 8-10 тысяч центнеров черной икры, 4 тысячи центнера балыка, а также добывали более 200 тысяч центнеров рыбы частиковых пород.
Сегодня с горечью и болью приходится признать, что этому рыбному изобилию наступает конец. На реках Урал и Волга построили каскады гидростанций, искусственные водоемы, а естественные нерестилища загубили. Свою негативную роль сыграло масштабное браконьерство. В итоге пришли к тому, что уровень добычи рыбы катастрофически упал. По сравнению с прошлым периодом среднегодовые уловы сазана, судака, леща, воблы, сельди-черноспинки сократились в сотни раз, а об осетровых породах и говорить не приходится, они просто на грани исчезновения.
Одной из главных причин этой ситуации является потеря нерестовых площадей, а река Урал, как известно, является единственной рекой в Каспийском бассейне, где сохранился естественный нерестовый фонд осетровых рыб.
В каком состоянии находятся нерестовые участки на сегодняшний день никто не знает, потому что последняя их инвентаризация проводилась в 2000 году.
Исходя из этого, я обратился с письмом к министру окружающей среды и водных ресурсов с предложениями о необходимости проведения мелиоративных (дноуглубительных) работ на рыбоходных каналах и восстановления естественных нерестилищ в русловой и пойменной части рек Урал, Кигач и Шароновка, разработки проекта капитальной мелиорации русла Урала от Индера до Атырау и полной инвентаризации нерестовых участков для объективности оценки их состояния и адекватности принимаемых мер.
Бесспорно, в законотворческой сфере проделана большая работа, но предстоит сделать еще больше. К примеру, в работу поступили важные законопроекты, касающиеся проведения «ЭКСПО-2017», реформы правоохранительной системы в виде проектов новых редакций УК, УПК, УИК и Кодекса об административных правонарушениях.
По определению Главы государства «главный партийный девиз на предстоящие десятилетия: вперед — к новой инновационно-индустриальной экономике, новому качеству жизни казахстанцев, как единой и сплоченной нации, новым вершинам международного авторитета Казахстана, как динамичного и ответственного государства ХХI века».
Этот девиз должен стать мотивом наших устремлений и действий во имя воплощения в реальность нашей общей Казахстанской Мечты.
Еркин ШПАНОВ,
депутат Мажилиса Парламента РК