Отечественные нефтедобытчки нуждаются в стимулах

41b48089 2d2c 458b afab 23d8051168d1 Политика

Генеральный директор ТОО «Светланд-Ойл», депутат Атырауского областного маслихата VII  созыва – Женис Абилкарес.  

– В целом в нефтегазовом секторе Казахстана с начала года осуществляются большие реформы с целью удовлетворения внутреннего рынка. И думаю что это правильно, так как это национально-ориентированная политика, потому что мы как суверенная страна должны обеспечивать свою энергетическую безопасность, это аналогично обеспечению продовольственной безопасности. Этими вопросами занимаются, так или иначе, предприятия подобные нашему. Однако нам надо учитывать одно большое обстоятельство или сложившуюся ситуацию. Дело в том, что большинство эксплуатируемых месторождений уже устарели или находятся на грани истощения и проходят последниюю стадию эксплуатации, которые очень затратны. К тому же внешний рынок углеводородов в ценовом плане гораздо более привлекательный, чем, нежели внутренний рынок не покрывающий затрат нефтяных предприятий. И нефтяные предприятия сталкиваются с большими трудностями, когда реализуют нефть на отечественный рынок. Это было озвучено и на недавнем совещании с профильным министром энергетики. В свое время предыдущий министр энергетики Болат Акчулаков тоже говорил о необходимости насыщения рынка республики нефтепродуктами. Только тут непонятна одна вещь. У нас как вы знаете, в стране имеются нефтеперерабатывающие заводы, и на них в достаточном количестве перерабатывается нефть. И выпускаются нефтепродукты даже больше чем нужно для насыщения внутреннего рынка. Но есть закон ограничиващий  вывоз светлых нефтепродуктов (бензина и дизельного топлива). И, тем не менее, в период посевной и уборочной кампании во время проведения весенне-осенних полевых работ, как правило, мы наблюдает такую картину, с завидным постоянством ощущается нехватка ГСМ. Получается, фактически так. Нефть добывается, потом перерабатывается, и нефтепродукты тоже выпускаются в достаточном количестве, но их всегда не хватает для страны. И естественно возникает логический вопрос: «А куда же они деваются?». Вроде страна и закон такой применяет, чтобы просто так никто не забирал на сторону нефтепродукты. Вот, к примеру, говорят, что ГСМ уходит в Россию и Кыргызстан. Но мы не понимаем, а куда смотрят правоохранительные органы? Они что не видят этой проблематки? И возникает мысль, что наши правоохранительные органы просто не отслеживают, не занимаются данным вопросом. Но на наш вопрос нынешний министр энергетики ответил, что каждый должен заниматься своими прямыми обязанностями, то есть, то что в входит в нашу компетенцию. Но я хочу обратить внимание в этом вопросе на нарушение принципа справедливости. Если все в достаточном количестве производится, но какие-то люди, непонятно кто вывозят нефтепродукты за пределы страны, то почему тема энергетической  безопасности и насыщения внутреннего рынка остается в стороне. И опять таки-таки возникает вопрос: – А почему бездействуют люди, которым мы доверили регулировать эти вопросы?

  Теперь для того чтобы предприятия подобные нашему участвовали в насыщении и поддержании внутреннего рынка, то их на мой взгляд их надо разделить на ряд категорий. Это сугубо моя собственная позиция, которая, безусловно,  может быть оспорена. Потому что есть определенные критерии. Считаю что те, кто добывает нефть до 10 тысяч в месяц тонн надо отпустить «в свободное плавание». Поверьте это не много. К примеру, наше предприятие добывает до 1-1,5 тысяч тонн нефти в месяц. В период пика буровых работ, получается, добывать до 2 тысяч нефти в месяц. Правда, нужно же потом возмещать понесенные при этом затраты. А внутренний отечественный рынок эти затраты пока не в состоянии возместить. Об этом я тоже говорил ранее. Мое предложение такое. Мы понимаем, если страна будет нуждаться в нас, ведь правительство регулярно поднимает  вопрос о поддержке сельхозпроизводителей в плане обеспечения их ГСМ, то на период вхождения на внутренний рынок и отгрузки нужного объема нефти, необходимо хотя бы создать определенные налоговые льготы. Чтобы, во-первых, мотивировать малые и небольшие нефтяные компании отгружать нефть, а во-вторых, покрывать их производственные издержки, не ударяя по их экономическому состоянию, по уровню заработной платы на этих предприятиях, по выполнению их производственно-плановых показателей и реализации намеченных программ. Все такие какие-то облегчения и послабления мы ожидаем, так как в прежнем налоговом кодексе они не были предусмотрены. Но насколько я знаю, на сегодня сформированная рабочая группа при профильном министерстве не рассматривает данный вопрос. По причине того что  вышеуказанный вопрос якобы противоречит какому-то международному соглашению. И будто бы тем самым будет создан прецендент внутри страны. Честно говоря, для меня это непонятно. По моему мнению, законы, принятые у нас должны приносить пользу нашей стране, ее интересам, прежде всего. Если нефтепродукты нужны на внутренний рынок, то либо надо искать другие пути или сделать вышеназванные мною шаги в этом направлении. Сейчас многие месторождения устарели и истощены, а дополнительно новых фактически нет. А крупных «три кита» – ТШО, НКОК и КПО, на внутренний рынок нефть не дадут. В подписанных с ними соглашениях этот пункт не предусмотрен. Так что нефть для насыщения внутреннего рынка будет пополняться за счет отечественных нефтяных компаний. Но опять-таки надо подумать и о поддержке отечественных нефтяных компании.

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна