Политика

Конституция в эпоху сервисной модели государства: до и после

Появление в начале второго тысячелетия понятия «государственная услуга», пожалуй, главный аргумент и свидетельство о начале бесповоротных и фундаментальных изменений в государственном управлении.

При этом происходящие вокруг нее процессы по переосмыслению достижений управленческой мысли, расстановка новых приоритетов, отражение подобных изменений в законодательных актах, несомненно, оставляет ряд объективных вопросов.

Нам удалось совершить своего рода революцию в госуправлении и переориентировать ее на повышение качества оказания госуслуг населению.

Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс состоявшегося государства

Первое — если с категорией «государственная услуга» мы столкнулись только в наши дни, то разве прежде государство не оказывало эти услуги? На самом деле услуги в сфере социальный защиты, образования, здравоохранения и другие оказывались всегда. Иное было бы представить сложно.

Вместе с тем, государственный аппарат, отождествляемый в образе неотъемлемого атрибута государственной власти и воспитанный на основе марксистских представлений о происхождении и предназначении государства, никак не мог позволить себе оказаться в роли услугодателя.

Отсюда практически все отрасли, в той или иной степени регулирующие отношения между органами государственной власти и гражданами, отнесены к публично-правовому семейству права.

Разумеется, в них господствует принцип власти и подчинения. Центральное здесь место занимает административное право. В рамках его императивных норм шла реализация административных процедур в различных сферах.

При этом ограничение, закодированное в самом названии, привело к тому, что основным предметом любого интереса к этому вопросу становились исключительно процедурные вопросы. Таким образом, на протяжении всего советского периода легко обходили стороной вопросы: для чего и ради кого осуществляются административные процедуры?

Ввиду того, что конституционное право также рассматривалось в роли составного элемента публичных отраслей права, можно сделать следующий вывод: Основной закон представлял собой продукт преимущественно императивных норм, выстроенных на принципах власти и подчинения.

Односторонне властный характер отношений между государством и гражданами, как главная отличительная черта административного и конституционного права, с момента воплощения прогрессивных идей современной правовой политики, а также под влиянием концепции сервисный модели государственного управления все больше подвергается сомнению.

Так, Концепция правовой политики, действовавший в период с 2010 по 2020 годы, прямо заявляет, что мы должны отходить от указанных методов, если речь заходит о государственных услугах. Либо другой пример — Концепция новой модели государственный службы. Здесь говорится о том, что государственная служба должна стать синонимом понятия «служение интересам нации и общества».

Теперь второй вопрос, если мы говорим в прошедшем времени о прежних представлениях и принципах, то что могло их заменить и насколько это оправданно?

Концепция госуправления шире, и предусматривает создание сервисной модели, направленной на удовлетворение потребностей граждан.

Нам нужно определиться со структурой госаппарата, оптимальной численностью госорганов.

К.К. Токаев, На расширенном заседании Правительства, 2020

В канун юбилейной даты нашей Конституции вполне уместно отметить, что, согласно концепции сервисной модели государства, Основной закон — это сердцевина, вокруг которого выстраиваются дальнейшие отношения между государством и обществом, государством и гражданином, определяются содержание и характер обязательственных отношений.

По сути, ставший этому научной основой теория общественного договора прямо относит и называет Основной закон общественным договором. Ее сторонники утверждают, что именно поэтому Конституция практически во всех странах мира, как правило, принимается на республиканском референдуме. С этим, конечно, не поспоришь. Так как Конституция содержит и определяет основные обязательства государства и гражданина. Важно также отметить, что они взаимные. Это, в свою очередь, во многом отражает положения теории общественного договора и базовые принципы концепции сервисного государства о том, что члены общества – граждане — создают государственный аппарат и наделяют ее необходимыми ресурсами (финансовыми, властными полномочиями и другими) для обслуживания и удовлетворения собственных нужд, потребностей. А в свою очередь, со своей стороны обязуются «платить налоги, служить в армии и подчиняться законам».

Безусловно, Основной закон определяет и другие положения. Это нормы об устройстве государства, его правовой режим, условие функционирования органов государственной власти. Однако их легко можно отнести к реализационным нормам. Главное — это предмет данного документа, в качестве которого по праву выступают совокупность взаимных прав и обязанностей государства и гражданина.

Понимание Конституции как соглашения между государством и его гражданами, наконец, как общественный договор имеет важное значение с точки зрении правильности расстановки приоритетов и осознания собственных субъективных прав и обязанности гражданами, с одной стороны, и такого же отношения к своей повседневной работе государственным аппаратом, с другой.

Завершает серию этих рассуждений вполне резонный вопрос — какие изменения предполагает Конституция, выступающая в роли общественного договора?

Одним из кардинальных изменений применительно к правовой системе может стать процесс «оттаивания» публично-правовых основ ряда отраслей права, регулирующих отношения органов государственной власти и граждан.

Ожидается, переход от односторонне властных отношений к формату взаимодействия, основанного на принципах равенства. Соответственно, границы частных правовых институтов и норм будут расширяться.

Вполне очевидно, что данный процесс встречает сопротивление. Сохранение властного статуса, безусловно, заманчивая перспектива. Сервисный характер принижает административный ресурс и сложившийся годами традиции взаимодействия органов государственной власти с гражданами. Поэтому могут приводиться различные доводы. Однако, полная модернизация госуправления неизбежна, процесс уже запущен.

Конституция как общественный договор предполагает рассматривать всю деятельность государства как услугу, оказываемую не только его гражданам, но и всему обществу как единому социальному организму. В этих условиях попытки Казахстана удержать понятие государственной услуги в рамках исключительно индивидуальных услуг государства теряют всякий смысл. Общественные услуги государства — правопорядок, безопасность общественного здоровья, охрана окружающей среды и другие — все они будут отнесены к государственным услугам. Такое, безусловно, содержит ряд позитивных аспектов.

Начнется процесс лечения целеполагания государственного управления – одну из основных проблем отечественного государственного менеджмента. Ключевые приоритеты и целевые индикаторы будут исходить от нужд потребителей общественных услуг. Управленческая мысль, наконец, возьмется за стандарты качества общественных услуг.

Придет понимание относительно вопросов соотношения государственных услуг и функций. Государственные функции перестанут играть главенствующую роль и станут инструментом оказания государственных услуг. К примеру, контрольные функции санитарно-эпидемиологических служб по проверке объектов бизнеса не должны ограничиваться нашими познаниями о том, что это одна из многочисленных властных полномочий органов государственной власти. Правильное соотношение должно сводиться к тому, что она в данном случае представляет собой лишь один из инструментов оказания общественный услуги по обеспечению общественного здоровья.

Станет очевидной мнимая и излишняя деятельность и затраты государства. Они просто не смогут вписаться в общий контур общественных услуг.

Произойдут системные изменения в государственном управлении, так как организационная структура органов государственный власти будет выстраиваться на основе поиска лучшей модели по оказанию общественных и индивидуальных услуг государства.

Модернизации будет подвергаться действующая система оценки эффективности деятельности государственных органов. Критерии и показатели будут подчинены ожиданиям и потребностям граждан и общества. Ведь человеку не важно, к примеру, сколько раскрыто преступлений в его дворе, ему важно, чтобы их попросту не было.

Салауат МУКСИМОВ,

руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button