Официально

ЗАЩИТИТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ ОТ БАНКРОТСТВА

В Атырауской области 51 предприятие проходит процедуру банкротства. Еще три компании на стадии реабилитации производства, соответственно у них есть возможность сохранения предприятия. В регионе ведется большая работа по оздоровлению и восстановлению неплатежеспособных организаций, а значит и по сохранению рабочих мест.

Требуется

оздоровление

Одна из важнейших проблем настоящего времени — своевременность платежей и возврат долгов. Некоторые организации, из-за сложившейся проблемы на производстве, перестают производить оплату по выставленным счетам, что приводит к увеличению кредиторской задолженности. По закону предприятие-должник, не исполнившее свое обязательство в течение трех месяцев с момента наступления срока, считается неплатежеспособным. Этого допускать нельзя. Важно сохранить предприятие, соответственно, рабочие места.

В очередном ежегодном Послании «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что новый этап казахстанского пути — это новые задачи укрепления экономики и повышения благосостояния народа. Экономика не может эффективно функционировать без конкретных механизмов банкротства. Для поддержки и успешного развития рыночных отношений, создания конкурентной среды немаловажную роль в обществе играет институт банкротства. Это мощный стимул эффективной работы коммерческих структур, гарантирующий защиту прав и интересов кредиторов, а также государства.

Государственное регулирование в области банкротства в Казахстане осуществляет созданный в 2001 году Комитет по работе с несостоятельными должниками — структурное подразделение Министерства финансов. Государственное учреждение «Департамент Комитета по работе с несостоятельными должниками МФ РК по Атырауской области» — его территориальный орган — ведет планомерную работу по финансово — экономическому оздоровлению неплатежеспособных предприятий Атырауского региона.

— Наша цель — провести эффективное финансовое оздоровление предприятия, стоящего на пороге банкротства, — поясняет начальник департамента Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан по Атырауской области Нуржан Мухамбеткалиев. — За основу берется Закон Республики Казахстан «О банкротстве».

Стоит отметить, что Закон «О банкротстве» был принят в 1997 году. С того времени неоднократно вносились различные изменения и дополнения, практически полностью изменившие суть большинства статей закона и его основную концепцию.

По словам начальника департамента Комитета по работе с несостоятельными должниками, законодательство о банкротстве фактически служит инструментом, позволяющим применять к неплатежеспособным должникам процедуры банкротства для преодоления кризиса неплатежей, дальнейшего роста просроченных задолженностей организаций и предотвращения негативных социальных последствий, связанных с этими процессами. Оно определяет правовое регулирование сфер общественной деятельности, в том числе и таких процессов, как функционирование и ликвидация юридических лиц. На самом деле, понятие банкротство вызывает у общества негативные представления, так как означает ликвидацию или полную реорганизацию фирмы, организации, которая влечет за собой неопределенность для многих людей.

20 февраля нынешнего года Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оздоровления конкурентоспособных предприятий», разработанный в рамках реализации Программы посткризисного восстановления. Он направлен на совершенствование системы банкротства относительно применения реабилитационной процедуры неплатежеспособными должниками.

 

Выход из

финансового

тупика

Касательно неплатежеспособности предприятий следует отметить, что применение процедур банкротства необязательно должно означать ликвидацию юридического лица, то есть продажу всех его активов с целью уплаты долгов. Казахстанское законодательство предусматривает такую меру по восстановлению платежеспособности предприятия как реабилитационная процедура.

— Реабилитационная процедура является процедурой восстановления платежеспособности предприятия, и она направлена на спасение предприятия, неплатежеспособность которого образовалась, например, в силу непрофессионального менеджмента. Это хорошая альтернатива для неплатежеспособного должника избегнуть ликвидации, а для кредиторов получить полное удовлетворение своих требований. Для процедуры реабилитации мы назначаем реабилитационного, конкурсного управляющего и администратора внешнего наблюдения, — говорит Нуржан Мухамбеткалиев. — Процедура банкротства находится на нашем полном контроле. Формируется и утверждается состав комитета кредиторов, и созывается первое его заседание в реабилитационной процедуре. Рассматриваются текущие отчеты реабилитационного управляющего о ходе проведения реабилитационной процедуры и конкурсного управляющего о ходе проведения конкурсного производства.

Реабилитация предприятий может послужить эффективным рычагом вывода организаций из финансового кризиса. В целом такая процедура — неизбежный спутник рыночной экономики, она исполняет своего рода роль санитара, контролирующего состояние ее здоровья и обеспечивающего условия для ее дальнейшего развития.

— Мы должны поднять реабилитацию атырауских предприятий как можно выше, — считает начальник департамента. — Государство, совершенствуя законы, идет на многое, чтобы сохранить предприятие.

 

Долой барьеры

В настоящее время ведется подготовительная работа по реабилитации трех атырауских предприятий из сферы строительства и производства бетона. Необходимо отметить, что законом, подписанным Главой государства 20 февраля нынешнего года, внесены изменения в Гражданский, Гражданский процессуальный и Налоговый кодексы. Государство теперь предоставляет новшество — возможность ускоренной реабилитационной процедуры. Это судебная процедура, применяемая к должнику на основании плана реабилитации, согласованного с кредиторами в досудебном порядке. Продолжительность проведения ускоренной реабилитационной процедуры не должна превышать двух лет. Суд может по ходатайству должника с согласия собрания кредиторов (собрание тоже является новшеством) продлить ее срок, но не более чем на шесть месяцев. Берется во внимание наличие возможности восстановления платежеспособности, предупреждения наступления неплатежеспособности. Преимущества данной процедуры заключаются в том, что должник, имеющий задолженность перед одним или несколькими группами кредиторов, может прийти к согласию с их большинством во внесудебном порядке и утвердить данный план с целью распространения его действия на несогласное меньшинство. Тем самым, получить возможность реализации своего плана под защитой моратория.

 

Как на ладони

В Атырауском областном департаменте ведется работа и по выявлению признаков ложного и преднамеренного банкротства. Организован мониторинг, в том числе с помощью истребования у должника информации и документов, относящихся к его финансово-хозяйственной деятельности. Запрашивается от государственных органов информация о неплатежеспособных и несостоятельных должниках.

К слову, специально для повышения уровня прозрачности проведения процедур банкротства, а также усиления контроля над деятельностью управляющих на web —  сайте Министерства финансов  Республики Казахстан в разделе «Комитет по работе с несостоятельными должниками» размещаются сведения о несостоятельных должниках, списки лицензиатов. Там оглашаются реестры назначения управляющих с указанием очередности, сведения о реализации имущества должников, объявления об аукционах по реализации имущества должников, информация о правах кредиторов.

— Реализация мер, принятые изменения в законодательстве снизят административную нагрузку на бизнес, упростят введение процедуры оздоровления, создадут условия для стимулирования внесудебного способа урегулирования задолженности, — говорит Нуржан Мухамбеткалиев. — Это обеспечит рост числа предприятий, избравших в качестве мер восстановления своей платежеспособности внесудебные переговоры или судебные процедуры оздоровления. Это позволит сохранить рабочие места и стабильность роста доходов государства за счет сохранения жизнеспособных налогоплательщиков.

Итак, законом создана правовая база для выполнения Программы посткризисного восстановления предприятий, что позволит рационально использовать бюджетные средства, выделенные для ее исполнения. Введены положения, направленные на повышение эффективности использования процедур реабилитации и банкротства.

Светлана НОВАК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button