ГАРАНТ УСПЕХА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

За 16 лет со дня принятия конституции независимый казахстан прошел непростой и в то же время решающий путь развития. За это время наша страна смогла преодолеть сложности становления суверенного государства, добиться впечатляющих успехов и стать полноправным членом мирового сообщества. Сегодня можно сказать, что гарантом успеха реформ и преобразований стала конституция, которая является главным политико-правовым документом страны. О роли основного закона в развитии государства и общества мы решили побеседовать с заместителем министра юстиции республики казахстан амирханом аманбаевым, интервью с которым «прикаспийская коммуна» предлагает вниманию читателей.
— Амирхан Тапашевич, если сделать небольшой экскурс в историю, в каких условиях шла работа над главным юридическим документом страны?
— В декабре 1991 года распался Союз Советских Социалистических Республик. Все бывшие союзные республики провозгласили себя суверенными, независимыми государствами. Казахская ССР тоже объявила себя самостоятельным государством. 28 января 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию суверенного государства. Она по-новому определила государственный и общественный строй Казахстана. Также Конституция сохранила некоторые положения Конституции Казахской ССР 1978 года, например, Верховный Совет оставался однопалатным представительным и законодательным органом, но уже не являлся всевластным органом. Стоит отметить, что в Конституции впервые было употреблено такое понятие, как «светское и унитарное государство», означающее отделение государства от религиозных объединений и невозможность образования на территории страны как политических, так и культурных автономий. Конституция также провозгласила норму о взаимодействии ветвей власти между собой с использованием системы сдержек и противовесов, а также закрепила положение о прямом действии ее норм. Таким образом, Конституция 1993 года частично давала возможность развития нового государства – Республики Казахстан, но многие принципиальные вопросы оставались открытыми.
Конституция, принятая на общенациональном референдуме 30 августа 1995 года, как Основной закон страны, отражает волю народа, его стремление к утверждению страны как демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Хочу сказать, что Основной закон страны дал народу самое главное — право выбора. Основополагающими принципами Конституция определила общественное согласие и политическую стабильность, экономическое развитие на благо всего народа: она закрепила ранее провозглашенные правовые принципы и положения о том, что суверенитет распространяется на всю территорию республики, и что государство обеспечивает целостность, неприкосновенность территории.
— Как известно, при разработке Конституции эксперты обратились к ведущей международной практике. Почему за основу главного закона нашей страны была взята именно французская модель?
— Да, действительно, за основу была взята французская модель, но ведь при этом не исключался опыт и содержание основных законов других государств. При любом государственном устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. Поэтому поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал, а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные цели – то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека.
Отвечая на ваш вопрос, хочу отметить, что французская модель оказалась наиболее приемлемой для Казахстана, поскольку позволила установить открытое гражданское общество, обеспечить политическую стабильность и не допустить раскола общества. Согласно Основному закону «единственным источником власти является народ». Народ страны сам определил содержание Конституции и свою судьбу. Для разработки Конституции был задействован весь потенциал отечественной юридической науки, привлечены специалисты всех других смежных обществоведческих отраслей, эксперты-практики. Проект Конституции 1995 года готовился узким кругом специалистов, среди которых академики НАН РК, под личным наблюдением и при самом активном и непосредственном участии Главы государства, прошел народное обсуждение и после доработки получил высшую легитимность на республиканском референдуме.
— Амирхан Тапашевич, как бы Вы охарактеризовали 16 лет, прошедшие со дня принятия Основного закона страны?
— 16-летие со дня принятия Основного закона страны можно охарактеризовать как сложный, но имеющий высокие достижения процесс. Путь, который был пройден нами, может показать правильность выбранного направления. Конституция дважды подвергалась существенным изменениям в соответствии с потребностями развивающегося общества: в октябре 1998 года и в мае 2007 года. В 1998 году парламент принял 19 поправок к Конституции и к Указу Президента «О выборах в Республике Казахстан». А в мае 2007-го было внесено около 50 поправок. Изменения были направлены на дальнейшую модернизацию политической и правовой системы страны.
С полной уверенностью сегодня можно сказать, что с момента обретения независимости республика состоялась как самодостаточное государство, как равноправный партнер мирового сообщества. Казахстан, преодолевая на своем пути коррупцию, правовой нигилизм и другие препятствия, уверенно пробивается к реализации принципов правового государства. Все приходилось начинать практически с нуля, но надо было выбрать главное направление. Такое направление, намеченное Главой государства, вскоре было определено. Конституция, обладая верховенством и прямым действием в правовой системе страны, создает надежную и целостную основу системы прав и свобод человека и гражданина, гармоничные взаимоотношения государства и личности.
— А какие успехи, достигнутые в ходе конституционного реформирования, Вы можете отметить? На Ваш взгляд, насколько эффективно сегодня действует система защиты прав и свобод человека?
— Стоит отметить, за годы независимости проделано немало для укрепления гарантий защиты прав и свобод человека. В настоящее время в Казахстане созданы и эффективно функционируют ключевые институты демократии и гражданского общества. В республике действует развитая система защиты прав человека. Это судебная защита, которая является ядром всей правоохранительной системы.
Главой государства был одобрен Национальный план действий в области прав человека на 2009-2012 годы, в котором отражены приоритеты и задачи в области прав человека. К слову, это первый в истории стран Центральной Азии развернутый документ национального уровня. Сейчас в стране укрепляется институт парламентаризма. Немало сделано и для укрепления независимости судебной власти. На рассмотрении парламента находится проект Закона «Об амнистии» в связи с 20-летием Независимости. По предварительным расчетам под амнистию подпадут более 13 000 осужденных.
Также хочу отметить, что в этом году в Женеве Комитетом ООН по правам человека впервые был рассмотрен отчет о выполнении Казахстаном Международного пакта о гражданских и политических правах. Напомню, это первый доклад, подготовленный республикой в соответствии с требованиями пакта. Отраслевой комитет ООН был проинформирован о мерах, принимаемых нашей страной в области совершенствования национальных правозащитных механизмов. Независимыми экспертами Комитета ООН была дана высокая оценка достижениям Казахстана в этой области.
— Амирхан Тапашевич, будут ли вноситься какие-либо коррективы в Конституцию в дальнейшем или нынешняя модель – наиболее приемлемая для нашего государства?
— Проведенные конституционные реформы показали, что с течением времени необходимость внесения поправок в конституционный текст — это вполне необходимый и необратимый процесс. Избежать изменений Конституции, в принципе, нельзя, весь мировой опыт показывает, что через это приходится проходить всем государствам при любом государственном устройстве, при любой форме правления. При этом необходимо не забывать, что динамика конституционализма в государстве должна соответствовать демократическим вызовам.
Что касается усиления защиты прав и свобод человека, то мы продолжим совершенствование правовой базы. Основные задачи этой работы определены в Концепции правовой политики страны до 2020 года. Хочу сказать, что в сфере прав человека мы имеем значительный потенциал для развития. А значит нужно создавать и совершенствовать существующие правовые механизмы. Несомненно, общественное развитие выдвигает и будет выдвигать новые проблемы и все более сложные ситуации, которые требуют сбалансированного взаимодействия Личности и Государства.
— Спасибо за интервью!

Арайлым РАШИТОВА