Официально

Две труднейшие задачи, решенные Н.А. Назарбаевым, — обеспечение суверенитета и стабильности

Нынешний, 21 год Независимости вошел в историю как год стабильности и процветания. Казахстан на подъеме и это заставляет еще раз вспомнить тот большой путь, который прошла страна и уяснить ту роль, которую в этом историческом процессе сыграл Глава государства — Нурсултан Назарбаев.

ХХ век дал всемирной истории политиков, создавших новые государства. Возникновение и развитие Республики Индия неизменно соединено в памяти людей с именами Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру, Турецкой Республики — с именем Мустафы Кемаля Ататюрка, Китайской Народной Республики — Дэн Сяопина.

Не только государства «третьего мира», но и «старые демократии» Европы и Америки в ХХ столетии видели политиков поистине харизматичных, вдохнувших новую жизнь в свои страны. К ним принадле­жат Франклин Рузвельт в США и Шарль де Голль во Франции. В ряду этих великих имен ныне по праву стоит имя Первого Президента Республики Казахстан Нур­султана Назарбаева.

В странах СНГ разные люди перебывали первыми лицами новых независимых государств. И Нурсултан Назарбаев выделяется среди всех наиболее эффективным стилем руководства государством.

А ведь в наследство от советского времени Казахстану достались деградирующая сырьевая экономика, обострившиеся социальные проблемы, усиление внешних угроз, возникновение конфликтогенных зон по периметру границ Казахстана. Перед молодым независимым государством стоял комплекс исключительно трудных задач.

Первая группа задач была связана с международным признанием и урегулированием вопросов, связанных с «советским наследством». В 1992 году Казахстан был принят в ООН. В последующем Республика стала членом и даже инициатором ряда международных организаций. В 1996 году Казахстан стал одним из инициаторов «шанхайской пятерки», на основе которой сложилась ШОС, служащая ключевым инструментом обеспечения региональной безопасности в Евразии. По инициативе Президента Казахстана было создано Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Чрезвычайно важным был вопрос о дальнейшей судьбе советского ядерного оружия, находившегося на территории Казахстана. В нестабильной международной обстановке, возникшей после распада СССР, обладание ядерным оружием представлялось некоторым главам новых независимых государств едва ли не единственной гарантией обретенного суверенитета от возможных внешних посягательств. Но Президент Н.А. Назарбаев понимал, что в долгосрочной международной политике владение ядерным боезапасом превратится для Казахстана из гарантии безопасности в фактор риска. Казахстан не мог бы и не хотел бросать вызов крупнейшим ядерным державам мира.

Две труднейшие задачи решенны1Н.А. Назарбаев отлично видел, что сила Казахстана — не в обладании оружием массового поражения, а в моральном авторитете. В этих условиях добровольный отказ Казахстана от ядерных вооружений, придание Республике статуса безъядерного государства усилили, а не ослабили бы Казахстан.

Чтобы успешно сделать такой ответственный шаг, нужны были незаурядная воля, выдержка, государственный ум и интуиция лидера. Нурсултан Назарбаев сумел поэтапно решить задачу превращения Казахстана в безъядерное государство без ущерба для его безопасности и для безопасности окружающего мира. Здесь Президент Казахстана поступил как политик мирового масштаба, обремененный ответственностью за судьбы не только своей страны, но и всего человечества.

Вторая группа задач, вставших перед Казахстаном сразу после провозглашения Независимости, была связана с ликвидацией тех негативных процессов, которые охватили бывший Советский Союз. В первую очередь, было чрезвычайно важно не допустить эскалации роста экстремизма, возникновения конфликтов на этнической и религиозной почве. Это была архисложная задача. Неспокойно было в соседних Кыргызстане и Узбекистане. В Таджикистане бушевала гражданская война, завершившаяся там только к 1999 году (при решающих дипломатических усилиях самого Н.А. Назарбаева). Вспыхивали конфликты в Грузии и Молдавии. Воевали между собой Армения и Азербайджан из-за Карабаха.

Как в таких условиях Казахстан с его многообразным по этническому и конфессиональному признакам населением стал настоящим островом стабильности на просторах СНГ — это чудо, над которым ломают голову политологи и всегда будут говорить историки, изучающие рубеж XX и XXI веков.

В первую очередь здесь надо отметить решающую роль Президента Казахстана в отведении от молодого государства тех угроз дестабилизации, которых не миновало практически ни одно государство СНГ.

На первых выборах Президента Казахстана в декабре 1991 года народ единодушно вверил Нурсултану Назарбаеву свою судьбу, связав с ним надежды на решение сложнейших проблем того периода. И Глава государства полностью оправдывал ожидания своего народа, что неизменно выражалось в результатах всех последующих выборов, проводимых в Казахстане.

Н.А. Назарбаев укрепил государство, обеспечил его суверенитет, стабильность и развитие. Поэтому в Казахстане нет условий для каких-то «цветных революций».

Как подчеркнул Председатель КНР Ху Цзиньтао, благодаря уверенному руководству Президента Н.А.  Назарбаева «сегодня в Казахстане наблюдается прочная политическая стабильность, устойчивое социально-экономическое развитие и постоянное укрепление авторитета страны на международной арене».

Вот так, Нурсултаном Назарбаевым были решены две сложнейшие проблемы молодого государства — обеспечение суверенитета и создание стабильной политической системы.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button