«ДУХ АСТАНЫ» — ДЛЯ ОБСЕ И ВСЕГО МИРА
Совсем недавно — 2 года назад — состоялось успешное председательство Казахстана в ОБСЕ. Масштабная цель, поставленная Президентом Н.А. Назарбаевым, была реализована.
Для Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе председательство Казахстана было принципиально важно. Это позволило ей заметно больше внимания уделять мнению и интересам государств «к востоку от Вены», в частности, странам СНГ и Евразии в целом.
Можно с уверенностью констатировать, что председательство Казахстана помогло ОБСЕ выйти из затяжного кризиса.
На практике это означает, что Казахстан в роли председателя ОБСЕ оказался способен равномерно сформировать повестку дня по всем «трем корзинам» общеевропейского диалога. Напомним, что программы ОБСЕ исторически состоят из трех «корзин» — корзины безопасности, экономической и гуманитарной корзины, каждая из которых по-своему важна.
В начале председательства скептики сомневались в успехе этой кампании, ссылаясь на молодость республики и удаленность от европейских столиц. В качестве ответа можно привести такой исторический пример.
В самый разгар «холодной войны» одной маленькой стране на северной окраине Европы — Финляндии удалось сделать почти невозможное. Она усадила за стол переговоров конфликтующие сверхдержавы и побудила подписать их знаменитый Хельсинский акт.
Напомним, в 1975 году в финской столице впервые прошла Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе, породившая ОБСЕ.
Получается, что небольшая по европейским меркам Финляндия привнесла в международные измерения весь кодекс этических правовых и моральных норм, которые являются уже естественными для современного мира.
Именно тогда, в середине 70-х, в заключительном акте ОБСЕ были сформулированы фундаментальные принципы современных международных отношений, которые включали в себя: признание суверенного равенства государств; нерушимость установленных границ; принцип неприменения силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях; признание территориальной целостности государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой; необходимость сотрудничества между государствами и добросовестного выполнения обязательств по международному праву.
Прошедшие после подписания Хельсинкского акта десятилетия показали, что европейское и все международное сообщество в целом поддерживало и практически ориентировалось на данные принципы.
Казахстан в новом веке, на новом этапе повторил, а в чем-то и превзошел историческую судьбу Финляндии образца 1975 года. Как мы помним, с той далекой поры выражение «дух Хельсинки» стало синонимом атмосферы взаимопонимания и дружбы между народами.
Уникальность Астаны как места проведения Саммита ОБСЕ несомненна. Она состоит в том, что в силу многовекторности, многосторонности внешней политики Казахстана и его хороших отношений как с Россией, так и с Западом, на этой основе могут сотрудничать самые разные международные объединения — ЕС, ОБСЕ, ШОС, НАТО и ОДКБ.
Примечательно, что в канун председательства в ОБСЕ Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев инициировал программу «Путь в Европу», целью которой являлось сотрудничество и достижение высоких европейских стандартов.
Казахстан сделал все необходимое для успешного председательства в ОБСЕ. Однако в последующем, как заметил Президент, выступая перед зарубежными дипломатами, стало заметно «отсутствие динамики в реализации Астанинской декларации. Корабль под названием ОБСЕ по-прежнему идет с креном на один бок гуманитарного измерения».
Кроме того, «ОБСЕ так и не стала площадкой поиска рецептов выхода из экономического «ступора», в котором находятся все государства, входящие в эту Организацию, а также оказываются все новые и новые страны в зоне ее ответственности. Вопросы экономической безопасности по-прежнему вне приоритетов ОБСЕ». В этой ситуации Президент Казахстана в текущем году призвал мировое сообщество активизировать деятельность ОБСЕ.
В практическом долгосрочном измерении «дух Астаны», равно как и «дух Хельсинки, будет проявляться в двух основных моментах.
Во-первых, Астана способна уже сейчас собрать на одной переговорной площадке самые разные международные форматы и политические силы.
Во-вторых, Казахстан активно предлагает новые правила игры в посткризисном мире. Своими внешнеполитическими инициативами Казахстан формирует существенно обновленные принципы взаимопонимания и справедливых международных отношений.
И, в-третьих, Казахстан обращается не только к проблематике европейской безопасности, но и евразийской, не только ко всей Европе, но и ко всей Евразии.
«Дух Астаны» — зримый символ нового этапа взаимодействия в сложных международных условиях между странами общеевропейского пространства и всего Евразийского континента.