ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА С РЕЛИГИЕЙ
Сегодня мы наблюдаем процесс переформатирования взаимоотношений государства и религии. О роли духовенства в построении «демократического, светского, правового и социального государства», как записано в Конституции, мы беседуем с главным имамом областной мечети «Имангали» Нурбек кажы Есмаганбетом.
— Как известно, взаимоотношения служителей культа с властью всегда были непростыми…
— Ни для кого не секрет, что примерно с 1926 года велась политика жесткого преследования религии, в том числе ислама. Если первоначально наступление на ислам велось путем идеологического воздействия, то затем начались массовые репрессии. Представители духовенства были объявлены классовым врагом трудящихся. После был введен запрет на преподавание ислама, началась антирелигиозная кампания в школах. Своего апогея политика атеизма достигла в 30-е годы. По всему Советскому союзу, в том числе и в Казахстане, были закрыты тысячи мечетей. Государство жестко контролировало официальные структуры мусульманского духовенства. Власти не допускали увеличения численности мечетей.
— С падением коммунистического режима ситуация изменилась, как выстраивались новые взаимоотношения?
— К счастью, распад СССР и крах коммунистической идеи о построении, так сказать, «атеистического рая» вернули авторитет религии. Юридическое же оформление нового отношения к религии произошло в 1992 году, когда был принят закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», остающийся и в настоящее время одним из самых демократичных в постсоветских республиках. С этого времени люди перестали бояться говорить о своих религиозных убеждениях, стали открыто посещать мечети, церкви, молитвенные дома, совершать религиозные обряды. Более того, к религии начали проявлять интерес бывшие атеисты и люди, прежде относившиеся к ней равнодушно. Активная религиозная пропаганда, миссионерская, причем как исламская, так и христианская, так же сыграли свою роль.
Из истории мы видим, что переходный период в нашей стране был трудным не только в экономическом, но и в духовном плане. Радует, что постепенно наше общество стало выбираться из этих трудностей. Безусловно, важную роль в этом процессе сыграла духовная опора в жизни – религия. Вера дала нам силы и мужество бороться и жить дальше.
— Коран — свод определенных правил. По вашему, Конституция и коран дополняют друг друга?
— Конституция – это Основной закон нашей страны, гарантирующий, в частности, свободу вероисповедания. Причем наша Конституция отличается от конституций многих стран, в ней очень много демократических законов, которые, в свою очередь, соответствуют положениям Корана. Например, Аллах в Коране говорит о миролюбии, неприятии насилия в религии: «Вам ваша религия, нам наша религия». Это говорит о том, что ислам проповедует свободу вероисповедания. Также и Конституция Казахстана гласит, что каждый гражданин страны имеет право выбора любой религии, и никто его не будет за это притеснять.
Коран учит нас справедливости. Первая основа в Конституции – это справедливость, вторая – защита граждан и их прав, третья – сохранение общества. По Корану ислам охраняет пять основ: первое – жизнь, второе – разум человека, третье – потомство, четвертое – имущество и пятое – честь человека, мусульманина. Если мы возьмем пункты Конституции, то они охраняют честь и достоинство, имущество, различные права, которые существуют в обществе. Отличия в том, что Коран – это слова Аллаха, а Конституция – свод законов, которые приняты людьми.
— Какова религиозная ситуация современного Казахстана?
— Это непростой вопрос. На мой взгляд, религиозная ситуация современного Казахстана имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Давайте начнем с позитивного. Казахстан последовательно проявляет толерантность, веротерпимость, призывает к межконфессиональному диалогу всех религиозных групп и объединений и ежегодно созывает съезд мировых религий. Такая конструктивная политика способствует тому, что религиозные деятели с большим доверием стали проникаться государственными интересами и активно вести свою деятельность.
И внутри государства, соответственно, идет процесс религиозного просвещения граждан. Верующие свободно посещают мечети, храмы, синагоги и католические костелы. Мы понимаем, что именно межэтническое и межконфессиональное согласие являются важнейшим условием успешного проведения масштабных реформ в политической, экономической и социальной сферах. Также мы наблюдаем, что, по большому счету, интересы государства и ислама совпадают. Современный Казахстан старается воспитывать молодежь, всех людей благопристойными членами общества. Такие же цели и у религии – растить детей добрыми, щедрыми, уважающими старших, родителей, Родину. Это — наши общие цели, для выполнения которых мы прилагаем свои усилия.
К сожалению, в настоящее время в Казахстане началось возникновение очагов радикальных религиозных сообществ, наметилось развитие нетрадиционных религиозных верований, псевдорелигиозных организаций. Я не понимаю, почему эти движения связывают с исламом. Ведь испокон веков ислам представляет собой религию милосердия и прощения, призывает к справедливости и миру, выступает за свободу и честь человека. Всевышний Аллах послал к обитателям мира, как милость, своего пророка Мухаммеда. О своей миссии Пророк сказал: «Я был послан, чтобы совершить благородные, нравственные деяния».
Ислам предписывает делать добро и запрещает развратные деяния и беззаконие. В конце всех пяти ежедневных молитв мусульманин обращается попеременно к двум сторонам света с пожеланиями мира. Из этого следует, что в исламе не было и не должно быть места экстремизму, насилию, террору, покушению на жизнь другого человека, посягательству на его имущество. «Если кто-либо убьет человека… то это приравнивается к убийству всех людей…» (сура «Трапеза», аят 32). Опасность деструктивных религиозных организаций заключается в том, что их религиозные установки наносят непоправимый вред психическому и физическому здоровью людей, негативным образом влияют на процесс формирования национальной и гражданской безопасности.
— В чем, по-Вашему, причина такого положения?
— На мой взгляд, в первую очередь, резкое и масштабное развитие нашей страны. Наш регион, с его географическим расположением и либеральными взглядами в области религии, просто райский уголок для религиозных движений подобного толка. Что для страны — 20 лет? Мы только-только встаем на ноги. Естественно, наш народ не был готов к такой волне насильственного наплыва различных верований.
— Как можно это преодолеть и изменить ситуацию в лучшую сторону? И что необходимо сделать в первую очередь?
— Безусловно, сейчас, как никогда, назрела необходимость диалога между государством и религией, обсуждения острых моментов, принятия конкретных мер по сложившейся религиозной ситуации в стране. Несмотря на то, что светский характер нашей страны гласит о том, что государство отделено от религии, мы понимаем, что верование становится важнейшей сферой жизни общества, не только фактором этнической принадлежности, но и регулирующей социальное поведение.
В ином случае все это может привести к серьезному изменению религиозной ситуации в Казахстане и, соответственно, усилению религиозной конфликтности в нашем обществе. Неужели мы хотим вернуться обратно на 20, 30 или 100 лет назад? То, к чему мы так долго шли и за что боролись, могут разрушить наши дети, внуки…
Считаю, весь народ Казахстана должен объединиться, и направить все свои силы на борьбу с этим злом. Деятельность нетрадиционных религиозных течений и сект не должна представлять угрозу для национальной безопасности и внутренней стабильности нашего государства. Взаимоотношения государства, религии и общества должны строиться на плодотворном сотрудничестве, цивилизованно. Как было отмечено Главой нашей страны, «У государства и религиозных общин существуют две сферы сотрудничества: проповедь мира, гражданского согласия и возрождение культуры».
Айнура ЖУБАНОВА