ЦЕННОСТИ НЕЗАВИСИМОСТИ. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ИДЕАЛЫ ОБЩЕСТВА
Независимость Казахстана — особая страница в истории государства и нации, славной летописи казахского народа. Независимость предоставила нам колоссальные, прежде невиданные возможности. Сегодня казахстанцы являются хозяевами своей судьбы.
В обществе повысился интерес к собственной истории, являющейся одним из важнейших факторов развития национальной идентичности и духовности. Ведь осмысление общественных ценностей и пути нашего суверенного развития должны опираться на глубокое знание истории своей Родины, которая на протяжении одного только ХХ века испытала такие потрясения, которые чуть было не поставили вопрос о самом существовании народа.
Президент страны придает первостепенное значение знанию родной истории и культуры. Нурсултан Назарбаев писал в одной из своих работ, что без огромного сознательного труда миллионов людей, без осознания своей собственной роли в тысячелетней истории этносов, тем более столь сложной и драматичной, как история казахов, нельзя выстроить национальной идеи. Только зная историю своего народа и страны, начинаешь понимать особую ценность обретенной Казахстаном в конце прошлого столетия независимости.
Обретение государственного суверенитета — это итог борьбы, устремлений и чаяний предшествующих поколений. Нельзя перечеркнуть многовековую историю Казахского ханства. У казахов были великие правители-ханы, батыры-борцы за свободу.
В условиях независимости мы возрождаем национальную историю, воздаем дань благодарной и немеркнущей памяти яркой когорте казахской интеллигенции, мечтавшей о свободе и развитии Родины, отдавшей свои жизни для блага народа, возвращаем из забвения их имена.
История борьбы за независимость вбирает в себя, как героические страницы прошлого, так и трагические, связанные с массовыми политическими репрессиями, голодом и коллективизацией. Советская власть подвергла репрессиям цвет казахской интеллигенции, например, известна блестящая плеяда деятелей Алаш Орды: Алихана Букейханова, Алимхана Ермекова, Ахмета Байтурсынова, Мыржакыпа Дулатова, Мухамеджана Тынышпаева, Халела Досмухамедова; видных государственных деятелей Турара Рыскулова, Сакена Сейфуллина, Жалау Мынбаева и других. Вынужден был эмигрировать лидер туркестанского национального движения Мустафа Шокай. Все они были выходцами разных социальных слоев, представителями различных вариантов общественно-политического выбора в эпоху революционных бурь, но все они видели свое предназначение в служении коренным интересам родного народа.
Только с обретением независимости стало возможным изучение «белых пятен» истории, судеб лидеров алашского движения и национальных деятелей. Совсем недавно были обнаружены могилы Алихана Букейханова, Турара Рыскулова, Назира Торекулова, Султанбека Хожанова, Нигмета Нурмакова, на которых теперь установили памятные надгробные плиты, возвращен на родину прах Смагула Садвокасова.
Жизнь их всех была борьбой, истинным служением народу и самопожертвованием.
Вынужденные в сложившихся обстоятельствах победы советской власти признать ее, и, приняв предложение большевиков о работе в государственном аппарате, бывшие деятели Алаш Орды стремились придать советской власти в Казахстане национальное содержание, приблизить к интересам коренного населения, приобщить народ к прогрессу. Национальные деятели наиболее чутко воспринимали коллизии и проблемы, всплывавшие по мере роста масштабов и темпов социалистических преобразований.
Оценивая прошлую советскую историю, нужно обязательно учитывать очевидные и бесспорные успехи модернизации народов СССР, а также все противоречия советской эпохи с ее неоспоримыми завоеваниями и достижениями, победами и трагедиями, бесчеловечным попранием индивидуальных и коллективных прав. Борьба за социальное единство общества и утверждение новой идеологии сопровождалась подавлением национального самосознания и нивелированием самобытности национальной культуры. Компартия СССР жестко контролировала все стороны жизни и деятельности национальной интеллигенции. Советской властью осуществлялась масштабная политика искоренения традиционной культуры и духовного наследия казахского народа, глубокой переделки его сознания, навязывания идеологических моделей системы. Казахские интеллектуалы оказывали сопротивление такой политической линии и многое сделали в изучении и пропаганде национальной истории, культуры и традиций народа. В 1920 году Алихан Букейханов призывал молодежь, подверженную идеям Алаша и не замеченную прежде в открытых выступлениях против советской власти, вступать в партию большевиков, войти в доверие новой власти и посредством этого служить национальным интересам.
Всякие попытки использования естественного права ранее угнетенных народов на защиту национальных интересов воспринимались тоталитарным режимом, как проявления буржуазного или местного национализма. Тоталитарный режим беспощадно подавлял несанкционированные проявления инициативы и местный национализм. Острая полемика и столкновение взглядов между большевистским центром и казахскими национальными лидерами происходили по всему спектру политических, социально-экономических и культурных аспектов национальной политики советского государства. Национальным лидерам приходилось постоянно давать отпор нападкам центра. В декабре 1921 года, находясь у руководства исполнительной власти вновь образованной Казахской автономной советской республики в составе СССР, 21-летний Смагул Садвокасов в своем докладе проникновенно говорил: «Что касается так называемого национализма в среде коммунистической партии в Киргизии, то я должен сказать, что это выдумка некоторых из колонизаторов. Никаких националистов из киргиз-коммунистов нет. Мы, болеющие душой за всякие ненормальности среди киргиз, не можем смотреть равнодушно, когда бессознательные и зловредные люди глумятся над этими киргизами. В конце концов, мы стали коммунистами не из-за карьеры и не для того, чтобы равнодушно наблюдать, как погибнет этот киргизский народ… Никакая партия, а тем более, коммунистическая, не заставит своих членов, чтобы они ненавидели свою нацию. Ни в какой марксистской литературе не сказано, что через трупы угнетенных наций рабочий класс цивилизованных народов достигнет царства коммунизма».
Бывшие деятели «Алаша» и представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции заложили фундамент казахской государственности. Они приняли также активное участие в процессе национально-территориального размежевания Средней Азии и воссоединения казахских земель. А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Беремжанов, М. Шокай, Ж. Акпаев, М. Тынышпаев, А. Ермеков, а позже С. Ходжанов, Т. Рыскулов, С. Мендешев, С. Сейфуллин, С. Асфендияров, С. Садвокасов и Н. Нурмаков прилагали все усилия для обеспечения целостности казахской территории.
Представители казахской интеллигенции предостерегали тогдашнюю центральную власть о недопустимости форсирования темпов социалистических преобразований в ауле. Осуществленное в годы советской коллективизации насильственное оседание скотоводов-кочевников и полукочевников, конфискация хозяйств имели для казахов трагические последствия. Будучи заместителем председателя совнаркома РСФСР Турар Рыскулов дважды обращался с письмом к И.В. Сталину: в 1932 и 1933 годах, подробно описывая сложившуюся ситуацию в результате перегибов в ходе коллективизации, которой нет в таких масштабах в других регионах СССР, об откочевках, о голоде и вымирании казахского населения. Он ходатайствовал о направлении директив от ЦК ВКП(б) (ЦК Компартии СССР) об организации помощи голодающим и кочевникам, трудоустройстве прикочевавших казахов в указанное им место в пределах областей, краев и республик. Под руководством Т. Рыскулова была образована специальная комиссия Совета народных комиссаров РСФСР по обустройству откочевников. В направленных в 1933 году телеграммах руководителям Киргизской и Башкирской АССР Рыскулов требовал ежедекадной отчетности и докладов о результатах устройства откочевников, просил дать категоричное распоряжение не отстранять от работы на предприятиях, в совхозах, машинно-тракторных станциях, колхозах казахов-откочевников.
Говоря об активной интеллектуальной деятельности казахской национальной элиты, следует отметить роль самого субъективного фактора в общественной практике. Ведь духовные (идеальные) потребности не менее фундаментальны и свойственны человеку, чем потребности материальные. Знаток психологии масс Гюстав Лебон подчеркивал: «Истинно исторические перевороты — не те, которые поражают нас своим величием и силой. Существенно важные перемены, из которых вытекает обновление цивилизации, совершаются в идеях, понятиях, верованиях… Управляют людьми идеи, чувства, нравы, то, что мы носим в себе».
Алашская идея сыграла большую роль в сохранении национального самосознания народа, о чем свидетельствуют архивные документы. Несмотря на запрет деятельности партии «Алаш» Советами, даже через десятилетия ее идеи не угасли в памяти и сознании народа. Для нынешних поколений чрезвычайно поучительны уроки и образцы высоких устремлений и гражданского духа, ответственности казахской интеллигенции начала ХХ века перед обществом. Они были уникальными людьми, формировавшими мировоззрение своей эпохи, получившими блестящее образование, женами многих из них были русские женщины. Это были люди действия, самоотверженно служившие интересам народа. Олег Ермеков, сегодня проживающий в Лондоне, внук Алимхана Ермекова, говорит, что его дед знал пять языков, предугадывал во встречавшихся на его пути молодых людях будущий талант и напутствовал их, давал наставления. Как много дали бы нашей стране, если бы смогли в полную меру реализовать свой потенциал представители того удивительного поколения казахской интеллигенции.
Надо отдать должное и большевистским лидерам Центра, которые, с одной стороны, опасаясь активной работы национальных лидеров и проявлений «местного национализма» в национальной республике, все же, признавая их ум и талант, использовали некоторое время на руководящей работе в центральном аппарате в Москве. Так, в Москве работали Т. Рыскулов, С. Садвокасов, С. Асфендияров, Н. Торекулов. Рыскуловым восхищались Фрунзе и Куйбышев. В 2007 году, изучая в Российском государственном архиве социально-политической истории в Москве документы о деятельности казахской интеллигенции, я была приятно удивлена осведомленностью о фактах трудовой биографии Т. Рыскулова молодого археографа, выдававшего мне архивные дела. Профессионально зная содержание описей и дел, он иногда поправлял меня: «Насколько я знаю, Турар Рыскулов не работал в такой-то период в Туркестане, он находился в Москве».
Казахские интеллигенты того поколения были людьми высокого духа и самопожертвования и, осознавая свою миссию и предназначение, добросовестно исполняли свой гражданский, человеческий долг. Миржакып Дулатов в «Письме к поколению», написанном в тюрьме в январе 1929 года, говорил о стремлении и необходимости обеспечить реализацию интересов казахского народа и заверял, что не пожалеет своих сил в этой борьбе. Сегодня, в условиях Независимости, как не вспомнить гениальные слова Мустафы Шокая: «Национальная свобода есть следствие национального духа. А национальный дух растет и приносит свои плоды при наличии национальной свободы и независимости». Слова рыцарей национальной независимости…
Современник Мустафы Шокая, также находившийся в эмиграции, великий русский философ Иван Ильин так говорил о призвании наиболее мыслящей части общества: «Вести свой народ есть не привилегия, а обязанность лучших людей страны. Эта обязанность требует от человека не только особых природных качеств, подготовки и образования, но и особого рода жизни. Это люди иной душевной и нервной организации, люди духовной сосредоточенности, люди иных потребностей и вкусов, иного жизненного напряжения и ритма».
Принято считать, что понятие «интеллигенция» впервые было введено в русском языке. На Западе слой высокообразованных, глубоко мыслящих людей относят к категории интеллектуалов. Такие люди воспринимают материальные блага, власть, как временное явление, а духовность, культура, философия — ценности, которые никогда не исчезнут. Они — ценности и интеллектуалы — независимы от власти. Общество и цивилизация нуждаются в лидерах, которые способны мыслить оригинально и действовать нестандартно. Мотив их стремлений: не отставать от современности и опережать ход общественного развития. Современность нуждается в новаторских идеях и мировоззренческих ориентирах. И сегодня востребованы такие же известные в истории честь и отвага поколения интеллигенции 20-30-х годов прошлого века.
Ныне, в условиях независимости, мы наблюдаем преемственную взаимосвязь между идеями первых казахских интеллектуалов прошлого века и современностью. Так, Президент суверенного Казахстана Н.А. Назарбаев, с начала 1990-х годов предложивший идею создания Центрально-Азиатского союза, упомянул, что идею единства центральноазиатских государств впервые выдвигал Мустафа Шокай. Известно также, что в свое время «тюркский проект», идею объединения тюркских партий предложил Турар Рыскулов.
До сих пор продолжает поражать нас силой патриотизма, верности своим идеалам и принципам творческое наследие Мустафы Шокая. Не потеряли актуальности и поныне мысли Шокая о работнике аппарата, чиновнике: «Национальный кадр» для нас — это, прежде всего, слуга нации, выполняющий свой национальный долг ни по чьим бы то ни было приказам, а по долгу совести».
…Пройдет время, придут новые поколения, но и в последующие десятилетия и столетия достойное наследие общественной мысли и духовного опыта людей высочайшего интеллекта и духа, наработанного в начале ХХ века, будет работать на эту землю, ее народ, поддерживать его в грядущей истории.
Жанна КЫДЫРАЛИНА,
доктор исторических наук, первый заместитель директора Института истории государства Республики Казахстан