ЖИТЬ С ВЕРОЙ В ДУШЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ БЫТЬ ФАНАТОМ
Религия и общество. Сегодня эти понятия невозможно рассматривать отдельно друг от друга. В демократически развивающемся казахстанском обществе религия занимает определенное место. Из года в год увеличивается число приверженцев той или иной религии.
Очень много молодежи в поисках ответа на свои насущные вопросы и проблемы приходит в мечеть или церковь, приходит к Всевышнему. Например, только в нашей области число прихожан в христианскую церковь за последние два года увеличилось почти на 200 человек, в мусульманскую мечеть — более полутора тысячи человек. И эти показатели увеличиваются из года в год. К сожалению, растет число не только приверженцев традиционных религий, но изо дня в день увеличивается количество тех, кто увлекается взглядами нетрадиционных (в том числе и радикальных) религиозных течений.
С чем и для чего молодежь приходит в религию? Почему именно здесь только начинающие жизнь молодые люди ищут и находят ответы на свои вопросы? А может быть, это подражательство, дань модному течению? Или несостоятельность в противодействии вызовам современного общества и времени? Как отметил в своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Н.А. Назарбаев, «сегодня остро стоит вопрос нетрадиционных для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течений. Часть молодых людей слепо воспринимает этот чужой взгляд на жизнь, так как у части нашего общества слабый иммунитет к чуждому псевдорелигиозному воздействию». И эта слепая вера превращает человека в фаната, в фаната, который не видит и не слышит окружающих его близких, родителей, родственников, соседей, сокурсников и т.д. Как, каким образом разум здравомыслящего человека затуманивается тем, что все, кроме Тебя и Тебе подобных иноверцы, кафиры? Сколько человеческих судеб пострадало от этого слепого фанатизма?! К сожалению, примеров этого достаточно.
Было время, когда в начале 90-х в нашем, только встающем на ноги суверенном обществе, молодые ребята стали посещать мечети, читать намазы, и это приносило родителям радость. Их чадо встает на путь истины и веры! Не сквернословит, не увлекается вредными привычками, ходит чистым и душой, и телом. Родителям в тот период, к сожалению, в большинстве, было не до воспитания своих детей. В период постсоветского развала нужно было выживать экономически, искать способы для пропитания. Та часть молодежи, которая тогда устояла, не подверглась псевдорелигиозной «обработке», нашла свой жизненный путь. Однако были те, кто поддался «обработке», и сегодня это уже возмужавшие отцы семейства, и они тянут за собой в трясину молодую неопытную душу. Они, фанатично веруя в религию, воспитывают себе подобных, обращают их в веру и «руководят» их сознанием. Сколько молодых, совсем юных людей можно увидеть на пятничном намазе! К сожалению, не во всех их глазах можно увидеть святую веру в Аллаха. Они идут не по одному, а группами. Их поведение (манеры, походка, обращение друг с другом, с другими прихожанами) не убеждают в том, что они пришли в Святой храм с почитанием к Аллаху, с глубокой и искренней Верой в душе. Особенно трудно видеть молодых женщин, одетых в темные одежды. Они обезличивают сами себя! Разве об этом написано в Коране?! Черные перчатки на руках, черные покрытия на лицах, черные до пола безформенные платья… Где же тогда они Сами? Где же их разум? Их индивидуальность, дарованная им Создателем? Почему они закрыты от общества? Кто и что скрывается за этой чернотой?
Работая на государственной службе, встречаешь людей с разными судьбами. Однажды, года три назад, мне рассказали очень страшную, трагическую по своей сути историю. К руководителю государственного органа пришел молодой человек с просьбой помочь ему спасти своего трехлетнего сына. Трагедия этой молодой семьи до глубины души потрясла меня. Оказалось, что его жена, родившая ему сына, увлеклась религией и с головой ушла в эту секту. Никакие уговоры, убеждения, просьбы не помогли сохранить молодую семью. В результате семья распалась, сын остался у матери. Трагедия этого молодого человека была в том, что его бывшая супруга заявила ему, что, как сказали ей «братья», ее сын рожден от кафира и с раннего возраста его будут готовить к «джихаду», чтобы «очистить его душу и плоть». Отец ходил с просьбой помочь ему отсудить сына у жены, которая, слепо веруя в правоту своих «братьев», была готова положить на плаху собственного трехлетнего сына. Ее убеждения нельзя назвать Верой. Это фанатизм, подобный фашизму. Других слов я не смогла найти.
К сожалению, были и другие случаи, когда «слепая вера» вела молодых, очень юных девушек к замужеству по тайному бракосочетанию (так называемые, «телефонмен неке кию»). Не зная ни дня своего будущего супруга, только потому, что это решение ее «братьев», одна студентка колледжа чуть не разбила свою судьбу. Ее мама пришла к нам в акимат, чтобы рассказать о своей беде. Женщина не смогла помочь своей дочери. Ни беседы с матерью, ни ее мольбы и уговоры, даже наказания не воздействовали на дочь. И только тогда, когда мать случайно узнала, что ее дочь «заочно» выдали замуж, и она считается чьей-то женой, отчаявшаяся женщина пришла просить помощь у госорганов. К счастью, вернуть дочь матери тогда удалось.
Сегодня в нашей области ведется комплексная работа по оздоровлению сознания тех, кто, к сожалению, сделал неправильный выбор и отдал предпочтение нетрадиционному религиозному течению. Проводится широкая разъяснительная работа не только на страницах местной печати, но и практически ежедневно организуются встречи теологов в трудовых коллективах, учебных заведениях, в мечетях. Действует центр реабилитации лиц, пострадавших от влияния деструктивных религиозных течений, где можно получить консультацию, помощь и обратившись по телефону, и лично встретившись с теологом, психологом, юристом.
Казахстан сегодня — это демократическое общество, в котором созданы условия для мирного сосуществования представителей религиозных объединений различных конфессий. Это гарантировано нашей Конституцией. Как отметил Глава государства в своем Послании народу Казахстана, «мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны. Нам нельзя допустить, чтобы искренняя вера во Всевышнего подменялась агрессивным и разрушительным фанатизмом. Слепой фанатизм абсолютно чужд психологии и менталитету нашего миролюбивого народа».
Каждый из нас в душе верующий. Мы верим во Всевышнего, благодарим его за Жизнь, дарованную нам. Верим в торжество Справедливости, верим в свой завтрашний день, верим в будущее своих детей. С этой Верой мы засыпаем и просыпаемся. И только искренняя Вера помогает нам преодолевать трудности, достигать каких-то высот, строить свою жизнь. Корни этой Веры глубоки, мы черпаем силы у своих предков, у своей истории, у своего народа. Мы должны верить, ибо жизнь без Веры бессмысленна. Но это должна быть не слепая, а светлая и святая Вера.
Асия КИСТАУБАЕВА,
руководитель управления
внутренней политики
Атырауской области